17 февраля 2015Кино
108

Пабло Ларраин: «Для Ватикана кошмар — не ад, а масс-медиа»

Чилийский режиссер, только что получивший Гран-при жюри в Берлине, — о своей неприязни к институту католической церкви и HD-камерам

текст: Людмила Погодина
Detailed_picture© Berlinale

14 февраля были награждены победители Берлинского кинофестиваля. Второй по значимости приз — у Пабло Ларраина за «Клуб», мрачную историю о конспиративном пансионе для католических священников, совершивших преступления против закона светского и церковного. Его обитатели пытаются вести себя хорошо, но получается так себе. Людмила Погодина узнала у Ларраина, насколько эта история документальна, и услышала несколько любопытных случаев из жизни католической церкви.

— На премьере вы сказали, что воспитывались католиком, но потом стали режиссером. Что вы хотели этим сказать?

— Да я просто поначалу не знал, что говорить. Но все настаивали, чтобы я поднялся на сцену и произнес речь. Так что я подошел к микрофону и сказал первое, что пришло в голову.

— Но можно сказать, что ваш опыт учебы в католической школе послужил какой-то отправной точкой при создании этого фильма?

— Понимаете, невозможно отделить историю Латинской Америки от Церкви. Мы были созданы с точки зрения Церкви и в логике Церкви. Материя вокруг нас и наша энергия состоят из этого. Во время учебы в католической школе я встретил священника, достойного, настоящего священника. Таких в Церкви тоже хватает: люди, которые действительно стараются помочь ближнему. Но часть чилийских священников сидит в тюрьме, а другие вообще неизвестно куда делись. Есть такой падре Кокс, которому предъявили обвинение — не помню, какое именно, — и он тут же сбежал от правосудия в Швейцарию. Какой-то парень приехал посмотреть на его дом: прекрасный дом, как из рекламного ролика какого-нибудь швейцарского шоколада, с коровами на лужайке. В общем, мы заинтересовались: что тут происходит, где все эти люди? И вот после кое-каких поисков, исследований и работы с источниками мы обнаружили, что это система. Так работает католическая церковь — нет такой страны, в которой не было бы убежищ для священников, совершивших преступления.

© Berlinale

Церковь не верит в правосудие и не хочет иметь с ним дело. Поэтому единственный способ решить проблему — поместить таких людей в один из подобных домов и прятать их там, пока они не умрут. Если преступление совершил епископ в Бельгии, Ирландии, США или Чили — это, конечно, скандал. Но представьте, что случается, если провинился священник в каком-нибудь захолустье. В поселке на 5000 человек с одной церковью. Вот он нашалил, и еще до того, как дело получает огласку, появляется машина, откуда выходит человек и приглашает его прокатиться. Одновременно с этим на пост заступает новый падре. Никто ничего об этом не знает — они тайком увозят человека, вопрос закрыт. Им, конечно, не удается контролировать людей более высокого ранга, потому что тех будут искать. Но с рядовыми священнослужителями это проделывают постоянно. Вы даже можете погуглить «Слуг Заступника» (Los Siervos del Paráclito / Servants of the Paraclete), организацию, созданную Ватиканом в 1954 году. Она прекратила свое существование в 2004-м. Эта организация занималась подобными вопросами официально, и они очень гордились этим. Я задумался: почему именно 1954-й, ведь инциденты с участием священнослужителей происходили столетиями? Кажется, дело в появлении масс-медиа. В 50-х газеты и телефонные провода были уже повсюду — мы могли общаться между собой. Тогда им и понадобилась организация, чтобы контролировать процесс. Сегодня самый страшный кошмар для католического мира, для Ватикана — не ад, а масс-медиа. То есть вы — угроза. Пиарщик Ватикана имеет такой же вес, как и папа римский.

— По-вашему, с новым понтификом что-то изменится?

— Хочу напомнить, что причины, по которым священники оказываются в этом «доме», очень разные. В большинстве случаев это вообще не преступления, а психические заболевания. Иногда — утрата веры. Некоторые оказались там только потому, что полюбили мужчину или женщину и не могли продолжать службу. Я рад тому, что уже успел сделать папа Франциск, но все это слишком мягко, слишком мало для по-настоящему принципиальных перемен. Недостаточно просто улыбаться, быть милым, носить дешевую обувь и увольнять время от времени парочку епископов. Католическая церковь — огромная организация, основанная на секретах и недоверии. Целая корпорация. Если он собирается в ней разобраться — а мне бы хотелось, чтобы он это сделал, — то пусть уже не останавливается на полпути.

© Berlinale

— Как католическая церковь в Чили отреагирует на ваш фильм?

— Они никогда и нигде не заикнутся о нем. Стратегия замалчивания.

— «Клуб» начинается со слов «И стал свет…», но вся картина снята в темных тонах, в полумраке...

(Смеется.) Забавно, что я не люблю видеть цитаты в фильмах и в итоге вставил цитату в свой. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Это Книга Бытия. Теология трактует эти строки так: Господь разъединил свет и тьму, и в зависимости от твоего поведения на земле ты отправишься соответственно в ад, рай или чистилище. Дело приходится иметь и с тем, и с другим, потому что это человеческая реальность, она состоит и из света, и из тьмы. Но я с этим не согласен. Я не верю в эту оппозицию. Поэтому фильм начинается с человека, дрессирующего собаку, которая бегает вокруг него кругами. Думаю, никто это не поймет без пояснения, но ничего страшного, в кино такое бывает. Смысл в том, что для меня свет и тьма неразделимы. Они замкнуты в круг, и мы между ними циркулируем. И единственный способ познать свет — сквозь тьму.

Что касается света в фильме, я просто ненавижу НD. Оно отвратительно. Я был в жюри Венецианского кинофестиваля, и все фильмы выглядели одинаково! Когда всем приходилось снимать фильмы на пленку, в процесс вмешивалась вода. Все зависело от химического состава. Мы мыли пленку, и она вступала в реакцию с водой. Вода! Она влияет на негатив. И пленки из разных стран выглядели по-особенному. По одним оттенкам ты мог сказать: «О! Это похоже на русский фильм. А это — на английский! Это точно американский! А вот это, скорее всего, Италия». Фильмы обладали индивидуальностью. Сейчас же один уродливый чип на всех. Суперъяркий, светлый, резкий. Для меня это мука. Я работаю с линзами — русскими линзами, мы добавляли фильтры и используем очень мало света. Вы себе можете представить этот фильм в большом разрешении, резким, ярким и красочным?! С постановкой кадра как в американских комедиях?!

© Berlinale

— В фильме есть эпизод, в котором под окна Дома приходит человек и начинает громко, с какой-то совершенно десадовской подробностью описывать случаи сексуального насилия, происходившие с ним. Откуда вы взяли фактуру для этого жуткого монолога?

— Как вообще появился фильм — у меня был другой сценарий с похожей историей, не очень хороший. Там была совсем другая обстановка — юг Чили, дождевой лес и священник-расстрига, который убивает коров. Мы от него отказались, но образ этого дома и живущего в нем священника у меня остались. А позже произошла та самая история с бежавшим в Швейцарию падре. Потом появилась театральная пьеса, называется «Access», скоро мы едем с постановкой в Испанию. Там у Роберто Фариаса (актер, играющий и в «Клубе». — Ред.) монолог на 55 минут! Так вот, для этой постановки мы интервьюировали жертв сексуального насилия. Общались с воспитанниками приютов, с которыми такое происходило годами. Это бедные люди, и до них никому не было дела. Они рассказывали все в мельчайших деталях, ничего не упуская. Как если бы я вам рассказывал, что приготовил и ел на ужин: вот я откусил помидор, а затем положил в рот лист салата. Все бы ничего, только они-то рассказывали не про ужин! Я был шокирован глубиной их признаний; было понятно, что эти люди были полностью уничтожены. И вот из этого сначала сложилась пьеса — она была тепло принята публикой, всегда аншлаг, и сейчас гастроли, — а потом пьеса вместе с уже готовой историей о священнике легла в основу фильма.

— Все истории в фильме — реальные?

— Священник, который фальсифицировал смерть младенцев, забирал их у молодых матерей и отдавал в чужие семьи, — это настоящая история, происходившая в 1980—1990-х. Если к нему в руки попадала девушка из семьи, где главе семейства по какой-то причине внук был не в радость, они усыпляли мать, доставали ребенка, а когда она просыпалась — с сожалением сообщали, что младенец мертв. После этого проходили похороны с пустым гробом. Из года в год один и тот же священник проворачивал эту операцию. 30 случаев — пока наконец он не предстал перед судом в Ватикане и на прошлой неделе был признан невиновным. 30 детей! Я говорю вам, им плевать на правосудие, они считают себя особенными.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245568
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20247197
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413647
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202420052
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202424120
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429431
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202430083