22 августа 2018Кино
300

Сердце человеческое омерзительно

Мария Кувшинова вспоминает об одной каннской мистификации, в которой участвовали все фигуранты нынешних секс-скандалов с Ардженто

текст: Мария Кувшинова
Detailed_pictureДжей Ти Лерой и Азия Ардженто, 2005© AFP / East News

19 мая этого года Азия Ардженто поднялась на сцену Каннского дворца фестивалей и, прежде чем вручить приз за лучшую женскую роль, рассказала о том, как много лет назад в этих самых декорациях ее изнасиловал Харви Вайнштейн. Публика все глубже вжималась в кресла — Азия кричала со сцены, что неразоблаченные насильники и сегодня сидят в этом зале.

За 14 лет до этого в небольшом зале по соседству с Дворцом фестивалей в рамках программы «Двухнедельник режиссеров» она представляла свою вторую режиссерскую работу, которая в российском прокате получила ничего не означающее название «Цыпочки». Вместе с ней аплодисменты и приветствия выслушивали сам Харви Вайнштейн, а также щуплый паренек в белом парике и солнцезащитных очках.

Молодого человека звали Джей Ти Лерой, он был сыном проститутки и ВИЧ-позитивным геем, американской литературной сенсацией начала нулевых, автором двух автобиографических книг, по второй из которых — «The Heart Is Deceitful Above All Things» («Сердце человеческое омерзительно») — и поставлены «Цыпочки». Среди его поклонников были Гас Ван Сент (Лерой принимал участие в создании «Слона» и значится в титрах ассоциированным продюсером), Майкл Питт, Дебби Харри, Билли Корган из The Smashing Pumpkins, Вайнона Райдер, Боно, редакторы модных журналов и многие другие, но больше всех заинтересованность проявляла Ардженто, которая устроила Лерою презентацию в Италии и много фотографировалась с ним в обнимку. В «Цыпочках» Азия сыграла непутевую мать, таскающую своего ребенка по мотелям, стоянкам грузовиков и стрип-клубам. Роль альтер эго автора, искалеченного жизнью Иеремии, исполнил семилетний Джимми Беннет, который теперь утверждает, что позднее, в возрасте 17 лет, подвергся домогательствам своей экранной матери и получил от нее компенсацию за молчание (теперь Ардженто заявляет, что домогательств не было, а выплата была жестом доброй воли со стороны ее бойфренда — покончившего с собой всего через две недели после завершения Каннского фестиваля Энтони Бурдена).

В 2005 году, спустя год после каннской премьеры «Цыпочек», газета The New York Times провела расследование и выяснила, что книги Джей Ти Лероя были написаны некой Лорой Альберт — почти сорокалетней женщиной из Бруклина, матерью семейства, которая большую часть жизни страдала от избыточного веса. Долгие годы она мучительно стеснялась себя; в подростковом возрасте, увлекаясь панк-музыкой, девушка просила сестру носить соответствующую одежду и аксессуары вместо себя, потому что панки не могут быть толстыми. Однажды, позвонив на линию психологической помощи для потенциальных самоубийц, она изобрела для себя аватар — мальчика по имени Иеремия. Лора обожала фильмы Гаса Ван Сента, особенно «Мой личный штат Айдахо» — страдающий нарколепсией герой Ривера Феникса помог сконструировать героя, который впоследствии так понравился режиссеру («Ти» в его имени расшифровывается как «Терминатор» — еще одна кинематографическая аллюзия). Зажив собственной жизнью, позднее Иеремия начал звонить литературным агентам и неожиданно получил возможность печататься.

Долгое время Лора вела переговоры сама, инкогнито появляясь на литературных встречах среди публики, но когда скрываться от прессы стало уже невозможно, ей пришлось, как в детстве, выпустить в мир реального представителя — роль Джей Ти Лероя согласилась сыграть сводная сестра ее мужа Саванна Нуп. Именно ее целовала в губы в номере римского отеля Азия Ардженто, именно ее приглашал за кулисы своих концертов Боно, ее утешали и поддерживали Гас Ван Сент и Том Уэйтс. Ни у кого не возникло сомнения, что перед ними — юноша с трудной судьбой и высоким голосом (Саванна вспоминает, что наплела Ардженто, роман с которой Лерою приписывали газеты, о приеме гормональных препаратов и подготовке к операции по смене пола).

Сама Лора всегда была где-то рядом, исполняя роль помощницы по прозвищу Спиди и продолжая вести переговоры по телефону. Голос всегда был для нее инструментом создания новой реальности: фамилия Лерой принадлежала клиенту телефонной секс-линии, где она несколько лет подрабатывала, бесплодно мечтая о карьере писателя и музыканта. Позднее, когда мистификация была разоблачена, выяснилось, что Лора маниакально записывала все без исключения телефонные переговоры, происходившие в ее жизни, — позднее они стали основой для документального фильма Джеффа Фойерцайга «Автор: история Джей Ти Лероя», в 2016 году показанного на «Сандэнсе». Азия Ардженто осталась очень недовольна картиной — она не знала, что разговоры записываются, в том числе и тот последний, после разоблачения, когда она звонит Альберт с намерением объясниться.

Еще во времена существования Джей Ти Лероя его изобретательница по медицинским показаниям сделала резекцию желудка, избавилась от лишнего веса и начала карьеру музыканта вместе с мужем (который, впрочем, не удержался и выложил прессе все детали, окончательно поставив точку в жизни Терминатора). Одна из студий, подписавшая с ней договор на следующий фильм, после разоблачения отсудила у нее $350 000 (почти столько же Ардженто заплатила Беннету после предполагаемых домогательств), репутация ее была подорвана, и ничуть не меньше была подорвана репутация сообщества, в котором у полноватой взрослой одаренной женщины нет никаких шансов реализовать себя — до тех пор, пока она не прикинется трудным подростком.

Саванна Нуп, шесть лет исследовавшая свою андрогинность в образе юноши, стала дизайнером одежды и художником, а также написала книгу воспоминаний. В этом киноцентричном сюжете ее мемуары, в свою очередь, также превращаются в кино: в этом году на закрытии фестиваля в Торонто будет показан фильм Джастина Келли «Джеремия Терминатор Лерой», в котором Лору Альберт сыграла Лора Дерн, а Саванну — Кристен Стюарт, на закрытии Каннского фестиваля наблюдавшая за выступлением Азии Ардженто с другого конца сцены.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244861
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246424
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413018
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419510
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423587
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428894
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429548