16 сентября 2013Кино
87

Винченцо Натали: «Я все своровал у Бергмана!»

Режиссер «Куба» и «Химеры» рассказал ДЕНИСУ РУЗАЕВУ о своем новом фильме «Лимб» и о том, как страшно быть сентиментальным

текст: Денис Рузаев
Detailed_picture© Wild Bunch

В прокате «Лимб» — новый фильм Винченцо Натали, автора «Куба» и «Химеры» и одного из самых радикальных режиссеров, работающих в современном жанровом кино. В «Лимбе» Натали продолжает эксперименты над жанровыми канонами: он начинается как «День сурка», тут же оказывается фильмом ужасов, все герои которого мертвы — но почему-то не до конца, чтобы закончиться пронзительной мелодрамой об ужасах бытия девочки-подростка. Эта мелодрама, впрочем, страшнее любого хоррора — инфернальное проступает через обыденное: детали восьмидесятнического интерьера, рутину повседневной жизни (включая обязательный вечерний просмотр сериала «Она написала убийство»), немигающий взгляд Сьюзи Сью с футболки, которую не снимает главная героиня.

— Такое ощущение, что «Лимб» дался вам проще предыдущих фильмов — «Химеры», например.

— Да, это совсем другое кино, куда более кроткое. Фильм для всей семьи (смеется)! И обо всей семье — в этом смысле он не так уж отличается от «Химеры», та ведь тоже была про семейные отношения. А что касается простоты — просто не бывает никогда. Хотя времени на «Лимб» ушло куда меньше. К счастью.

— Это ваш первый хоррор, точнее даже, хоррор о доме с привидениями — и надо сказать, что с канонами сай-фая вы обращались радикальнее.

— «Лимб» и есть классический фильм о доме с привидениями, по крайней мере, в моем понимании. Более того, я даже пытался имитировать некоторые из своих любимых образцов жанра. С другой стороны, сценарий Брайана Кинга проворачивает довольно интересный трюк: мы уже в первой сцене узнаем, что героиня мертва, что она сама — призрак. Меня это сразу заинтриговало — а когда я дочитал сценарий до конца и узнал, как Брайан выкрутился из этой драматургической ловушки, то был восхищен. Так что в некотором роде мы выворачиваем каноны жанра наизнанку. Но это просто прием, а в остальном «Лимб» — тихое кино, в нем нет никакого подвоха, нет провокации. Оно эмоционально — и поэтому я за него брался тоже с открытым сердцем, без всякой иронии. Так что это мое самое душевное кино. Или мое первое душевное кино. Даже удивительно, что оно вышло хорошим!

— Вы, кажется, не самый сентиментальный человек на свете.

— Это правда! Знаете, что было самым сложным в работе над фильмом? Пытаться быть чувствительным. Сентиментальность мне очень тяжело дается. Я сопротивлялся, боролся, но в итоге все вытерпел.

— Вот вы говорите, что «Лимб» совсем лишен провокативности. Но разве снять под видом хоррора о доме с привидениями кино об ужасах подросткового возраста — не провокация?

— В меньшей степени, чем если бы было наоборот! Да, «Лимб» во многом и есть кино о мироощущении подростка. В тинейджерском возрасте нам кажется, что мы знаем всю правду о мире вокруг, а родители будто бы ее не замечают. Так и героиня «Лимба» — она осознает, что мертва, а вся семья отказывается это признавать. Ну и потом, я вряд ли бы заинтересовался сценарием, в котором совсем бы не было мрачного подтекста — и здесь, конечно, он есть. Идеальная американская семья собирается на идеальный воскресный завтрак в своей идеальной кухне... Кажется, нет ничего невиннее, но когда эта сцена повторяется снова и снова, то оказывается, что бесконечное идеальное воскресенье — это ад и есть. Как и идеальная американская семья. Мне поэтому и понравился сценарий.

Кадр из фильма «Лимб»Кадр из фильма «Лимб»© Wild Bunch

— Вы уже снимали по сценарию Брайана Кинга «Кодер» — и складывается ощущение, что к его тексту вы подходите иначе, чем когда работаете со своими собственными сценариями.

— Когда я снимаю по чужому сценарию, то смотрю на него со стороны — и словно ищу способ пробраться внутрь. Поэтому я более объективен и чувствую себя более вправе что-то в сценарии поменять, чем когда я работаю со своим текстом. Вот тогда я себя ощущаю внутри сценария как в ловушке — и отчаянно хочу выбраться. Так что я как режиссер куда эффективнее, когда работаю над чужим сценарием. А что касается Брайана — он мой друг, и у нас на многие вещи совпадает взгляд, хотя его сценарии, пожалуй, более стилизованные, что ли, чем мои. И да, к его тексту — не знаю, может быть, это из-за моей неуверенности в себе — я подхожу более агрессивно, пытаюсь найти в нем себя, наверное.

— Кажется, ни в одном вашем фильме не было столько крупных планов, как в «Лимбе»: он будто бы весь снят на крупном плане, а часто уходит в еще большее приближение, планы ресниц и морщин, детали вещей. Зачем?

— Боже, а вы наблюдательны! Вообще мне кажется, что крупные планы слишком уж заезжены, и в принципе я стараюсь очень осторожно ими пользоваться. Это такой мощный инструмент, что им запросто можно подавить зрителя. Так что я стараюсь им пользоваться, только когда мне действительно есть что этим сказать. «Лимб», в свою очередь, — очень субъективная история, главная героиня буквально присутствует в каждом кадре, и мне показалось, что ее лицо — лучший ландшафт для этой истории, сама ее материя. К тому же у Эбигейл Бреслин очень интересное лицо — как у фарфоровой куклы. Оно как портал. Портал в ее сознание. Знаете, одним из фильмов, вдохновлявших меня, была «Персона» Ингмара Бергмана, которая вся состоит из крупных планов лица и так или иначе тоже рассказывает о двух женщинах, отражающихся друг в друге, как в зеркале. Проще говоря, я все своровал у Бергмана! А если серьезно, то я просто не знал, как рассказать эту историю, кроме как через трансформации лица, причем именно женского лица. Они стали основным стилистическим инструментом. Уже после этого я понял, что приближение срабатывает здесь и на другом уровне, подходит не только к чертам лица, но и к деталям обстановки: оно позволяет показать, что порядок вещей в «Лимбе» искривлен, что-то идет не так. Наверное, можно сказать, что за счет этого изменилась перспектива: герои не могут покинуть дом — и тот становится отдельной вселенной сам по себе, как и каждый предмет интерьера. Считайте, что это мой вклад в жанр фильмов о домах с привидениями (смеется)!

— Говоря о жанре — в «Лимбе» вы довольно последовательно открещиваетесь от любых ассоциаций с современными его проявлениями.

— Это так заметно (смеется)? С жанром сейчас интересная ситуация: он, с одной стороны, популярен как никогда, с другой — переживает не лучшие времена. Запрос на хорроры в обществе есть — люди по-прежнему хотят, чтобы их пугали, и при этом устали от «Хостелов» и прочего torture porn. Но по-настоящему оригинальных фильмов мало. Они все дешево стоят, более-менее одинаково выглядят, и мне, честно говоря, скучно их смотреть. Мы с Брайаном сразу решили, что снимать «Лимб» стоит, только если представить, что современного хоррора не существует, как будто за окном середина 80-х, а зрители ждут от нас нового «Полтергейста», а не очередного «Астрала».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241366
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249471
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416116
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420418
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425664
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427000