30 августа 2019Кино
149

Бертран Бонелло: «Приехать на Гаити с камерой — все равно что приехать с оружием»

Режиссер «Малышки зомби» — о вуду, рэпере Дамсо и медлительных зомби

текст: Юлия Гулян
Detailed_pictureБертран Бонелло

— Почему после таких масштабных фильмов, как байопик Ива Сен-Лорана и остросюжетная «Ноктюрама», в которой почти весь Париж взлетает на воздух, вы вдруг сняли такую камерную историю? Да еще и в такие сжатые сроки — за год.

— Для разнообразия! К тому же идея фильма возникла у меня давно. Вернее — образ печального зомби, который понуро бредет ночью по тростниковым плантациям Гаити. А снять фильм за год возможно. Тут главное — планирование. В марте 2018-го я решил, что к следующему Каннскому кинофестивалю сниму новый фильм за полтора миллиона евро, то есть у меня было несколько месяцев на сценарий. Съемки назначили на октябрь, потом постпродакшен — и вот премьера состоялась в мае.

— Ловко! А набрать на роли школьниц совершенно неизвестных актрис — это и концептуальное решение, не только из соображений экономии? Вот в «Ноктюраме» у вас всех подростков играли актеры, уже много где засветившиеся.

— Мне в кастинге очень важно создать коллектив, и я подумал, что было бы нечестно смешивать в компании одноклассниц известных и начинающих актрис, так что взял всех начинающих. Это не сложно, просто замедляет процесс кастинга — мы отсмотрели тысячи актеров. Да и репетировать приходилось, а обычно я почти не репетирую. Но для гаитянский части фильма мы выбирали если не актеров, то артистов театра, поэтов, танцоров…

— Вы много снимали на Гаити, где развивается вся линия с Клервиусом?

— На Гаити было восемь съемочных дней… и 40 дней подготовки. Плюс мы попали в разгар забастовок 2018 года — были дни, когда мы считали большой удачей возможность просто выйти на улицу или проехать по дороге без приключений.

Кадр из фильма «Малышки зомби»Кадр из фильма «Малышки зомби»© My New Pictures

— А ведь вы могли обойтись и без экспедиции на Гаити. Отсняли бы сцены про зомби где-нибудь в тропиках.

— Да, в той же Доминиканской Республике, например. Но это было бы политически некорректно — как будто я украл историю у Гаити. Я знал, что будет сложно, но это для меня было самым важным решением.

— Это из-за темы?

— В целом Гаити — государство, куда приехать с камерой — все равно что приехать с оружием. А когда белый француз приезжает на Гаити и заявляет, что собирается снимать фильм про вуду и зомби…

— Воспринимается как культурная апроприация?

— Именно! К счастью, наша история рассказана французской школьницей, якобы внучкой зомби. Но тема все равно восторга у местных никогда не вызывала: они считают, что у них украли и извратили этот образ еще американцы в тридцатые годы.

Кадр из фильма «Малышки зомби»Кадр из фильма «Малышки зомби»© My New Pictures

— Вы про «Белого зомби» с Белой Лугоши?

— Да, это хороший пример.

— А мне показалось, что ваши меланхоличные зомби больше напоминают как раз персонажей фильмов 30-х — 40-х. Того же «Белого зомби» или «Я гуляла с зомби» Жака Турнёра. У вас на постере даже Zombi без е на конце — старая школа.

— Так и есть. Я старался вернуть термину «зомби» его исконное значение — завороженный колдунами вуду человек, превращенный в раба для плантаций сахарного тростника. Проблема рабства на Гаити и сегодня стоит очень остро. В то же время я хотел показать, что в культе вуду нет ничего страшного. Это как древнегреческие мифы, ужасные и прекрасные, но в любом случае помогающие людям жить.

— А вы сами верите в эту историю с Нарциссом-зомби?

— Разумеется! А вы разве нет?

Кадр из фильма «Малышки зомби»Кадр из фильма «Малышки зомби»© My New Pictures

— Всегда хотела спросить, как вы работаете с музыкой. В каждом вашем фильме саундтрек — как самостоятельный персонаж.

— Для меня это и правда очень важно, так что я всегда пишу музыку параллельно со сценарием. Очень редко что-то добавляется на монтаже. Ну а рэп, который слушают школьницы, — это то, что слушает моя 15-летняя дочка; я просто взял последнее, что было в ее плеере в тот момент, — это оказался Дамсо.

— Школа для девочек, которую мы видим, тоже настоящая?

— Абсолютно настоящая — от школьной формы до их странных реверансов. У меня нет никакого воображения: я просто нагуглил эту школу для девочек, а когда узнал, что ее основал Наполеон, — тут-то все и сложилось: выходит, когда на Гаити боролись за независимость, в Париже открывали эту школу.

— Ваша аудитория молодеет? Два ваших последних фильма — «Ноктюрама» и «Малышка зомби» — о совсем юных героях.

— С каждым новым фильмом моя аудитория все моложе. Зрителям «Ноктюрамы» было 18—25 лет, раньше такого не было. Кто будет смотреть «Малышку зомби» — даже страшно представить!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244857
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246418
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413014
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419505
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423583
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429544