Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244900Малышу снится, что он бежит по зеленой траве, а над ним во весь экран — гипнотически голубое небо. В небе — похожая на караван эскадрилья итальянских аэропланов. На главном — усатый граф Капрони. Граф спрыгивает со своего летающего чуда, знакомится с мальчиком, зовет с собой в синеву.
Утром мальчик просыпается и надевает очки. Его зовут Хорикоси Дзиро, он вырастет и станет авиаконструктором, пойдет работать на корпорацию «Мицубиси» и соберет самый легкий и лучший боевой самолет начала 1940-х — палубный истребитель «Мицубиси A6M Зеро». Очень скоро четыре сотни «Зеро» будут сопровождать японские бомбардировщики в атаке на Перл-Харбор, а Дзиро будет в своих снах бродить между огромных куч искореженного металла. Но это ничего, ведь есть еще чистое небо, а в нем — стайка юрких летучих рыбок из алюминия.
«Ветер крепчает» — одновременно и самый взрослый, и самый беспомощный фильм Хаяо Миядзаки. Трагедия ученого в мире, где любое знание стоит на службе Минобороны? Вот уж нет. Миядзаки — не бунтарь и не пацифист, его герой — не академик Сахаров, а фильм — даже не столько драма, сколько печальная констатация того, что в нашем мире красота и боль идут рука об руку и нужно просто стараться. Блюсти дедлайны, ходить на службу и любить свое ремесло. Делай что должен и не залеживайся в кровати.
Слово «смирение» звучит скучновато — и в качестве истории «Ветер» не более увлекателен, чем учебник по сопромату. Рисованный конструктор Хорикоси и его симпатичное окружение (даже пулеметчики на аэропланах выглядят тут милыми оловянными солдатиками) живут шаблонной жизнью героев девчачьей книжки-раскраски. Первая встреча юного Дзиро и его будущей жены на подножке поезда, романтическое переживание опасности — великого землетрясения 1923 года, снова случайная встреча в лесном санатории; унесенная ветром шляпа, опрокинутый ветром пляжный зонт. Туберкулез, побег из горного санатория (это в биографию авиаконструктора вкрадывается лирика поэта-туберкулезника Хори Тацуо), тайное бракосочетание в доме начальника. Но прежде всего — самолеты. Клепаный дюраль, закрылки, тросы. «Будь ко мне ближе», — просит Хорикоси угасающая жена, и он послушно придвигает рабочий стол вплотную к матрасу.
Человеческая жизнь для Миядзаки — штука невеликая. Ее хватит на что-то одно, и это одно — конечно, работа (сам Хаяо-сэнсэй всегда жил точно так же, ночуя в студии на раскладушке, почти не участвуя в воспитании сына). Дело — возможность стать чем-то большим, и все герои «Ветра» — лишь чуть более подвижная часть общего исторического фона, который тут нарисован куда интереснее, чем характеры, конфликты и внутренний мир. Знаки цайтгайста раскиданы по фильму обильно и без лишних объяснений, и эти приметы времени будет сложно понять ребенку. Вот сокурсники смеются в забегаловке над Дзиро, тычущим палочками в кусок макрели: «Тебе пора научиться есть мясо». В этой фразе — великая культурная революция эпохи Мэйдзи, призвавшей тысячи провинциалов в города, в армию и на флот, заставившей их сменить деревенскую идентичность на национальную — посредством приучения к белому рису и карри с говядиной. А вот Дзиро в ночном Берлине шарахается от погони одних людей (в пальто) за другими (в рабочих куртках). Поймет ли маленький поклонник «Тоторо» и «Навсикаи», что те, которые в пальто, через несколько лет пройдут маршем по Нюрнбергу, а после и по всей Европе?
Впрочем, все это тоже лишь детали — пусть точные, но разрозненные, не связанные в большой рассказ-дискурс. Дело в том, что Миядзаки все-таки не рассказчик, а художник. И то, от чего здесь захватывает дух, — это линия и цвет. Да, скорее, именно цвет — гипнотическая, заливающая все вокруг синева. Небо живет, небо дышит, меняет окраску, делает экран бездонным. Как Ив Кляйн или Дерек Джармен, Миядзаки патентует свои оттенки синего. Но это не джарменовская синева смерти и небытия, тут ближе цвета импрессионистов, осязаемый воздух, бесконечность — расстояний, ощущений, ожиданий или возможностей. Настоящий конфликт «Ветра» разыгрывается как раз в плоскости кадра-полотна, между этой безграничной бесформенностью неба и заведомо узкими, тесными рамками всего, что внизу. Он — чувственная, почти тактильная метафора той настоящей трагедии, о которой фильм дисциплинированно умалчивает, явно не желая вбивать в голову молодежи романтические глупости. Но посудите сами: разве это не печально — всю жизнь делать самолеты, но никогда самому так и не подняться над рабочим столом?
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244900Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246456Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413044Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419533Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420201Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422852Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423611Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428780Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428914Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429567