6 марта 2019Кино
119

Дни первых

Эхо «Духа огня» в «Иллюзионе»: марафон работ лучших молодых режиссеров арт-кино

текст: Алексей Артамонов, Андрей Карташов, Ольга Касьянова, Наталья Серебрякова, Дарья Серебряная
1 из 10
закрыть
  • В московском кинотеатре «Иллюзион» в сжатом темпе (по три фильма в день, спешите посмотреть!) до 10 марта проходят показы фильмов ханты-мансийского кинофестиваля дебютов «Дух огня». Редкий шанс посмотреть на большом экране тот род кино, который можно было бы назвать авангардным — если бы радикальность режиссерского метода не сочеталась в нем с обращением к классической, домодернистской традиции. Рассказываем обо всех фильмах программы, в том числе и о коротком метре.

    Bigmat_detailed_picture
    «Мир полон тайн» («The World is Full of Secrets»)Режиссер Грэм Свон

    Полнометражный режиссерский дебют Грэма Свона, продюсера участвовавших в прошлогоднем конкурсе «Духа огня» «Классического периода» Тэда Фендта и «Заметок о видимом» Рикки д'Амброуза. Как и Фендт с д'Амброузом, Свон представляет маргинальную, но крайне любопытную линию современного американского кино, одинаково далекую и от голливудского мейнстрима, и от сандэнсовского инди с мамблкором. Мало в чем схожих стилистически, всех троих интересуют европейская домодернистская культура и возможности обильного использования литературного текста в кино. Неудивительно, что в Европе их ценят намного больше, чем на родине, — в США пока даже не назначена премьера фильма Свона.

    Готический по жанру, барочный по форме, «Мир полон тайн» в равной степени вдохновлен радиоспектаклями и немым кино 20-х годов, особенно французским, мастерски работавшим с наплывами и многократными экспозициями. Фильм, по сути, представляет собой серию историй, которые рассказывают друг другу подростки: собравшись на ночевку, девушки устраивают конкурс жутких сказок, в основе которых лежат реальные события. Процентов девяносто экранного времени мы видим снятые без склеек крупные планы рассказчиц, причем длятся они по 20—30 минут. Такой решительный отказ от репрезентации в пользу зрительского воображения — для кинематографа эксперимент, по своей радикальности сопоставимый с самыми смелыми выходками «новой волны» и, надо сказать, в данном случае вполне успешный. Но фильм не был бы так интересен, если бы ограничивался лишь формальным пижонством. Все происходящее заключено в сюжетную рамку — после этой летней ночи 1996 года никто из участников не остался прежним. Настоящий, превосходящий любой рассказ ужас не может быть передан на экране, он вынесен за скобки — чтобы создать ювелирный, ностальгический, любовно выточенный образ хрупкости детства и чувства мнимой защищенности от угроз внешнего мира.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244872
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246435
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413027
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419516
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423593
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428900
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429554