Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244858Новый фильм Абеля Феррары (его недавно показали на «Амфесте») — история нервной жизни американского режиссера итальянского происхождения, живущего в Риме с молодой женой и маленькой дочкой (как и сам Феррара). История о старении, привычках, зависимости и семейной рутине. Насколько вся эта печальная повесть — автобиография? Об этом Феррару расспрашивает Гордей Петрик.
— Почти все ваши фильмы рассказывают об аддикции. «Томмазо» — это тоже фильм о зависимости? Зависимости от семьи?
— Это кино о реабилитации, а она — часть зависимости. Томмазо — алкоголик в завязке.
— Вы сейчас тоже на реабилитации, не пьете и ничего не употребляете, у вас молодая подруга и дочь, которые и сыграли семью Томмазо. Это автопортрет?
— Знаете, я думаю, режиссер и сценарист делают любой фильм, отталкиваясь от каких-то знакомых впечатлений и опыта. И каждый мой фильм — о том, кто я есть. Очевидно, фильм не станет лучше, если я буду его снимать не о том, что сам хорошо знаю, не о своих истоках. На то я и творец. В своем кино я всегда присутствую — независимо от того, хочу я этого или нет.
Но не забудем о границе между документальным и игровым кино. Игровое кино — это фикшен, и точка. Томмазо — конечно, вымышленный персонаж. Пазолини (имеется в виду фильм «Пазолини». — Ред.) — тоже вымышленный персонаж, и фильм — не документация последних дней его жизни, а выдумка. Я не буду, конечно, утверждать, что стиль жизни героя Дефо, проект фильма, над которым он работает, его реабилитация, уроки итальянского, Кристин с ребенком не имеют никакого отношения к моей жизни. Но я от всего этого только отталкиваюсь! Не я исполнил в фильме главную роль — а мог бы. Ее исполнил Уиллем. Неважно, насколько мы с ним близки и сколько фильмов сделали вместе. Он — актер, который по-своему подходит к персонажу.
— Да, вы не играете в «Томмазо» — но в нем играют ваша подруга и ваша дочь.
— Представьте себя на моем месте: что бы вы сами сделали? Кастинг еще с тридцатью четырехлетними девочками? Уиллем — ее крестный отец, у них уже были сформированы родственные отношения. Мы снимали в моем доме в Италии. Ей там было комфортно. Зачем же мне заставлять других девочек играть как Ана и снимать их не дома, а в павильоне, оплачивая аренду? Разве я могу быть в таких же отношениях с другой девочкой, как с собственной дочкой? Я знаю, что она любит, а чего не любит, ей со мной спокойно. Чувак, кино — это семейный бизнес. Кристин — тоже актриса. Я познакомился с ней как с актрисой. С другими исполнителями я тоже до этого был знаком. Я говорил им: разыграй-ка эту вот ситуацию. И смотрел, как у них получается.
Сценарий состоял в основном из знакомых нам ситуаций. В диалогах не было какой-то особой конкретики. Уиллем, например, ходит на курсы итальянского. Именно их мы и сняли. Ему не нужно было играть, он вел себя со своей учительницей так же, как делает это обычно. Все по большому счету играли себя и занимались привычными вещами. У нас не было такого, чтобы мы репетировали или обсуждали сцены в процессе.
— Вы в последнее время не работаете с Харви Кейтелем и Кристофером Уокеном, в прошлом — вашими постоянными актерами. Есть причины?
— Ну, понимаете, я сейчас живу в Риме, и Уиллем Дефо тоже живет в Риме. Вот и ответ.
— Есть ли разница — снимать фильм в завязке или снимать фильм, не отказывая себе ни в чем?
— Весь смысл реабилитации — в избавлении от иллюзии. Ты думаешь, что алкоголь и наркотики сделают тебя лучше, заставят видеть вещи по-новому. К сожалению, я очень долгое время пил и употреблял наркотики — и был убежден, что нуждаюсь в них. Очень сложно выбраться из всего этого, когда в какой-то момент понимаешь, что это необязательные компоненты. Я уже семь лет в завязке — и все еще зависим и буду зависимым, не излечусь. С этим приходится бороться изо дня в день. Каждый день мне нужно преодолевать себя, чтобы оставаться чистым. В этом, кстати, помогают собрания, потому что никто не может тебя понять так, как другие люди, прошедшие через это: вы поддерживаете друг друга. Я бы мог сейчас взять пива, но сознательно пью минералку, сечете?
— В «Томмазо» упоминается ваш следующий фильм — «Сибирь». Насколько я помню, несколько лет назад была краудфандинговая кампания. Она увенчалась успехом?
— Краудфандинг был катастрофой. Я рад, что попробовал, но не смог таким образом поднять бабла. Так что мы сделали фильм попроще — сняли его в Италии и в Мексике.
— Раскадровки, с которыми работает герой Дефо, настоящие?
— Ага. «Сибирь» — это кино о путешествии. Оно тотально отличается от «Томмазо». Действие происходит в горах. Сибирь тут — не место на карте, а метафора изгнания, ссылки. Это путешествие — на собаках, пешком, через пустыню. Перед тобой вся Вселенная, а герой ищет в ней прошлое, будущее.
Спускаются Кристин с Аной; Феррара переключается на дочку, встает и уходит играть с ней в холле отеля.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244858Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246419Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413015Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419505Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420174Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422827Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423583Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428752Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428890Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429544