9 апреля 2021Кино
127

Три фильма ФАНКа: тело, копирайт, деньги

О фильмах фестиваля научно-популярного кино рассказывают их создатели

текст: Наталья Серебрякова
1 из 3
закрыть
  • В эти дни в Москве и других городах России проходят бесплатные показы немецкого научно-популярного кино, приуроченные к Году Германии в России (подробнее о программе со сложным названием «Дни немецкого кино ФАНК» можно почитать тут — там же можно и зарегистрироваться на показы). В программе — три фильма: «Тело истины» Ивлин Шельс о роли женского тела в искусстве, «Незаконный фильм» Мартина Байера о копирайте на изображения и «Откуда берутся деньги?» Кармен Лосманн.

    Bigmat_detailed_picture
    «Тело истины» («Body of Truth»)Режиссер Ивлин Шельс

    Дочь высокопоставленных партийных чиновников Марина Абрамович рассекает себе живот пятиконечной звездой, оснащенной бритвенными лезвиями. Ширин Нешат, покинувшая Иран в начале Исламской революции, занимается каллиграфией на коже женщин. Сигалит Ландау, родители которой пережили Холокост, использует колючую проволоку как хулахуп. Катарина Зивердинг, отец которой был нацистом, делает фотографические автопортреты.

    Ивлин Шельс выбрала героинями своего фильма этих четырех известных женщин-художниц. По ее мнению, мужчины-художники (такие, как Роберт Мэпплторп) тоже, бывает, экспериментируют в своей работе с собственным телом, но женщин среди боди-перформансистов больше.

    Во время перформанса Ландау на Мертвом море художница погружает колючую проволоку в соленую воду. Кристаллы, образующиеся на ней, выглядят как кружево. В другом своем перформансе Ландау плавает в Мертвом море обнаженной рядом с арбузами — волны от ее движений заставляют арбузы плыть по спиральной траектории (при съемке с дрона это выглядит удивительно).

    Катарина Зивердинг — ученица Йозефа Бойса, она занимается автопортретом. «У меня другие отношения с телом, — говорит Зивердинг в фильме, — я не понимаю художников, которые наносят себе травмы». 75-летняя Зивердинг, которая сейчас чем-то похожа на клон Карла Лагерфельда в пиджаке с высоким воротником и сапогах, фотографирует себя уже пятьдесят лет. Ее самая знаменитая работа — серия соляризованных автопортретов «Штауффенберг Блок» (аллюзия на Клауса фон Штауффенберга, руководившего провальным заговором против Гитлера в 1944 году).

    Ивлин Шельс

    Много лет назад в Париже я увидела очень трансгрессивные танцевальные перформансы, в которых женщины работали с границами возможностей своего тела. И тогда я подумала — как эта идея работает в визуальном искусстве? Сразу же в голову пришла Марина Абрамович, которую я для себя открыла в 90-е в Мюнхене. Затем я открыла для себя работы Сигалит Ландау, Ширин Нешат и Катарины Зивердинг и решила сделать фильм-исследование, установить связи между биографиями этих художниц, современным искусством и историей. Потому что жизни всех этих четырех художниц отмечены какими-то политическими конфликтами. И они трансформировали свои раны в искусство, работая со своим телом, которое используется очень радикально и провокативно.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244873
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413028
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423594
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555