14 июля 2014Кино
164

Украина как метафора

«Звенигора» Довженко в московском «Музеоне»

текст: Максим Семенов
Detailed_picture© ВУФКУ

Завтра, 15 июля, в летнем кинотеатре московского Парка искусств «Музеон» начинается месячный цикл показов немого кино в озвучке современных композиторов. Программу открывает «Звенигора» Александра Довженко в живом сопровождении джазмена Алексея Круглова. Максим Семенов — об удачах и неудачах этого раннего опыта в украинском поэтическом кино.

Наследие забытых предков, шахтеры, спасающие революцию от националистов, западные капиталисты, жаждущие украинской крови. Кажется, «Звенигора» Довженко способна высказаться по всем так или иначе связанным с Украиной вопросам. И не только способна, но и стремится это сделать.

В этом фильме есть все. Или почти все. Борьба с польскими панами, гадание девушек на Ивана Купалу, тысячелетние старики, черти, спрятанные сокровища, вылезающие из земли католические монахи, чудеса на фронте, улицы Праги и ночная жизнь Парижа. Проще, вероятно, перечислить, чего в этом фильме нет.

При этом внятно рассказать сюжет «Звенигоры» не очень-то легко. Всякий раз сбиваешься на пересказ отдельных сцен или образов. Вот и Сергей Михайлович Эйзенштейн в своей статье «Рождение Мастера» только и может воскликнуть: «Мама родная! Что тут только не происходит!».

© ВУФКУ

В фильме есть дед. Этот дед ищет сокровища. Сокровища на Звенигоре спрятали то ли скифы, то ли гунны. Деду тысяча лет или около того, поскольку он был стар уже в те далекие времена, когда эти сокровища закапывали. Еще у деда есть два внука: Тимош и Павло. Тимош идет на войну и становится большевиком. А Павло идет к Петлюре, а потом эмигрирует в Европу, где под видом «украинского князя» выступает с лекцией, в финале которой обещает застрелиться. Но не стреляется, а перебирается через границу и подговаривает деда взорвать поезд, поскольку железную дорогу проложили через то место, где сокровища закопаны.

Но все, что я написал, — это неправда, конечно. Во-первых, поезд — это метафора будущего. Во-вторых, сокровища — это тоже метафора, поскольку настоящие сокровища — это уголь, руда и хлеб Украины, потому-то богатства Звенигоры никому и не даются в руки, исчезают или превращаются в черепки. Наконец, и дед, который прожил тысячу лет, — это тоже метафора, символизирующая прошлое украинского народа и его вековечное стремление к счастью. И Довженко весь фильм прямо намекает на метафорический характер повествования.

Ни один пересказ не может отразить самой сути этой картины, поскольку не может вместить в себя украинские нивы, и работу шахтеров, и волов, чьи рога крестьяне украсили цветами, и то, как клонятся под тяжестью зерен колосья в летний день, и то, как безумно пляшут идущие на войну парни.

© ВУФКУ

Хотя в «Звенигоре» есть некие основные персонажи, картина Довженко в большей мере является драмой тем и лейтмотивов, чем историей. «Звенигора» — это фильм-видение, цепочка причудливых фантазий. Зритель, решивший впервые посмотреть эту картину, должен приготовиться к тому, что увиденное не будет фильмом в привычном понимании, не будет обычной кинопрозой. Творение Довженко распадается на бесчисленные эпизоды, сцены, кадры. Каждый из них выразителен сам по себе и может без всякого ущерба для понимания восприниматься отдельно от остального фильма. Так, вероятно, обстоит дело и с поэзией. Чтобы получить удовольствие от поэмы, не обязательно читать ее всю. К похожему методу пришел Годар, в поздних работах которого также присутствуют весьма условные и необязательные герои, а действие распадается на яркие и загадочные экранные образы. Однако то, что у Годара — результат долгой творческой эволюции, у Довженко — желание начинающего режиссера в одной картине разом рассказать обо всем, что ему кажется интересным.

А интересны ему Украина, ее история, народ и культура, которую он сам во многом и создает. Собственно говоря, фильм Довженко — это своего рода украинский «магический реализм», только этот «магический реализм» не очень выстроен. Он делает свои самые первые шаги, а потому шатается из стороны в сторону и того гляди упадет.

© ВУФКУ

Герои появляются в картине как-то мимоходом, больше для приличия. В кадре чувствуется то Мурнау, то Эпштейн, то Пудовкин и лишь иногда — сам Довженко, но еще какой-то робкий. При этом в фильме затронуты скопом все темы, которые в последующем появятся в фильмах мастера: тут и паровоз, что сойдет с рельсов в «Арсенале», и конфликт между старым и новым из «Земли», и противоборство близких из «Аэрограда».

Довженко слишком увлекается сочинением новой украинской мифологии, из которой должна сама возникнуть реальность, а потому бросает сюжет на произвол судьбы. И финал — дед, Тимош и Оксана едут в украинском поезде и едят украинский хлеб — не становится выходом в реальность, но превращается в очередную метафору, еще один мифологический образ. Всему этому почти невозможно сопереживать, в этом очень трудно разобраться, но снято это с виртуозностью, за которой угадывается будущий великий мастер. Если отбросить скидку на время, склонное облагораживать все, что попадает в его сети, «Звенигора» кажется скорее поражением, чем прорывом. Однако одного этого поражения было бы достаточно, чтобы обеспечить себе место в истории кино.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244879
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246438
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413030
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419518
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423598
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428902
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429556