22 октября 2014Кино
140

«Зритель теоретически хочет российское кино»

Режиссер Всеволод Бродский и продюсер Александр Незлобин о том, почему их «Выпускной» — не русская комедия

текст: Алена Сойко
Detailed_picture© Централ Партнершип

В прокате уже третью неделю почти незаметно (для критиков) идет «Выпускной» — российский вариант «Клуба “Завтрак”» и «Проекта Х» одновременно. Погребенный промо-кампанией в стиле «100 задниц» и насильно привитым сходством не столько с фильмом «Горько!», сколько с его унылыми эпигонами, «Выпускной» тем не менее вообще не про задницы и не про хронику пьянки. Это совершенно нормальный, не лишенный обаяния и оригинальности комедийный мейнстрим, к тому же не то чтобы уж совсем провалившийся в прокате. В первую неделю фильм занимал третью строчку российского бокс-офиса, сейчас спустился на четвертую («Выпускной» упрямо держится сразу за Финчером). Всего картина собрала $3,7 млн. О том, почему эта сумма не оказалась в три-четыре раза больше, Алене Сойко рассказывает режиссер Всеволод Бродский. Свои соображения о промо-кампании «Выпускного» высказывает также сценарист и сопродюсер Александр Незлобин.

— Ваш фильм, как мне кажется, занимает очень четкую жанровую нишу — молодежной, точнее, подростковой комедии. Причем не то чтобы кем-то уже занятую. Вы действительно намеревались заполнить этот пробел?

Мне кажется, наш фильм восполняет пробел в жанре комедии вообще. Все, что в России снимается под маркой комедии, не является ею в строгом смысле этого слова. За редкими исключениями все это фарс, перемешанный с трэшем, какой-то подвид слэпстика, где швыряются не тортами, а дерьмом. Мы как раз хотели сделать жизненную, жанровую, мейнстримовую комедию — не по нынешним русским образцам, а по западным. Живую историю, где юмор смешан с драмой, где комедия возникает из истории и из характеров, а не из самодостаточных гэгов. Но какой-то концептуальной или там маркетинговой идеи — сделать фильм именно про подростков, заполнить пустующую нишу — нет, такого не было. Хотя фильм действительно появился благодаря молодежи: один из наших продюсеров случайно оказался на выпускном, испытал яркие переживания, дальше вокруг этого все и завертелось.

© Централ Партнершип

— И тут — главный парадокс вашей картины: рейтинг 18+. Получается, что те, кому «Выпускной» адресован в первую очередь, не имеют возможности спокойно посмотреть его в кинотеатре?

Да, это очень забавно получилось. Рейтинги, как вы понимаете, не мы сами ставим, а соответствующие органы. Вообще-то на первых тизерах и на первом трейлере стояло 16+, а затем в Минкульте посмотрели фильм и страшно напряглись. Я лично не понимаю, в чем там проблема, где там эти 18+. Мы, наоборот, старались снимать максимально аккуратно — не дай бог, например, показать голую грудь героини. Обидно: знали бы, что такой рейтинг будет, — не стеснялись бы. В принципе, чего удивляться — во-первых, у нас нынче страна насильственного целомудрия. А во-вторых, это особенности нашего кино: все привыкли к тому, что если это комедия, если там есть пьющие подростки, то это обязательно будет бог знает что. С этим настроением, видимо, чиновники и смотрели фильм. Нам вообще тогда сказали, что мы должны радоваться, что нет рейтинга 31+, а то его бы и поставили.

— У вас в фильме очень много цитат: «Проект X», «Не могу дождаться», «Вам и не снилось»...

Да, из «Вам и не снилось» у нас есть цитата — прыжок из окна как такой способ сопротивления родительскому давлению. Это вполне осознанное решение. Насчет всего остального… нет, конкретных цитат у нас нет. Другое дело, что некоторые фильмы были определенными ориентирами, но, пока писался сценарий, мы очень далеко от них ушли. Тот же «Проект Х» — ну что там у нас общего? Ну, бурная и зашедшая малость не туда вечеринка, ну и что? Вот если бы у нас был карлик, который топит «Мерседес» в бассейне, или наркодилер с огнеметом, или садовый гномик с экстази... Экстази, кстати, в первых вариантах сценария было, хоть и без гномика, но мы предпочли получить прокатное удостоверение.

© Централ Партнершип

— Хорошо, но ведь связь с «Горько!» отрицать вы не будете, тем более что вся рекламная кампания вашего фильма построена на слогане «от создателей “Горько!”». Что у нас получается: был фильм «Горько!», потом «Корпоратив», сейчас «Выпускной», скоро выходит «Горько-2». Не слишком ли много праздников?

Согласен. Фильм «Корпоратив», конечно, полностью сделан по следам «Горько!», но я за него не отвечаю, к счастью. «Горько-2» — ну, тут понятно, может, и третья часть будет. Что касается «Выпускного» — конечно, люди ждали, что это будет как у Жоры Крыжовникова. Только с подростками, что еще хуже. Одно дело — бухают мужики и бабы, другое — типа невинные детки, вот ведь, ничего святого не осталось. При этом да, понятно, есть что-то схожее между нашими фильмами: то, что в основе истории — некая общая и сближающая людей ситуация. Но мы все-таки от этой ситуативности постарались уйти, у нас только последние полчаса фильма происходят непосредственно на выпускном. В основе у нас все-таки — не гэги, не пьянка, а чисто человеческая история. Да и визуальный стиль у нас в принципе другой. «Горько!» — имитация документальной съемки, и это для фильма принципиально важно. У нас — ну да, есть короткие фрагменты хоум-видео, но процентов 99 фильма снято самым добропорядочным способом. На самом деле, если бы на постерах не было написано, что это фильм от создателей «Горько!», уверен, вопрос о сходстве я бы слышал раза в два реже.

© Централ Партнершип

— А почему на постерах фильма оказались голые задницы и глобусы, которые вертят на х**? Ведь ничего подобного в самом фильме нет.

Ну да, после этих плакатов очень многие зрители уже и не сомневались, что их ждет какой-то практически невыносимый трэш-угар. Но дело вовсе не в плакатах, а в укоренившемся у людей мнении насчет всего российского мейнстрима. После выхода первого трейлера была мощная реакция в сетях, абсолютно однозначная: нас ждет очередное говно, но только теперь бухать будут подростки, к тому же, смотрите, у них там рэп про жопы, даже про целых сто жоп.

Парадокс в том, что такая реакция была бы в любом случае, даже если бы этих плакатов и не было. Просто у людей накопилось очень много ненависти к отечественному кино. Эту ненависть мы, собственно, и хотели победить. Вообще все, что мы пытались сделать этим фильмом, — это заполнить лакуну мейнстрима, даже не столько заполнить, сколько начать этот мейнстрим хотя бы делать. В российском кино ведь нет мейнстрима в принципе. Но при этом публика считает, что он вроде как есть, что отечественный мейнстрим — это те комедии, которые появились некоторое время назад (за исключением «Горько!» — это отдельный феномен). Такое вот странное национальное своеобразие. Сперва был «Самый лучший фильм», а потом появилась компания Enjoy Movies, которая делает вид, что она наша какая-нибудь Columbia Pictures, заполняющая отечественный рынок замечательными зрительскими коммерческими комедиями. Началось все у них с фильма «Беременный», «Корпоратив» — это тоже их рук дело. Они очень просто поступают: берут звезд с канала ТНТ, находят миллион долларов, основной сюжетный ход заимствуют где-нибудь на стороне, сценарий пишут левой ногой, он для них — просто способ визуализации некоторого количества шуток, история им не важна. Enjoy Movies — это чисто сериальные съемки, причем частенько с одного дубля, картонные декорации, ужасные костюмы, закадровая музыка как в дешевых ситкомах — бесконечный поток треков из дешевых библиотек по полторы-две тысячи рублей за штуку. При этом все залито тоннами глянца: там даже девушка — курьер по доставке цветов живет в супернавороченной квартире, а под конец — обязательный нравоучительный вывод. Как в детских книжках: быть жадным и не любить родителей — это плохо, а когда наоборот, то хорошо.

Помимо всего прочего, такие фильмы очень портят общую ситуацию в индустрии. У людей, привыкших работать в халтуре, сильно падает планка качества. Художники перестают понимать, чем плохая декорация отличается от хорошей, актеры по умолчанию пытаются безжалостно переигрывать и так далее.

© Централ Партнершип

— Но фильмы Enjoy Movies все же окупаются? То есть их модель работает?

Окупаются, да, хотя уже порой начали проваливаться, да и у самых кассовых их фильмов сборы далеко не такие блестящие, как раньше. Но дело не в этом. У Enjoy Movies есть своя аудитория, у них дела лучше, чем у многих, финансовый крах в ближайшее время им вряд ли грозит. Но их публика — только небольшая часть от всех российских зрителей. На ней они зарабатывают, а вот всех остальных просто отпугивают. Все остальные теперь при словах «российская комедия» в панике убегают куда подальше. Людям из Enjoy Movies кажется, что они спасают российский прокат, а на самом деле они его губят. Молодежь, например, в результате успешной эволюции отечественного кинематографа на российские фильмы просто перестала ходить. Они воспитаны на американском кино, они привыкли к другому качеству, их тошнит от невнятных сюжетов и халтурных съемок. Во всем мире это самая лояльная аудитория, у нас — самая трудная.

Проблема в том, что у нас — и вообще во всей стране, и в кино в частности — стратегическим победам предпочитают тактические. Вот сегодня мы заработаем, а что будет завтра — уже не так важно. То, что у продюсеров отношение к кино как к бизнесу, — это нормально, ненормально — когда для них это бизнес кратковременный и одноразовый. Если бы была возможность быстро, легко и дорого продавать галоши, они бы и этим, возможно, занимались. Им что кино, что галоши — нет принципиальной разницы.

© Централ Партнершип

— То есть российское кино опять надо спасать? Сколько можно?

Удивительно, что оно вообще живо. Что-то в нем, видимо, есть, раз оно никак не может умереть. Забавная ситуация: в 2004-м, когда после «Ночного дозора» начался российский кинобум, нашим фильмам зрители на автомате давали аванс — мало кто плевался, даже если оно того стоило. Все приговаривали: Голливуд, мол, тоже не сразу строился, надо немножко подождать, смотрите, вот уже что-то потихоньку появляется, вон саундтрек, например, неплохой. А потом ситуация постепенно начала меняться. Может быть, помните, был такой фильм «Цветок дьявола», чудовищный фильм, один из худших, что я вообще когда-либо видел, такая смешная попытка сделать что-то вроде наших «Сумерек». Постер там был абсолютно слизан с американского оригинала, и вообще в целом фильм прокатывали, изо всех сил стараясь спрятать его российское происхождение. И в первый уикенд люди действительно купились и пошли в кинотеатры, чтобы посмотреть новый голливудский блокбастер. Потом очень удивлялись. Вот это очень забавно: отечественный кинобум начинался с того, что люди шли на российские фильмы, потому что они российские. А в результате наше кино, чтобы оно хоть что-то собирало, стали выдавать за американское.

— Получается типичный замкнутый круг. Вы пытаетесь делать нормальное жанровое кино, но зрители все равно изначально воспринимают его как очередной трэш. И, как любят писать в «Афише», что с этим делать — в общем-то непонятно.

Да, сейчас у людей совершенно на автомате складывается ощущение, что «российская комедия + пьяные выпускники + Comedy Club» — все это однозначно дает на выходе трэш и ужас. А хорошее российское кино — это только артхаус, но его тоже особо не посмотришь, потому что у нас это в основном фильмы про то, как мрачные люди мрачно ходят туда-сюда на общем плане, а в промежутках мрачно сидят затылком к камере. В этом, может быть, есть мощное послание для ста кинокритиков, но не для ста миллионов людей. А между артхаусом и трэшем у нас абсолютная лакуна, гигантская бездна, в которую проваливаются очень многие фильмы. Зритель теоретически хочет российское кино, но физически выносить его он не может. А нам хотелось именно снять фильм вполне человеческий, хороший, без халтуры и без снобизма. Не знаю, насколько получилось, но я несколько раз ходил на сеансы «Выпускного» в разные кинотеатры — и каждый раз видел одну и ту же реакцию. Люди были удивлены. Радостно удивлены. Они явно ожидали чего-то совсем другого. Одна реплика вообще меня поразила. Какой-то молодой человек, выходя из зала, сказал подруге: «Надо же! То есть на российское кино можно теперь ходить!» Вообще-то, когда я занялся кино, я о такой реакции мог только мечтать.

Александр Незлобин

сценарист и креативный продюсер фильма «Выпускной», резидент Сomedy Сlub на ТНТ

Мы хотели снять хороший фильм, в котором все, что мы придумали, будет смешно, может быть, где-то — по-современному — более дерзко, а где-то — по советской традиции — более душевно. Меня, Сергея Светлакова и нашего режиссера Севу Бродского не привлекал жанр чистой комедии, где неживые люди произносят какой-то определенный набор шуток. Мы хотели сделать синтез — чтобы было и весело, и грустно, как бывает в нашей жизни. Да, мы хотели попробовать сделать коммерческое, зрительское кино. Странно, но только в России, как мне кажется, «коммерческий» автоматически обозначает «плохой». Хотя коммерческих отличных фильмов выходит очень много — таких, которые и в Каннах способны понять, и в Саратове. Насчет того, соответствует ли рекламная кампания творческой концепции фильма, мне сложно говорить. Хотя, конечно, она не соответствует, на мой взгляд. Я вообще за разделение труда, и я, к сожалению, не специалист в промо, я работаю над сценариями и над фильмом, в данном проекте моей обязанностью было исключительно творчество, а не бизнес. Да, я могу сейчас критиковать людей, которые занимались маркетингом, но критиковать всегда проще. Маркетинг — это отдельная профессия. Я могу сказать, что не работает в сценарии, а в маркетинге — пока не могу. Насчет опасного соседства в прокатной сетке с «Горько-2» — правда, никакого расчета у нас не было. И опять же это вопрос бизнеса.

А что касается близости к фильму Жоры Крыжовника, то для меня ее нет. Да, на волне «Горько!» появился странный и, на мой взгляд, не очень веселый фильм «Корпоратив», который, наверное, и привлек внимание к вопросу: а не много ли фильмов-праздников на отечественном экране? Но центральное место у нас в фильме занимают люди. Наш следующий фильм, который мы делаем со Светлаковым, посвящен вообще майским праздникам. Но опять же рассказать мы там хотим о патриотизме и о героях, рассказать историю людей, а не взять за основу какую-то пьянку. Событие для нас — это всегда дополнительное средство, чтобы раскрыть характер героя.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241804
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249683
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416340
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420565
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425816
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427161