9 апреля 2014Кино
186

ЕГЭ по революции

«Дивергент» как смена вех в тин-драме

текст: Данила Розанов
Detailed_picture© Ascot Elite

Беатрис (Шейлин Вудли) исполнилось 16 лет. Время сдавать тест, чтобы определиться с партийной принадлежностью. Там, где живет героиня «Дивергента», — в постапокалиптическом Чикаго — общество разделено на фракции. Добренькие фермеры — фракция Дружелюбие, заносчивые ученые — Эрудиция, хамоватые правдорубы — Искренность и отвязные сорвиголовы — Бесстрашие. К кому примкнуть, чем заниматься?

Целевой аудитории фильма, которой скоро поступать (а также тем, кто недавно лишился работы), муки выбора знакомы. У остальных перед глазами Гарри Поттер и сцена со шляпой. Слизерин или Гриффиндор? У Трис все намного сложнее. Во-первых, местная шляпа сильно нервничает: девушка не подходит ни для одной из фракций, она дивергент, а таких здесь никто не любит (хорошо хоть результаты ЕГЭ можно подделать у брутальной татуировщицы). А во-вторых, родители из правящего Отречения еще живехоньки, сидят себе на выпускном и ждут, в какую из пяти чаш для голосования их дети капнут кровью. У Трис и ее брата богатый выбор: окучивать картошку, зубрить учебники, чтить Уголовный кодекс, ухаживать за калеками или бесстрашно бегать по крышам, на ходу запрыгивать на поезда и быть самыми-самыми смелыми и сильными. Подумав, брат выбирает институт, Трис — армейскую службу. «Партия важнее крови», теперь они должны расстаться.

© Ascot Elite

Когда готовишься к филфаку, а попадаешь в армию, обычно начинаются проблемы. Вместо Хогвартса с Малфоями крошка-дивергент оказывается в казарме с фашизоидными качками из «Звездного десанта» (Джон Рико из фильма Верховена тоже провалил экзамены и отказался от Гарварда): рукопашка, стрельбище, командная игра в войнушку, метание ножей и, конечно, татуировки. Но самое страшное для убогой Трис — сдача нормативов. Не справишься — вмиг окажешься беспартийной, за городской стеной и вместе с изгоями. А если узнают, что ты дивергент, — вообще расстрел. К счастью, помочь сделать шаг во взрослую жизнь, пройти, так сказать, инициацию, всегда готов красавчик-инструктор, к которому Трис сразу же подсаживается в столовке. У него таинственное имя Four, загадочное прошлое и сюрпризы под майкой (наколки могут рассказать о многом). А пока они усердно занимаются, в стране назревает переворот.

«Дивергент», как того и требует жанр тин-экшена, подрабатывает школьным психологом: объясняет, что все люди разные, начинает рассказывать о первом чувственном опыте таинственным языком галлюциногенных инъекций, учит бороться с неуверенностью и страхами (про отношения все понятно, но откуда опять хичкоковские птицы?!), а между делом еще и толкает детям политическую пропаганду.

Кажется, Голливуд наконец-то понял, куда дует ветер: подросткам надоело, что им объясняют то, с чем они и так неплохо справляются. Пять фильмов подряд — примерно десять часов, под завязку набитых сентиментальными взглядами и вздохами, Белла из фильма «Сумерки» теряла свою вампирскую невинность. Хватит. Теперь в кино для юношества будет литься совсем другая кровь: время заниматься политикой, а не страдать и трахаться.

© Ascot Elite

Началось все с «Голодных игр», которые взялись объяснять школьницам, что тоталитаризм и телевидение идут рука об руку, а для того, чтобы заручиться поддержкой угнетенных масс и стать символом освободительного движения, нужно взять в руки лук и стрелы. Что там было по части секса? Почти ничего.

«Дивергент» попроще, предназначен для девочек помладше, поэтому политическое здесь еще подогревается сексуальным. Фракция Отречения, в которой воспитывается Трис, по сути — ортодоксальная религиозная община. В таких условиях любая революция, хочешь не хочешь, — сексуальная (пусть и против правящей партии). Но секс для Трис не кажется проблемой (как бы нас ни убеждали в обратном тяжеловесные метафоры пенетрации, которыми богат «Дивергент»). Другое дело — политика: разобраться с заговором Эрудиции, в которой все поголовно носят синие френчи, — вот настоящий челлендж для девочки. Фиксируется важный рубеж: вступление во взрослую жизнь — это больше не потеря подростком невинности. Теперь ты взрослый, если можешь выстрелить в недавнего друга.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943