Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244796Третий сезон совместной программы «Москино» и экскурсионного проекта «Москва глазами инженера» посвящен теме городских микросообществ. Показ фильма Эльдара Рязанова и лекция Елены Дербеневой «Конструктор для взрослых. Почему панельное строительство — это хорошо» пройдут 10 августа (сбор по адресу: ул. Довженко, дом 6; начало в 19:30).
Режиссер Эльдар Рязанов
Дружеский шарж Рязанова на мосфильмовское жилтоварищество кажется сегодня не только образцовой брехтовской «дидактической пьесой», участники которой разыгрывают хорошо знакомый им по реальной жизни конфликт (как известно, фильм снят под впечатлением реального заседания гаражного кооператива «Мосфильма»), но и мощной антикапиталистической сатирой. Этот месседж удачно совпал с решением очередного пленума ЦК энергичнее критиковать общественные недостатки, так что начальство «Мосфильма», с самого начала настороженно относившееся к проекту Рязанова и Брагинского, пропустило на экран столь удручающий портрет советского среднего класса. В своем гиперболизированном описании нравов и быта мелких столичных собственников Рязанов словно повторяет хардкорный марксистский постулат о том, что капитализм есть преступление. Войны хозяйствующих субъектов позднего застоя выглядят точь-в-точь как сводки из Москвы конца десятых: поджоги и подлоги, уничтожение зеленых насаждений, приписки и черная бухгалтерия, драки, угоны машин и порча имущества. Собственность — железобетонная коробка гаража — превращает товарищей не просто в господ, а сразу в зверей. Эта фауна помещена Рязановым в довольно сюрреалистический антураж зоомузея — эдакий советский Бунюэль/Феррери. Чучела пингвинов, скелеты мамонтов и картонная модель рыбы-иглобрюха абсурдно соединяются с элементами водевиля (что там творится за белым медведем?) и трагедии (безумие героини Немоляевой). Собрание пайщиков — полноценный советский микрокосм с товарищем Карпухиным (одетым как имперсонатор партийного бонзы) на верхушке пищевой цепи и лишенным голоса (и представительства) пролетарием-лаборантом Хвостовым в самом низу; трудно выбрать фильм, более подходящий для иллюстрации темы «Городские микросообщества».
Дом 6 на улице Довженко мелькает во всех списках «неординарных домов Москвы» неспроста. Ироничный постмодернистский жест создателей: максимально допустимую погрешность стыковки типовых панелей — 6 градусов — использовали, чтобы закольцевать девятиэтажку.
«Круглый дом» был построен в 1979 году по проекту Евгения Стамо и Александра Маркелова. «Бублик» имеет диаметр 155 метров, 26 подъездов и 936 квартир. У дома есть брат-близнец той же панельной серии I-515/9М на Нежинской улице. Существует городская легенда, что «круглые дома» строились к Олимпиаде-80 и что «колец» должно было быть пять (получился бы квартал «олимпийских колец»). Однако она не имеет никаких оснований: такие дома занимали очень большую территорию и были менее экономичными, чем типовые постройки (домам требовались монолитные вставки, которые не только повышали стоимость строительства, но и увеличивали его срок). В действительности смысл проекта заключался в том, чтобы воссоздать «старый советский живой двор», добавить привлекательности районам типовой застройки, предоставить жителям необходимую инфраструктуру в шаговой доступности. Для этого первый этаж здания отвели под хозяйственные объекты: там открыли магазины, аптеки, библиотеку.
Дом состоит из 22 прямых секций, установленных под углом. Внутренние помещения получили форму трапеции с длинной внешней стеной. Дом перекликается со знаменитым 9-м микрорайоном Новых Черемушек и по-новому подходит к использованию стандартной панели.
Двор дома на Довженко довольно часто появлялся в советском кино благодаря близости к киностудии «Мосфильм». «Москва слезам не верит», «Выстрел в спину», «Трагедия в стиле рок» снимались именно здесь.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244796Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246347Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412952Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419435Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420115Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422776Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423533Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428692Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428824Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429501