12 ноября 2014Кино
63

Эндрю Хьюм: «Оспорить христианскую идею искупления»

Монтажер фильмов Антона Корбайна и Пола Макгигана — об исламском влиянии в своем режиссерском дебюте «Снег в раю»

текст: Максим Семенов
Detailed_pictureКадр из фильма «Снег в Раю»© Ipso Facto Films

«Снег в раю» — дебютная картина Эндрю Хьюма, продолжающая, с одной стороны, традицию британской криминальной драмы, а с другой — социального кино о рассерженных парнях из низов. Главный герой, сыгранный непрофессиональным актером Фредериком Шмидтом, — живущий в стремительно меняющемся Шордиче парень из бандитского клана, начинающий член «фирмы», стремительно разочаровывающийся в лицемерной морали криминального мира. Выходом для героя становится... ислам. Максим Семенов встретился с Эндрю Хьюмом на «Бритфесте» — и поговорил с режиссером о том, как тот делал это в мечети.

— Я думаю, все задавали вам этот вопрос — почему ислам?

— Но фильм не про ислам.

— Но ведь главный герой находит себя в мечети.

— Вообще-то мой фильм — о путешествии героя из точки А в точку Б, ислам — только один из пунктов на этом пути. Вместо ислама могла быть любая другая религия, я просто хотел нарушить законы, клише, если хотите, гангстерского жанра — да и популярного кинематографа вообще. Это ведь очень распространенный ход — изображать мусульман террористами. Поэтому мне хотелось показать ислам совсем по-другому — как средство спасения, как выход для протагониста.

Эндрю ХьюмЭндрю Хьюм© Ipso Facto Films

— Да, «Снег в раю» действительно не похож на типичное гангстерское кино. Мне он показался в каком-то смысле аллегорией. Ведь криминальный дядя главного героя — настоящий Дьявол. Все это вообще напоминает такую средневековую историю, в которой несчастная душа одновременно и ищет успеха в этой жизни, и слишком слабовольна, чтобы творить добро. В этом смысле появление ислама довольно символично.

— А вы знаете, что это в общем-то реальная история? У нашего героя был прототип по имени Мартин, он действительно был бандитом из Ист-Энда и 15 лет назад принял ислам, вступил в суфийский орден. Конечно, дядя в фильме — это абсолютно дьявольская фигура, и сам сюжет в целом копирует пакт Фауста. Но я хотел оспорить христианскую идею искупления. В сегодняшнем обществе искупление — это нечто иное вообще, в частности, исламское представление об искуплении отличается от традиционного христианского. В молодости я часто слышал истории об обращении — но это было обращение в христианство. А сегодня я слышу истории об обращении в ислам. Мир изменился.

— Да, когда мы в России слышим про ислам в Великобритании, то это обычно истории про поджоги мечетей или Вулвичский инцидент (убийство британского военнослужащего Ли Ригби двумя нигерийцами-мусульманами в мае 2013 г. — Ред.).

— Ислам в Великобритании рассматривается как нечто постороннее, чужое: вот мейстримная культура, в вот тут вот ислам. А мне хотелось показать в фильме обратную ситуацию. Да, в Великобритании есть трения между мусульманами и основной частью населения, и все это подогревают СМИ, публикующие все эти страшные истории. Но в реальности большая часть мусульман — миролюбивые, нормальные люди. Просто у них есть религия — а у англичан уже нет. Конечно, ислам не един, он распадается на множество сект, там есть радикальные группы, которые создают проблемы. И нам рассказывают вот эту одну-единственную историю про проблемы. Я хотел рассказать другую историю — про миролюбие.

— В этом смысле показательны слова, которые в фильме произносит имам: «Ислам — это меч, помогающий победить дьявола» (если я ничего не путаю).

— В том-то и дело, что путаете! В фильме имам говорит так: «Жизнь — это духовная битва, а ислам — это доспехи, которые защищают нас». Чувствуете разницу? Вы, кстати, знаете, что мы снимали в реальной мечети? Турецкая мечеть в Шордиче, которой управляет женщина! Нас пустили туда снимать на три дня после Рамадана безо всяких проблем. Мы не думали, что это будет возможно, готовились ко всяким сложностям — но они были очень дружелюбны и настроены на сотрудничество. Они даже не читали сценарий — я просто объяснил, про что хочу снять кино.

Но хочу оговориться: для самой истории совершенно неважно, религию с какими правилами и обычаями выбирает наш герой.

— Да, очевидно, что это мог быть не ислам, а, например, йога.

— Именно. Ему жизненно необходим некий свод правил, потому что иначе он не может жить в обществе, у него слишком асоциальный и незрелый характер, он, как ребенок, нуждается в правилах, жестких ограничениях и потому меняет один набор правил на другой. Кроме того, нельзя с уверенностью сказать, кто из персонажей фильма «хороший», а кто «плохой». На самом же деле настоящий дьявол — это «друг семьи», тот, кто убивает дядю, он санкционирует все зло в этой истории. Когда он лжет, его глаза улыбаются — именно поэтому вы, как зритель, заблуждаетесь на его счет. На самом деле эта неясность внесена специально — все убийства сняты субъективной камерой, но мы так до конца и не понимаем, кто этот субъект. Так же как не понимает этого герой. Криминальный мир — мир параноидальный, в нем все неясно и зыбко — и герой уходит из него в мир, где все ясно.

— Странно, что, имея совершенно светское отношение к вопросам религии, вы организовали свою историю как религиозную притчу.

— Смотрите: у меня религиозный бэкграунд, я родился в семье евангельских христиан. И это — одна из причин, по которым меня заинтересовала эта история. А вторая причина — политическая: эта история хорошо отражает особенности нашего времени. Для меня религиозность определяется лишь одним фактором: веришь ты в Бога или нет. Поэтому я не вижу особой разницы между разными конфессиями. Я сам не верю, я отринул религию, но я по-прежнему интересуюсь ей. Поэтому я проигрывал классическую историю об обращении в веру, такую, какую я знаю по своему прошлому, — но в современных, изменившихся обстоятельствах. Почему человек верит? Для меня это величайшая загадка.

Но меня не интересовала специфика ислама: как это — быть мусульманином. Фильм, как я уже сказал, не об исламе, а об эмоциональном пути героя. Меня интересовало, почему человек оставляет свой мир и уходит в другой, — а не детали этих миров. Для меня, возможно, даже не так уж и важно, верит герой в Бога или нет. Важно то, что в какой-то момент к нему подходит имам и кладет руку на плечо — и это первая эмоциональная сцена в фильме. В этот момент герой понимает, что этот другой мир его принимает, что это тот путь, которому он должен следовать.

Кстати, прототип героя, Мартин, играет в этом фильме. Но он играет свою противоположность — главного злодея. Так вот насчет христианства Мартин бы сказал следующее: люди, живущие в Ист-Энде, аборигены Ист-Энда, не лишены духовности. Но они не доверяют христианству! Они годами наблюдали священников, которые совсем не были святыми. Поэтому дыру в его душе заполняет ислам — так же как когда-то такие дыры заполняло христианство.

— До того как снять «Снег в раю», вы были монтажером. Что повлияло на вас как на режиссера — фильмы, которые вы монтировали, или совсем другое кино?

— Фильмы золотого века экспериментального кино — Николас Роуг, английские криминальные драмы вроде «Лондонского леденца», «Представления», «Долгой Страстной пятницы». Эти фильмы были очень реалистичными, ты действительно погружался в их мир. Я родом из той эпохи — и я хотел сделать что-то похожее, рискнуть и включить в современный фильм элементы того кино. А вообще открою вам секрет — я хотел снять французский фильм! Да-да, на меня огромное влияние оказала картина Одиара «Мое сердце биться перестало».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241724
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249655
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416306
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420540
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425786
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427137