5 сентября 2018Кино
186

«Это фильм о кошмарах американской мифологии»

Документалист Роберт Грин о своем фильме-реэнактменте «Бисби'17». Фильм покажут на фестивале Center

текст: Денис Рузаев
Detailed_picture© 4th Row Films

7 сентября на фестивале Center в ЦДК пройдет показ фильма «Бисби'17» (также в программе помимо прочего — док про съемки «Лета» Серебренникова, «Мы, Маржела», «Без солнца» Криса Маркера). Бисби 1917 г. — это подавленная стачка шахтеров. Бастующих объявили одновременно красной и немецкой угрозой (США только вступили в Первую мировую) и руками шерифа и горожан-волонтеров депортировали более тысячи рабочих в штат Нью-Мексико. Реконструируя события 1917-го, один из главных американских документалистов Роберт Грин («Актриса», «Кейт играет Кристин», «Fake It So Real») вскрывает перформативный характер не только существования человека в кадре и в реальности, но и культурной памяти. Денис Рузаев поговорил с режиссером о том, почему Бисби сто лет назад — это Америка сегодня (и всегда).

— Как вы узнали об истории депортации шахтеров Бисби и почему решили снять о ней фильм?

— Узнал более-менее случайно — в 2003 году моя теща попросту купила там дом, и мы стали время от времени туда приезжать. Но то, что у Бисби странная, противоестественная история, я почувствовал уже во время первой поездки. Никак не мог избавиться от ощущения, что этот город как будто населен призраками, — и это при том, что я абсолютно не склонен к мистицизму. Ответ обнаружился в книжке «Бисби'17» Роберта Хьюстона, которую я подхватил в музее соседнего Тумстона, — она в романной форме рассказывала историю депортации. Сказать, что я был шокирован, — ничего не сказать. Я не мог поверить, что в Америке могло когда-то происходить что-то подобное и тем более что мы вообще об этом не знаем, что этот эпизод более-менее стерт из официальной истории. Имейте в виду, что тогда, в 2003-м, у власти был Буш — и по ощущениям страна стремительно радикализовывалась. Моим первым импульсом было реконструировать события 1917-го с участием современных жителей Бисби. И это за годы до того, как я в принципе стал снимать кино. Я ни хрена не понимал — может ли что-то из этого получиться, да и вообще как кино делается (смеется).

— Когда вы все-таки принялись за фильм…

— Практически пятнадцать лет спустя, замечу.

© 4th Row Films

— Да. Как на эту идею отреагировали местные? Легко ли было уговаривать их участвовать?

— Ну, мои родственники, бывавшие в Бисби, с самого начала крутили пальцем у виска. Но после работы над «Кейт играет Кристин» я, во-первых, только сильнее убедился в возможной плодотворности идеи с реконструкцией депортации силами местных жителей, а во-вторых, понял, что фильм должен показывать не только сам этот реэнактмент, но и подготовку к нему. То есть мы должны увидеть в кадре самих горожан, услышать их истории, познакомиться с их персонажами, застать сам процесс перевоплощения, и, соответственно, на экране при этом будет не 1917-й, а наше время. Так замысел фильма обрел свою финальную форму — и я тем самым нашел способ отразить в кадре эту призрачную, сюрреальную природу Бисби, вытащив на поверхность, обнажив через двойные идентичности «актеров»-персонажей двойственность самого города, одновременно существующего в настоящем и в годами замалчивавшемся прошлом. Это было в 2016 году — еще до избрания Трампа президентом. И тогда мне эта история виделась, прежде всего, классовой. Тема миграции, конечно, присутствовала — половину из депортированных рабочих составляли мексиканцы, остальные же были мигрантами со всей Европы (немцы, ирландцы, поляки, русские и так далее), — но драма подавления рабочего класса казалась основной.

— Победа Трампа изменила содержание фильма?

— Не столько изменила, сколько скорректировала — обострила те темы, которые оказались важнее. Важнее не мне, а, прежде всего, самим людям из Бисби. Они ведь поначалу были (и вполне справедливо), скорее, скептически настроены: надо иметь в виду, что в сорока минутах оттуда находится город Тумстон, такой притворный, буколический заповедник жизни на Диком Западе, так что Бисби для местных, наоборот, такой анти-Тумстон, у них на слово «постановка» натуральная аллергия. Но чем ближе я с ними знакомился, чем больше мы разговаривали — а в Бисби живет всего тысяч пять человек, так что о фильме быстро узнал почти весь город, — тем сильнее они проникались, тем лучше понимали, что кино будет не столько о прошлом, сколько о настоящем. А настоящее для них — это рейды в поисках нелегалов, строящаяся рядом стена с Мексикой и кризис.

© 4th Row Films

— Да, меня вот поразила фраза одного из героев, бывшего актера и действующего сотрудника миграционной службы Джеймса Уэста, который говорит, что осел в Бисби не в последнюю очередь из-за хорошего вида на стену.

— Поразительно, да. И вы понимаете же, что эти слова он может произнести.

У меня есть книга Ричарда Слоткина «Gunfighter Nation», вот посмотрите, прямо на рабочем столе лежит у монитора (показывает книгу в камеру). Знаете ее?

— Нет, к сожалению.

— Она посвящена мифу фронтира в Америке ХХ века — то есть, по большому счету, вскрывает жанр вестерна и те мифологемы о стране, идеалах, образе жизни, которые он предлагал (а то и насаждал) аудитории. И она дает понять, как прочно эта мифология в нас, американцах, укоренилась — настолько, что мы уже нуждаемся в ней, более того, воспроизводим ее вновь и вновь. И вот эти слова Уэста о восхищении стеной… Он ведь осмеливается без задней мысли произносить их, причем на камеру, только потому, что живет в стране, которая ценит его — белого мужчину — больше всех остальных граждан. Я не хочу его судить, потому что понимаю, хотя и не принимаю логику: он же — актер с несложившейся карьерой, с опытом занятости на самых разных, в основном малооплачиваемых и непрестижных, работах. Что ему остается? Черпать гордость в том, что он — американец, как бы превратно он ни понимал эту принадлежность. Уэст — в каком-то смысле проводник этих коллективных мифов, которые привели нас туда, где мы находимся сейчас.

© 4th Row Films

— И при этом вы в каком-то смысле снимаете историю о призраках — тех, кто был вычеркнут из этой официальной мифологии, стал необходимой жертвой для того, чтобы эта мифология могла воспроизводиться.

— Именно. В каком-то смысле фильм проецирует эту систему мифологем на современную Америку, чтобы слой за слоем их обнажить. Одна из идей Слоткина заключается в том, что все по-настоящему великие вестерны посвящены ловушке этой доминантной мифологии, фальши американской мечты.

Что до призраков, то это, безусловно, было важным элементом моей работы над фильмом. В городах вроде Бисби, на первый взгляд, абсолютно типичных в плане отражения американской истории и мифа о Диком Западе, ты не можешь отделаться от ощущения, что там присутствует некая сущность, пускай и скрытая от твоих глаз, но определяющая все, что происходит там — и во всей Америке — до сих пор, заставляющая нас воспроизводить, разыгрывать, «ставить» в современной жизни все те же архаичные, репрессивные сюжеты. И как раз через постановку событий столетней давности я хотел попробовать обнажить эту сущность — которая, конечно, является призраком травмы, призраком рабства, призраком подавления коренного населения, призраком подавления бастовавших шахтеров. Реэнактмент дал нам ключ к тому, чтобы все слои мифологии, скрывающие эти потаенные призраки, во-первых, показать, а во-вторых, отбросить — более-менее открыв глаза на то, что за ними стоит. А ведь все те же мифы правят американской жизнью до сих пор: оружие, насилие, гребаный дерьмовый президент. Так что «Бисби'17» — в первую очередь, именно о кошмарах американской мифологии. Разыгрывая их в кадре, мы получаем возможность их отрефлексировать и победить вместо того, чтобы в очередной раз проживать.

— То есть акт перформанса в данном случае становится актом освобождения места, людей, самой истории из плена отравляющих их иллюзий — и актом освобождения кинематографа в том числе?

— Да, потому что не стоит забывать: кинематограф сыграл одну из ключевых ролей в деле воспроизводства этих абсурдных героических мифов, этой фальшивой, разлагающей идеи американской мечты. Более того, этот ядовитый элемент иллюзии кино лежит в основе всей истории медиума — и в центре большинства его канонов и конвенций. Кинематограф — репрессивный в своем ядре медиум, и единственный способ его от этой репрессивности излечить — это бросать вызов его традиционным формам, жанрам, приемам.

© 4th Row Films

— Характерно, что по ходу «Бисби'17» вы прибегаете еще и к своеобразной перформативной постановке сразу нескольких жанровых конструкций: вот вестерн, вот мюзикл, в каких-то сценах даже вспоминаются теленовеллы.

— Я реагировал таким образом на материал, на конкретных людей, попавших в фильм (так, использование приемов из теленовелл стало ответом на присутствие в пространстве «Бисби'17» мексиканских мигрантов-нелегалов — и среди «актеров», и среди персонажей-шахтеров, которых они изображали в нашей постановке), — и в каком-то смысле хотел, наверное, обнажить природу кинематографа как такового: ведь это еще и саморазвивающийся, самовоспроизводящийся медиум. Так было и здесь, когда эти жанры, если можно так выразиться, сами входили в фильм по мере погружения в историю и в нашу постановку ее. Понятно, что это максимально далекий от традиционного представления о документалистике подход — но знаете что? Я уже смертельно устал от этих бесконечных разговоров о границах между игровым кино и нон-фикшеном. Если я еще раз услышу диалог на эту тему, да еще и на характерных для него серьезных щах, у меня мозг через уши к чертям вытечет.

— Ха-ха-ха. Чистая правда — это же всего лишь приемы, авторские методы, и разговор о выстраивании границ между этими методами отвлекает нас от разбора природы медиума.

— Да, это абсолютно идиотское разделение. Любое кино — в той или иной степени фикшен, как бы сильно автор ни подчеркивал якобы отсутствие своего вторжения в реальность. Но ведь, направляя на реальность взгляд камеры, ты уже в эту реальность вторгаешься, уже привносишь в нее новый, никогда не подчиняющийся твоему контролю на сто процентов элемент. Я в своих фильмах потому и подчеркиваю факт присутствия камеры, чтобы таким образом показать, сколь многое в нашей реальности является результатом смешения жизни и перформанса, присутствия и игры — как было в «Актрисе», например. В «Бисби'17» же медиум кинематографа дал мне возможность еще и если не разоблачить, то хотя бы показать перформативный, игровой аспект как истории, так и памяти о ней и возникшей на их основе современности — во всей ее полноте.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249403
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416048
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420361
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425595
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426940