9 июня 2014Кино
243

Иван И. Твердовский: «Повесть, по-моему, бездарная»

Лучший дебютант «Кинотавра» — о «Классе коррекции» и золотых сердцах фон Триера

текст: Ольга Касьянова
Detailed_picture© Макс Ореховский

Иван И. Твердовский только что получил на «Кинотавре» приз за лучший дебют. Его первая полнометражная игровая картина «Класс коррекции» — жестокая драма взросления, похожая на фильмы фон Триера и детскую советскую литературу одновременно (кино отталкивается от одноименной повести психолога Екатерины Мурашовой, подробнее о фильме можно прочесть здесь. Ольга Касьянова поговорила с 25-летним режиссером о социальном кино, манипуляции зрителем и чуде как заменителе надежды.

— Как я понимаю, работая над «Классом коррекции», вы отталкивались скорее не от литературной основы — одноименной повести Мурашовой, а от затронутой в ней темы — специального обучения детей с трудностями.

— Да, на выходе у нас совсем другая история. Повесть, по-моему, бездарная. Не моя задача критиковать, но то, как женщина средних лет представила себе мир подростков... в общем, там все картонное, никакой жизни. Как психолог она что-то выстраивает, а в плане реалий — человек не знает, о чем пишет. Но мне стало интересно, как сделать это правильно, и я стал изучать вопрос. То есть сама повесть Мурашовой мне не понравилась, но если бы не она, я бы не столкнулся с этой темой и не пошел бы дальше. А от сюжета в итоге почти ничего не осталось, мы написали свой «Класс коррекции».

— Когда вы ходили по школам, вы видели вот такую буквальную ненависть к ККО-шникам или все же додумали ее?

— Я не по пятнадцать минут на уроках сидел, конечно, не был визитером, старался, чтобы меня не замечали, — поэтому, как мне кажется, увидел что-то настоящее. Учителя действительно ненавидят эту лишнюю нагрузку. Да и по своей собственной школе, хоть учился я в обычном классе, отлично знаю, как учителя относятся у нас к ученикам.

— Что же, у вас не было ни одной хорошей учительницы?

— Была одна неплохая, ее выжили с работы. И в среде детей с трудностями тоже, конечно, есть свои подвижники, но они не преподают в ККО, они работают частным образом, в благотворительных организациях, в фондах. Да и они со временем переживают деформацию, каждый — свою.

Минкульт ежегодно спонсирует больше 600 документальных фильмов, телевидение снимает еще порядка тысячи, а про классы коррекционного образования нет вообще ничего.

— Создается впечатление по фильму, что у вас мир взрослых — такое коллективное зло, не понимающее детей.

— А мне 25 лет, странно было бы, если я бы смотрел на ситуацию глазами учителей, правда? Я смотрю оттуда, откуда мне ближе, и оттуда видно так.

— Вы говорили, что очень удивились, узнав, что никто до вас еще за эту тему не брался. В первую очередь — потому что вас возмущает замалчивание проблемы или потому что это такая жила, мощный драматургический материал? Какая эмоция была первой — возмущение или восхищение?

— Это был человеческий ужас — когда мы решили изучать материалы по тому, как в 90-х стали закрывать специализированные школы, создавать классы коррекции, и увидели, что нет ни одного фильма по этой теме. То есть я говорю не только про игровое кино, а в целом. У нас в стране Министерство культуры ежегодно спонсирует больше 600 документальных фильмов, телевидение снимает еще порядка тысячи, и, естественно, они охватывают все, что только можно, любую тему возьмите — будет вам список очень разных фильмов, а про ККО нет вообще ничего. Мне стало очевидно, что это какой-то уж совсем закрытый-закрытый мир и надо за него браться. Мы от этого отталкивались, но сильно, конечно, романтизировали, попытались перевести все на язык обычных школьных взаимоотношений — можно было на этом сделать и Германику, и «Ералаш», и фильм «Чучело», но мы искали что-то между, постарались не сворачивать никуда и сделать просто историю про любовь.

— Ненастоящую, невзаимную и всеми преданную?

— Да, про подростковое разочарование в любви.

— То есть все началось с «у нас нет права молчать» — это ваши слова, — а закончилось романтизированной историей взросления. Знаете, мне показалось, что вас интересуют не столько социальные проблемы, сколько механика управления зрителем — вам надо его встряхнуть, и не важно, чем: юмором, изображением чуда, ужасом, в общем, не какими-то социальными проблемами, а фокусами.

— Мне тут трудно судить со стороны. Я выбираю темы, которые мне нравятся — а нравятся мне социальные темы. Такая у меня гражданская позиция, я как режиссер на своем месте считаю необходимым делать именно это. И мои документальные фильмы, например, не очень успешно прошли по фестивалям, возможно, именно из-за своей социальной конъюнктурности. Я знаю, что это узкая тропа, что такая работа может превратиться во что-то вроде «ой, смотрите, там дом горит, круто, побежали туда», но мне нравится социальное направление, я его менять не хочу.

© Макс Ореховский

— Но вы согласны, что жертвуете усредненным документальным реализмом, утрируете и хорошие, и плохие стороны своей истории, чтобы зрителя бросило сначала в один пот, потом в другой?..

— А это особенность профессии. Конечно, все по-разному рассказывают истории, но я лично не могу смотреть фильм, где два часа о чем-то скучно вещают.

— Вы понимаете, что вы при этом…

— …выгляжу как конъюнктурщик, да. Мне и продюсеры говорят: вот, Вань, ты же видишь, что твои работы неизбежно будут восприниматься... ну как будто я выезжаю на болезненной теме. Но, с другой стороны, жить с этими проблемами, погружаться в мир инвалидов, переживать тонны каких-то смертельных эмоций, да еще и нести за это ответственность — чтобы просто выезжать на чем-то куда-то? Ну я не знаю… Это очень сложный вопрос, потому что невозможно никому доказать, что я это делаю искренне, честно и для себя. Раньше я очень переживал, но с определенного момента мне стало плевать, как это выглядит. Мы, например, сейчас готовим документальный фильм про чудовищно высокий уровень смертности на дорогах — взялись, потому что близкий друг погиб в автокатастрофе. И мы начали копать, почему в России самая высокая смертность в ДТП. Понятно, что это опять такая махровая социалочка и опять будут бить нас палками, — ну и ладно.

— Но вам близка роль кукловода, вы к ней стремитесь?

— Да, можно так сказать. Ну, только если допустить, что у меня есть какой-то зритель. А поскольку его пока нет, то, к сожалению, это чисто теоретические размышления. Сейчас мою работу оценивает узкоспециализированная публика, а это не тот зритель, для которого мы снимаем кино. И я не уверен, что массовый зритель — тот. Может, есть что-то среднее.

— По-моему, вы сейчас считаете себя аутсайдером, который снимает про аутсайдеров для аутсайдеров.

— Похоже на то. В любом случае, когда реальная публика будет, тогда я пойму, как с этим работать, а пока при создании «Класса коррекции» я скорее на себя самого ориентировался.

— А на кого еще ориентируетесь? На чем вы росли, есть у вас любимые авторы? Вот кто-то говорит, что вы снимаете как корейский режиссер, а кто-то — что вы от Германики пошли.

— Я не могу сказать, что Германика сильно на меня повлияла. Мне очень понравился «Все умрут, а я останусь», ну и, конечно, какую-то дорогу она нам всем проторила, но она и сейчас же снимает — и уже по-другому снимает, все одновременно происходит, так что есть ли смысл выстраивать какие-то связи? А так я смотрел то же, что и все. Может, чуть больше документального, у меня отец этим занимается. Костомаров—Расторгуев, конечно. Но чтобы прямо перевернуть сознание — это, наверное, Ларс фон Триер. Я посмотрел «Танцующую в темноте», в школе еще дело было, класс девятый, и следил с тех пор за ним, что он делает. Сейчас он как-то стареет, что ли, но прежние его вещи я очень люблю.

Кадр из фильма «Класс коррекции»Кадр из фильма «Класс коррекции»© Кинотавр

— То есть когда мальчик на рельсы ложится и над ним поезд проезжает, это для того, чтобы весь зал, как у братьев Люмьер, очумел и пригнулся?

— Нет, для меня это не физиологически захватывающий момент, а просто цитата такая красивая.

— И то, что героине своей вы придумали такую болезнь, чтоб уж точно до тридцати не дожила и захлебывалась жаждой жизни, — это тоже не подтасовка?

— Вот это как раз намеренное докручивание, да. Мы хотели так усугубить сюжет, чтобы любой, кто прочитает синопсис, сказал: «Какой трэш!» Чтобы там прямо все звезды сошлись наихудшим образом.

— А вам героиню свою жалко?

— Очень жалко. Распяли ее, вот уже яму выкопали, чтобы похоронить…

— И как ощущения?

— Ну, кровожадные, конечно, такие. Но ведь только не оставив никакого выхода, отрезав все пути, можно сделать так, чтобы произошло чудо. Чтобы яму уже выкопали, а она, героиня, вдруг встала и пошла.

— Чудо в таком случае — это полная противоположность надежде. Оно как бы отрицает надежду, подчеркивает ее отсутствие — как в «Рассекая волны». Мол, надежда, вообще жизнь — это для лохов, а для сильных людей — другая справедливость, в ином мире, в Царстве Божием.

— Именно так. Она для меня Иисус Христос, спустившийся на землю. Ангел, который способен что-то изменить. Сверхчеловек, которого трагедия не убивает, а возносит. Для меня это чудо, и я в него верю, оно дороже надежды.

— Вы говорите, что она пришла в общество, чтобы изменить мироустройство, а в итоге жертвует собой ради другого человека. Но в третьем акте многое происходит не по ее воле, как надвигающаяся гроза; как это возможно?

— Возможно. Она до этого сильно изменила окружающих. Заставила серьезно относиться к своему будущему, стать людьми. У меня такой немного конструктивный Иисус — она вдохновила их всех пройти эту комиссию, не забивать на себя, жить, идти дальше.

— Но они же параллельно при этом оскотинились.

— И надругались над ней. Вот в этом плата, наверное, в этом ее жертва.

— А вы вообще немного влюблены в свою Лену Чехову, да?

— Не немного, а очень много. Я ужасно в нее влюблен. Я даже назвал ее в честь моей первой девушки.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244808
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246369
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412970
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419461
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423543
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428852
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429512