15 августа 2014Кино
107

Пусть в этот летний вечерок звучит мой новый некролог

Раздраженный суетой вокруг смертей Робина Уильямса и Лорен Бэколл Алексей Тютькин — о жанре дежурных некрологов и посмертных топов

текст: Алексей Тютькин
Detailed_picture© Colta.ru

Мне страшно, что он умрет. Абсурдный страх, даже смешной. Ему за восемьдесят (за девяносто, за сто) лет, и когда человек вступает в такой патриархальный возраст, волноваться за него уже несколько бессмысленно. Страх неизбежности, страх закономерности, страх окончания истории человеческой жизни — глупый страх. И все же мне страшно, что он умрет.

Нужно отодвинуться от собственного страха, понять его причины, а не увидеть в нем скомканное и спутанное чувство. Наверное, это не просто страх неизбежности, а боязнь неожиданного события. Смерть всегда приходит, когда ее не ждут, — и даже если ждут, то все равно она приходит, когда отвлекаешься на мгновение от этого тягостного ожидания. Ставишь чашку на стол, на секунду отворачиваешься к окну, видишь дерево или выжженные солнцем холмы. А смерть в это мгновение приходит без стука, проскальзывает на первый план из закадрового пространства.

А может быть, это страх пошлости. Страх, что газеты запестреют заказанными некрологами, славословиями тех, кто никогда не обращался к его творчеству, всей этой чудовищной ажитацией post mortem, когда многие попытаются отдать почести тому, кому это будет уже не важно. Несколько дней торрент-раздачи будут работать в режиме аншлага, а потом волна, смягченная недоумением и равнодушием, схлынет. Занавес упадет окончательно, отрезав зрителей от темного пространства сцены, в котором деловито начнут сновать те, для кого смерть — нечто вроде окончательного разрешения, то, что отрезает творчество от жизни, как кусок окорока, который теперь можно изучать и дегустировать. Я боюсь этого, потому что знаю, что так будет, потому что видел, как «хоронят» в газетах — с опечатками в фамилии и искаженными именами: ведь те, кто пишет некрологи, не успевают заглянуть в энциклопедию. Мне страшно, что такая преувеличенная любовь к мертвым породила столь глубокое равнодушие к живым.

Однако, если позволить себе быть циником, эту ситуацию можно понять: его приватная жизнь никогда не давала пищу желтым газетам. Он никогда не пытался привлечь к себе внимание липкими пиар-акциями. Он не составлял донжуанских списков в шестидесятые, не коллекционировал спортивные автомобили в семидесятые, его нет на фотографиях кокаиновых диско-вечеринок восьмидесятых, в девяностые, когда его награждали «за выслугу лет», он не давал эпатажных интервью о нацизме, Фракции Красной Армии, девочках, арабо-израильском конфликте или о Ле Пене; в нулевые он постепенно умолкает, в десятые его территория — молчание. Он потерян для бульварного чтива, как, впрочем, и для серьезных изданий, которые пытаются угнаться за актуальным.

Когда приходит смерть, возможны два сценария. Первый — победа равнодушия. После того как электронная страница газеты с некрологом уютно устраивается в кэше, кажется, что приходит вторая смерть — всеобщее забвение. Это грустно, но до тех пор, пока сохраняется память хотя бы одного человека, смерть не становится окончательной.

Много хуже другой сценарий — стигматизация классикой. Это самое страшное — попасть после смерти в поле притяжения официоза, в пантеон с обязательными круглыми столами, книгами, посвященными весне, лету, осени и зиме отошедшего патриарха, пыльными мероприятиями, почетным местом в хрестоматиях. Эта выморочная обязаловка, которая не имеет никакого отношения к актуальности, еще страшнее забвения.

Человека нужно любить, когда он жив. Превращению этой важнейшей заповеди в банальность следует сопротивляться изо всех сил. Говорить о своем любимом режиссере (актере, авторе) нужно, пока страницы печатных изданий еще не покрылись черной пылью проплаченных некрологов. И нужно замолчать, когда внезапно придет смерть и будут спеты равнодушные дифирамбы: тогда слова ему уже будут не нужны.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245239
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246846
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413326
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419782
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423854
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429153
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429822