12 сентября 2013Кино
605

«Крок»-2013. Нарратив наносит ответный удар

15 лучших картин мультфестиваля «Крок» — в обзоре ДИНЫ ГОДЕР. Мультфильмы прилагаются

текст: Дина Годер
Detailed_picture© Colta.ru

Все хорошие фестивали имеют привычку проявлять характер. Одни дружелюбны, другие холодно-строги, одни простоваты, другие надменны, одни любят попсу, другие — отвязный подростковый экшен, третьи — авангард и эзотерическую многозначность. Но зрители любых фестивалей предпочитают внятные, четкие нарративы — истории с завязкой, кульминацией и развязкой. Русско-украинский анимационный фестиваль «Крок», который только что завершился в Киеве, — сам по духу похожий на веселого рубаху-парня — всегда любил истории с традиционным нарративом. Но в этот раз, кажется, превзошел сам себя: его программа практически целиком состояла из историй — от скабрезных анекдотов до экстатических трагедий и интеллектуальных игр — и таким образом подтверждала главный мировой тренд. Немногочисленные исключения — чистое кино, формальные эксперименты и абстрактная анимация без нарратива — только подтверждали правило. Это был фестиваль рассказчиков историй, и даже самый смешной имиджевый ролик нынешнего юбилейного фестиваля (режиссер — Светлана Андрианова) это подтверждал.


Живопись

Гран-при «Крока» получил фильм «Дикий» американского режиссера Дэниела Сусы. Расхожий сюжет о взятом из леса мальчике-волчонке, не сумевшем приспособиться к цивилизации, пленял изяществом почти монохромной «ожившей живописи» и точностью психологических деталей.


Молдавское кино

Сюрприз для всего анимационного сообщества — оказывается, в Молдавии снимают вполне конкурентоспособную компьютерную анимацию. Фильм Дмитрия Волошина «Джи. Смерть пролетает» (в смысле, терпит неудачу) в этом году даже участвовал в короткометражном конкурсе Аннеси. Здесь тоже ходовой сюжет — в традиционном жанре «бабушка и смерть», в котором Волошин обнаруживает раздолье для гэгов. Как выяснилось, режиссер — по совместительству бизнесмен и владелец компании, производящей интернет-рекламу, — затеял в сотрудничестве с СТВ полнометражный фильм «Цыган», и история про больничные злоключения Смерти под музыку Gogol Bordello войдет в эту картину целиком.


Пиксиляция

Фестиваль «Крок» существует в режиме биеннале (нечетные фестивали отдаются студенческому кино), и в этом видится основная причина того, что всем известные анимационные хиты последних двух лет уже не воспринимаются здесь так свежо и в итоге остаются без наград — как, например, «Светила» Хуана Пабло Зарамеллы, увешанные международными призами, как елка игрушками. Но не упомянуть этот прелестный сказочный ромком про выдувальщика лампочек нельзя. Пожалуй, никто в мире не умеет так совершенно использовать технику пиксиляции — покадровой съемки движения живых актеров.


Эротика

Еще один международный хит, прошлогодний обладатель Гран-при Аннеси, — «Трамвай», снятый во Франции чешской звездой Михаэлой Павлатовой. Сама она, всегда склонная к феминистским и философско-эротическим сюжетам, поначалу даже стеснялась того, что ее фильм получился таким легкомысленным, и, извиняясь, рассказывала, что «Трамвай» должен был быть анимационным вступлением к международному проекту — игровому фильму о женских сексуальных фантазиях. Но, как часто бывает, фильм так и не сделали, а прекрасное павлатовское кино зажило своей жизнью. В сущности это производственный роман — посвященный любви одной вагоновожатой к профессии.


Сыпучий чай

«Чинти» — притча Натальи Мирзоян про мечтательного индийского муравья, всю жизнь строившего свой Тадж-Махал, — тоже собрала уже множество призов, включая награду престижнейшего фестиваля в Хиросиме. Несколько лет Наташа снимала в Петербурге сериал про Смешариков, и вот студия во второй раз позволила ей сделать авторское кино. Особенно обаятельна в этом фильме его натуральная фактура: живописная картинка собрана из разнообразных сортов чая и частично снята в технике сыпучей анимации.


Пародия

Фильм Александра Бубнова «Шерлок Холмс и черные человечки» — удивительный образец отечественного краудфандинга. Восемь лет назад Бубнов снял в Москве свою первую пародию на масленниковский телесериал про знаменитого сыщика. Тогда фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», где знаменитая парочка выглядела полными идиотами, которым почему-то все удается, — так всем понравился, что зрители потребовали продолжения. Но российские студии не торопились запускать Бубнова с новым фильмом, и тогда режиссер стал собирать деньги на новый проект среди поклонников. На каком-то этапе на Украине нашелся состоятельный фанат, увлеченный идеей народного кино настолько, чтобы добавить проекту все недостающие деньги. И вот наконец появился получасовой фильм, пока разбитый на короткие серии для интернет-показа, а в будущем обещающий превратиться и в полный метр.


Охотничья драма

Француз Жереми Клапен — парадоксалист и фестивальный любимец, звездой анимации его сделали недавний хит «Шизо», где герой после падения метеорита стал жить на расстоянии 91 сантиметра от самого себя, и ранняя романтическая «Позвоночная история». Новый фильм Клапена «Лапчатоногиум», похоже, тоже становится фестивальным хитом — хотя история про сына охотника и нелепую доверчивую птицу только начинается умилительно, а на поверку оказывается весьма ядовитой.



Живая рыба

И еще один настоящий международный хит — «Una furtiva lagrima» американца Карло Фогеле, где слезную арию из оперы Доницетти «Любовный напиток» голосом Карузо поет живая, ожидающая жарки рыба. Фогеле прославился уже довольно давно — еще уморительным студенческим экшеном «Ради носка», где белье с сушилки пускалось на поиски пропавшего носка. В новом фильме работать с предметом было сложнее: мягкая рыба не желала закрепляться в нужном положении, а главное — быстро тухла. История о том, как Карло пытался подморозить ее, а потом снимал, заткнув нос, достойна отдельного рассказа.


Детское кино

Приз за лучшее детское кино на «Кроке» получил фильм «Морозко», снятый нашим бывшим соотечественником Юрием Черенковым, живущим во Франции и работающим на знаменитой студии «Фолимаж» вместе с женой, художницей Зоей Трофимовой, тоже выпускницей ВГИКа. Кстати, фильм этот, снятый по заказу телевидения для рождественского показа, теперь в паре с еще одной получасовой картиной выходит в широкий французский прокат. Во Франции, оказывается, сейчас в моде сборники короткометражек, от которых наш кинопрокат по глупости отказывается.

Трейлер


Высший пилотаж

Лучшее российское детское кино последнего времени — фильм Юлии Ароновой «Моя мама — самолет». Он и получил вторую по значимости награду «Крока» — приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» — «За высший пилотаж». Надо сказать, призов у Юли хватает, она — из самых известных молодых российских режиссеров, причем каждый следующий ее фильм кардинально отличается от предыдущего. Детское кино она сняла впервые, и самое занятное, что стихотворение, лежащее в его основе, появилось только на последнем этапе съемок. Сначала была придумана удивительная мама — самолет.

Смотреть фильм Юлии Ароновой «Моя мама — самолет»

Из бумаги

Лучшим в номинации «Прикладная анимация» на «Кроке» назвали клип «Форма», снятый польскими режиссерами Катажиной Киек и Пшемыславом Адамским на песню японского исполнителя Шуго Токумару. Главная его прелесть — в мастерстве и изяществе исполнения, очевидно рукотворных и трудоемких: анимация строится из вырезанных бумажных фигур.


Леонид Федоров

Фаворит русской делегации фестиваля — клип Александра Свирского на песню Леонида Федорова по Александру Введенскому «Гость на коне». Конечно, по отношению и к стихотворению Введенского, и к фильму Свирского трудно говорить о традиционном повествовании, но это именно то исключение, которое только подтверждает правило. Саша Свирский занимается анимацией недавно, но то, что он делает, — и по графике, и по киноязыку — так отличается от всей нынешней отечественной анимации, что его работы, особенно после «Гостя», уже стали в анимационной среде почти культовыми.


Тело

Знаменитый британский экспериментатор Пол Буш сложил свой фильм «Обнажение» из тысяч фотографий с крупными планами человеческого тела — кожи с ее родинками и порами, бровей, ушей, ногтей, глаз. Такой крупный план дает одновременно картину почти абстрактную (родинки движутся, как в рисованной анимации), но и очень интимную, отсылая к тому аспекту плотского, которым не любуются, а скорее стесняются, затушевывая на фотографиях поры, волоски, морщинки. И оказывается, что такой пристальный и, казалось бы, отстраненный взгляд вызывает у зрителя максимально сильный отклик. «Обнажение» очень трогательно — что для ненарративного кино удивительно.

Трейлер


Абстрактное

Ну и, наконец, удивительный пример фильма, сочетающего абстрактную технику и традиционный нарратив. Француз Адриан Локман, известный своими нефигуративными картинами, снял фильм «Погоня», используя одни только треугольники. Но знакомый всем киноязык вместе с мощным шумовым саундтреком превращают абстрактные картинки в захватывающий экшен, будто бы собранный из осколков. В оригинальной версии это стереофильм, и смотреть его нужно в специальных очках. Вот тут-то вас с ревом и втянут в себя лихие приключения из жизни треугольников.

Смотреть фильм «Погоня»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245202
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246745
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413295
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419753
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423821
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429120
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429770