16 августа 2013Кино
128

«Экспертное жюри Минкульта — это демократическая ширма при диктаторском режиме»

Оштрафованный Минкультом режиссер ГАРРИ БАРДИН — об этике и политике Мединского

текст: Сергей Дешин
Detailed_picture© РИА «Новости»

На этой неделе российский Минкульт стал средоточием абсурда — некрасивые и идиотские решения Мединского, принятые в отношении Александра Миндадзе и Гарри Бардина, продемонстрировали если не полное непонимание министром правил кинобизнеса и хорошего тона, то чудовищную раскоординацию внутри министерства как минимум. Правда, ситуация с фильмом Миндадзе вроде бы разрешилась — проект, кажется, будет передан на баланс Фонда Кино, а вот штрафные санкции по отношению к Бардину по-прежнему в силе (хотя администрация Planeta.ru уже самостоятельно добавила в краудфандинговый проект Бардина сумму, покрывающую штраф). СЕРГЕЙ ДЕШИН поговорил с режиссером о том, что, по его мнению, происходит в Минкульте.

— Гарри Яковлевич, правильно ли я понимаю, что сперва вам обещали, что никаких санкций по отношению к вам не будет?

— Да, именно. Я написал письмо Мединскому о том, что я не укладываюсь в срок и прошу пролонгации. Он переслал это письмо заместителю Тельнову, к которому я пришел на прием. Тельнов мне говорит: «Что вы беспокоитесь?» Я беспокоюсь, потому что собираю деньги на сайте Planeta.ru на завершение картины и мне бы не хотелось платить из них штрафные санкции. Тельнов мне в ответ: «Да о чем вы говорите? Кто к вам применит штрафные санкции?» Сказав это, он как бы исключил такую возможность. Я успокоился и ушел. Тельнов только попросил на всякий случай принести копии больничных листов, документально подтверждающих, что болели я и мой мультипликатор. Я все отослал, после чего меня все же попросили написать лично Мединскому, и я написал второе, более подробное письмо. Пришел с этим письмом в министерство. Помощница Мединского сказала, что он в отпуске, но она сама все ему лично передаст и все будет в порядке, «не волнуйтесь». Я спросил, знает ли он меня. Она мне ответила: «Ну как вам не стыдно, вас любой ребенок в России знает». Ребенок — да, а Мединский знает? «Не беспокойтесь, все будет в порядке». Я ушел, я успокоился. Потом я был еще у Громовой, заместителя Тельнова, спрашивал, какое движение там, но движения никакого не было, Мединский был в отпуске. И вот он вернулся 12 августа. Далее происходит такая вещь: лично мне он не отвечает на мое письмо, а позавчера звонит та девочка, которая отправила мое письмо, с резолюцией Мединского: «применить штрафные санкции на общих основаниях». Вот и все. И эта девочка позвонила не мне, а позвонила моему коммерческому директору. Оказывается, такая этика в Министерстве культуры, что меня больше всего возмущает. Ну ладно штрафные санкции, ну ладно ко мне, ладно обещали не брать и не сдержали обещание, но по-человечески можно хоть как-то?

© РИА «Новости»

— Вы думаете, это решение лично Мединского или все же формальное решение бюрократической машины?

— Я думаю, это и так и так. Потому что Мединский — это выражение бюрократической машины. Он — не выражение культуры. Чиновник, поставленный на культуру из банно-прачечного треста, со стадиона «Лужники», я не знаю, из какого угодно места. Он по принципу советской технологии постановки на должность брошен на культуру. Поэтому ему все равно, чем рулить. И как себя вести с режиссером, с художником-постановщиком — этому его никто не учил, какова этика отношений… А ведь это принципиально важно.

— Но ведь формально по закону они были обязаны вам отложить срок сдачи проекта?

— Да, я просил на пять месяцев, а документов у меня было только на три с половиной, вот из-за этих полутора месяцев весь сыр-бор. Это и вылилось где-то в сумму 200 тыс. рублей штрафа. Я переживу это. В конце концов, деньги практически собраны на Planeta.ru, и из этих денег я заплачу штрафные санкции, пусть подавится.

— То есть вы все же готовы заплатить?

— Ну что я буду? Бодался теленок с дубом. Чего ради? Я лучше буду тратить свои нервы, силы и здоровье на свой фильм. У меня окончание работы, и мне надо себя как боевую единицу беречь для того, чтобы довести до конца свою работу. Я не буду себя тратить на борьбу с кем-либо.

— У вас до этого были аналогичные ситуации?

— Нет, такого не было. Я помню, у меня была пролонгация по «Гадкому утенку», даже не одна, а три. Я не успевал, но Министерство культуры спокойно шло на это. Но это был другой министр культуры, Авдеев. Он шел навстречу, входил в обстоятельства. И я закончил картину, которую делал шесть лет. После этого «Гадкий утенок» побывал более чем на 80 международных фестивалях и получил двенадцать Гран-при. Это солидно. Но сейчас это как-то не учитывается. Тельнов в комментарии сказал, что Мединский с первого дня пребывания на посту министра придерживается духа и буквы закона и поэтому перед ним все равны без регалий и званий. Ну, звания у меня никакого нет, хотя регалии есть, но раз у нас такой законник, то и ладно.

Кадр из мультфильма «Три мелодии»Кадр из мультфильма «Три мелодии»© «Стайер»

— Получается, что ваш случай — это первый такой прецедент? Ни Германа-старшего, ни Хржановского-младшего или даже Сокурова с «Фаустом», кажется, никто и никогда не штрафовал.

— Я, честно говоря, не знаю, штрафовали или нет Сокурова и Германа, наверняка нервы им трепали, но в мультипликации ничего подобного не было.

— А в советское время были такие громкие прецеденты?

— В советское время нас напрягали, чтобы все сдали в срок, и говорили, что студия «Союзмультфильм» останется без премии. Потом до меня доходило, что, оказывается, не студия останется без премии, а администрация. Нас, режиссеров, эта премия не касалась вообще — но мы выходили снимать по выходным, только чтобы в этот срок уложиться. А вот таких санкций по отношению к режиссерам не было.

— А как Министерство культуры и лично Мединский вообще смотрят на тот факт, что курируемому министерством проекту не хватает средств и он собирает дополнительное финансирование краудфандингом?

— Я не знаю, как он к этому относится, знает ли он вообще об этом. Это мое право, я продюсер своего фильма. 66% — это бюджетные деньги, а 34% должен добирать я сам. Так что все вполне законно. Это мое право продюсера.

— Как вы готовы прокомментировать призыв вашего сына Павла Бардина к коллегам-кинематографистам отказаться от господдержки в знак протеста против политики Минкульта?

— Вы знаете, я в данном случае со своим сыном согласен. Нескоро я снова приду в Министерство культуры, нескоро. Пока там эти люди — я туда не пойду. Тельнов сказал, что они меня, Гарри Яковлевича, всегда будут рады видеть в Министерстве культуры, но буду ли я сам рад видеть его? Сомневаюсь.

Кадр из мультфильма «Три мелодии»Кадр из мультфильма «Три мелодии»© «Стайер»

— Ваши коллеги-кинематографисты, начиная от Сокурова и Норштейна и заканчивая, скажем, Федором Бондарчуком, не собираются писать открытое письмо Мединскому?

— Вот сегодня Норштейн по «Рен-ТВ» дал свой комментарий, сказал, что они — в министерстве, как бы не понимая, как их слово и действие отзовется, — нас убивают. Физически убивают.

А Бондарчук — не та фигура, чтобы меня поддерживать. Достаточно того, что Норштейн, мой коллега, прокомментировал это, сказал, что все это несправедливо и не по-человечески. А что касается Сокурова — не знаю, я его мнения не слышал.

— Как вы относитесь к якобы открытым общественным слушаниям в Министерстве культуры по поводу новых проектов? И вот, в частности, к скандалу вокруг проекта Миндадзе?

— Вот как раз в «Культурном шоке» на «Эхе Москвы» в субботу будет идти речь об этом, туда приглашены как раз Александр Миндадзе и я. Вот Сашу Миндадзе они как забодали на этом питчинге, при том что получилось так, что в начале все это экспертное жюри было уверено в том, что они — решающий фактор. Но жюри это оказалось всего лишь совещательным, так как решающее слово осталось за Мединским. И он взял это решающее слово и отмел те проекты, которые посчитал нецелесообразными. А это экспертное жюри — это ширма для бюрократической диктатуры. Это демократическая форма при диктаторском режиме, скажем так.

— Тогда последний вопрос. Когда все же нам ждать «Три мелодии»?

— Думаю, что в начале ноября я уже сдам материалы фильма в Госфильмофонд. Это считается окончательным днем, когда я сдаю исходники. В ноябре это случится.

— А когда состоится премьера? Вас уже позвали на различные фестивали?

— Этого я не знаю, это все же не полнометражный фильм, чего уж там носиться. Где-то я буду показывать, конечно, но пока не знаю где. Фестивали пока не обращались — все же фильм еще не готов. Но, думаю, будут — и я, конечно, буду участвовать.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244951
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246502
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413091
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419573
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423646
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428949
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429603