24 сентября 2018Кино
246

Каннибальские метафизики

«Каниба» Верены Паравель и Люсьена Кастен-Тэйлора на фестивале MIEFF

текст: Инна Кушнарева
Detailed_picture© Norte Productions

26 сентября в Москве начинается Московский международный фестиваль экспериментального кино MIEFF. В его программе кроме конкурса экспериментального короткого метра — несколько больших хитов (насколько это слово вообще применимо к тому сорту кинематографа, который показывают здесь). Прежде всего, это фильм-перформанс Альберта Серры «Король-солнце» — своеобразное продолжение «Смерти Людовика XIV»: двойник Жан-Пьера Лео в королевском облачении стонет в Черном вигваме. О втором, фильме Бена Рассела и Бена Риверса «Редкое событие», мы уже подробно писали. О третьем рассказывает Инна Кушнарева.

P.S. Кроме того, на фестивале состоится гастроперформанс Петера Кубелки, который знаменит не только своими авангардными фильмами (их тоже покажут в Москве), но и супами.

Иссэй Сагава — фантазм французской культуры, ставший реальностью. Все с увлечением смотрели на перверсии японцев в авангардном японском кино, и тут в Париж приезжает маленький, щуплый японец и съедает однокурсницу по Сорбонне. Она, правда, оказалась не француженкой, а голландкой. Но эстетские наклонности Сагавы были налицо: 11 июня 1981 года он заманил ее к себе под предлогом, что ему задали на дом записать чтение стихов по-немецки. И пока она читала под запись стихотворение Иоганнеса Бехера, его любимое, он застрелил ее из ружья. Затем изнасиловал и потихоньку начал есть. (Среди прочего у Сагавы, кстати, нашли обложку журнала Charlie Hebdo: повар отрезает у женщины филейную часть. Подпись: «Крутое барбекю: жопа под прованскими травами».) Свои заготовки Сагава хранил три дня, но у него не было морозильника. Пришлось как-то избавляться от останков. Сложив все в мешок, Сагава вызывал такси и отправился в Булонский лес. Нашел там тележку для своей поклажи. Спускаясь по склону, оступился, упал и скатился вниз. Мешок порвался на глазах у влюбленной парочки, уединившейся в лесу. Сагаве удалось сбежать, но полиция быстро его вычислила.

© Norte Productions

Из фильма Люсьена Кастен-Тэйлора и Верены Паравель «Каниба» ничего этого узнать нельзя. В нем есть только сухой пояснительный титр в начале. А сам фильм состоит из сверхкрупных планов Сагавы и его брата Дзюна и обрывочных бесед между ними. Сагава болен, почти ослеп, у него сахарный диабет, трясутся руки, и он с трудом передвигается. Это не говорящая голова, а лицо, даже, скорее, его фрагменты, снятые со странных ракурсов: то скула, то поры на коже, то странная форма ушей. Порой фокус теряется. Но лицо превращается в пейзаж, в абстракцию. По словам Кастен-Тэйлора и Паравель, они сняли много разного материала, в том числе видов его комнаты с массой артефактов на стенах (голые женщины вперемешку с Бэмби и Микки-Маусом), но решили оставить только лица. Брат Сагавы тоже оказался оригинальным персонажем. Он — мазохист. Отдал для фильма свое любительское видео, в котором протыкает себе руку разными колющими предметами и проделывает сложные манипуляции с колючей проволокой, — вполне себе перформанс.

В отличие от брата-дилетанта, Сагава был настоящей медийной звездой. Во Франции 80-х все были одержимы историей «японского каннибала». В Японии Сагава стал предметом культа. Он сам писал о себе, в частности, придумал и нарисовал мангу, которую в фильме листает брат, поеживаясь от ужаса и брезгливости (возможно, притворных). Сагава выступал в прессе, его приглашали на ток-шоу. Художники устраивали акции протеста, утверждая, что каннибализм Сагавы — способ самовыражения его художественной натуры. Сагаву снимали в кино и даже в рекламе сети мясных ресторанов. В 1992 году он снялся в фильме «Спальня» Хисаясу Сато. Собственно, через Сато Кастен-Тэйлор и Паравель к нему и подобрались. Кастен-Тэйлор спродюсировал фильм Сато, последнего режиссера вымирающего жанра pinku eiga («розового фильма»), и в обмен получил доступ к Сагаве.

© Norte Productions

В отличие от экспансивного и добродушного брата, Сагава сдержан и уклончив. Никакого батаевского эксцесса. Он не красуется — физическое состояние не позволяет, и не только оно. Говорит мало. Иногда произносит что-то по-французски или по-английски, и тогда заметно, что иностранный язык — это тоже в некотором роде продолжение радостей оральной стадии. Мы все время видим, как Сагава пьет, и только в самом конце фильма — как ест. У него удивительно маленький рот. Он вообще маленький: рост меньше 1,50, вес —35 кг. В детстве переболел энцефалитом, был совсем слаб. Мать насильно заставляла его есть. Один из сильных моментов «Канибы», разнообразящий визуальный ряд, — любительский фильм, который снимал их с Дзюном отец, состоятельный японский промышленник. Хорошо сохранившаяся старая пленка, двое кавайных детей, папаша в пальто и шляпе, безобидные забавы, дети на осмотре у врача, врач делает укол в невообразимо маленькую и худенькую ручку мальчика. Часть хроники, снятая на цветную пленку, по ауре напоминает фильм Одзу. Там уже юноша, хрупкий и болезненный, рядом с матерью в саду. Хроника в фильме Кастен-Тэйлора и Паравель работает потому, что их фильм устроен иначе, нежели стандартное документальное кино с говорящими головами, пересказом фактов и игровыми реконструкциями. Главная идея — разведение тела и культуры: у Сагавы слишком много культурных коннотаций, он слишком хорошо встраивается в японскую культуру, перверсивную и фетишистскую. Необходимо вывести ее за скобки или, во всяком случае, не допускать в кадр. За кадром Дзюн может объяснять брату, что манга не должна быть такой злой и извращенной, как у него. Или сиделка Сагавы в форме французской горничной (на самом деле его старая подруга) может проецировать на него другую «культурную идентичность» — зомби.

© Norte Productions

Кастен-Тэйлор и Паравель возвращаются к самой плоти и ее непроницаемости. Проницаема ли чужая плоть для каннибала? Не хочет ли он проницать ее за счет наделения всевозможными смыслами? В «Канибе» смыслы или изъяты, или только случайно попадают в тело фильма. Крупный план работает в фильме так, как описывал Делез в «Кино». Крупный план лишает лицо всех трех его функций — индивидуации, социализации и способности к коммуникации: «Крупный план и есть лицо, но в той мере, в которой оно утратило три свои функции. Нагота лица больше наготы тела, нечеловеческий характер лица больше нечеловечности животных». И по отношению к Сагаве эстетический выбор становится этическим. Сагава вполне сознательно разыгрывал роль монстра, сам себя демонизировал, но в то же время у него осталось чувство обиды на прессу. Он уже давно не желает ни с кем общаться и, возможно, даже не понимал, кто его снимает, просто доверился им, потому что их привел Сато, последний человек, которому он верит. А Кастен-Тэйлор и Паравель, в свою очередь, не хотели показывать его тело — такое оно хрупкое и больное.

В «Канибе» полуослепшие глаза Сагавы почти не смотрят в объектив. Его практически не снимали фронтальными планами. Но зато Кастен-Тэйлор и Паравель сами часами смотрели на него, сменяя друг друга перед камерой и порой даже не удерживая фокус (Паравель жалуется на собственные проблемы со зрением, с фокусировкой, чему не помогают даже очки). И вдобавок они слушали разговоры, не понимая языка. Весь проект кажется добровольным испытанием прежде всего для авторов, а не для их объекта. Кажется, что они сами себя наказывают. Если долго смотреть на чудовище, со смотрящим что-то произойдет. Взгляд, обращенный на монстра, расчеловечивается. Но поиски нечеловеческого взгляда — это и есть проект этих режиссеров. В своем предыдущем фильме «Левиафан», показывая промышленную добычу рыбы, они искали нечеловеческий взгляд при помощи камер GoPro, закрепленных в самых неожиданных местах. Сейчас работают над фильмом, снимающимся внутри человеческого тела при помощи медицинской аппаратуры, которую используют для хирургических операций. В «Канибе», оказавшейся между этими двумя проектами, им удалось напомнить всем, что старый добрый крупный план может оставить человека без лица, а зрителя без взгляда — или с каким-то иным, нечеловеческим, зрением.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244859
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246420
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413016
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419506
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423584
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428891
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429545