Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244795Мужчина среднего возраста сидит на крыше парижского особняка и, едва не плача, что-то бессвязно бормочет. Мужчину зовут Раф Симонс, через несколько минут должен начаться его первый в жизни показ haute couture для Дома Dior. Нервы, слезы и прочие сопли — не то, что ожидаешь увидеть в фильме с обманчиво гламурным названием «Диор и я», но эта нервная фактура — не единственное, чем фильм Фредерика Ченга отличается от типичных фэшн-байопиков.
Документалки о мире моды редко доходят до людей, специально модой не интересующихся. Чаще всего эти фильмы создают культ личности из индустрии, особенно если личность эта — собственно дизайнер. Почившие звезды удостаиваются условного ЖЗЛ, современников же принято помещать в обстоятельства, грамотно подчеркивающие достоинства их фигуры: эффектная череда съемок, показов, интервью и поисков вдохновения. Названия таких картин часто содержат имя главного героя: «Секреты Лагерфельда», «В поисках Хальстона», «Валентино: последний император», «Марк Джейкобс и Луи Вюиттон», «Диана Вриланд: глаз должен путешествовать». Некоторые исполнены не без выдумки — как, например, «История мужчины» о британском дизайнере мужских костюмов Освальде Боатенге (фильм, почти как «Отрочество», снимали 12 лет) или «Возраст стилю не помеха», повествующий о пожилых нью-йоркских модницах, звездах блога Advanced Style. В целом это жанр скорее телевизионный, до кинотеатров такие фильмы добираются редко. Есть исключения, например, «Заметки об одежде и городах» Вима Вендерса, но это скорее элегическое высказывание о поэтике Йоджи Ямамото, чем строгий документ.
Режиссер Фредерик Ченг (в прошлом — соавтор упомянутого фильма о дизайнере Валентино и другого, о фэшн-редакторе Диане Вриланд) в своей самостоятельной работе «Диор и я» показывает сложносочиненный мир кутюрного ателье Dior. Причем смотрит он на его устройство не со стороны, не разинув рот от восхищения, а подробно погружается в многоступенчатый процесс производства высокой моды — и, что важнее, дает слово каждому из его участников. И это очень увлекательно — простые портные вообще редко становятся героями фильмов (если можно, конечно, назвать простыми тех, кто 40 с лишним лет работает в Dior: эти тетушки пережили не одного руководившего ими кутюрье). Кроме того, тут показан не просто производственный процесс — но хроника своеобразного дебюта бельгийского дизайнера Рафа Симонса (напомним — это его первая коллекция haute couture). И готово все должно быть не за 6 месяцев, как это обычно принято, а за 8 недель.
Хроника создания коллекции местами превращается в настоящую производственную драму: вот дизайнера знакомят с новой командой, он изучает архивы Диора, просит напечатать на ткани картины своего любимого художника Стерлинга Руби, выбирает живые цветы, которыми хочет закрыть «грязные» стены парижского особняка, где состоится дефиле. Результат ошеломляет даже на экране: один из первых гостей показа — главред американского Vogue Анна Винтур с ходу заявляет Рафу: «Смотрю, проблем с бюджетом у тебя не было». Материальные вопросы, обычно остающиеся в историях о моде за кадром, в «Диор и я» возникают неоднократно — и глава кутюрного ателье откровенно говорит в камеру: «Если человек покупает у нас в год на 350 тысяч евро, я не могу ему ни в чем отказать — мы живем на эти деньги».
Главное достоинство фильма Ченга как раз в этой прямоте. Он очищает модную индустрию от глянцевого блеска и убирает ретушь с лиц, материалов, интерьеров — и коммуникативных процессов. Он выводит на первый план трудности перевода, риторические лакуны (а любой начальник крупного дома должен быть и хорошим, на коллектив в полсотни человек, оратором) и паузы недопонимания в диалогах.
Возможно, даже сильнее, чем он сам бы хотел, раскрывается и главный герой фильма — Раф Симонс. К моменту прихода в Dior у бельгийца уже была как солидная репутация, так и ярлык узкопрофильного специалиста одного стиля. Бывший мебельный дизайнер, он занялся модой в середине 90-х, долгое время одевал только мужчин и был популярен преимущественно среди любителей дорогого streetwear'а. Через 10 лет Симонс возглавил престижную марку Jil Sander, где, в сущности, заново придумал минимализм. В 2012 году, после позорного скандала и последующего увольнения Джона Гальяно, Рафа пригласили делать Dior (занятно, что, несмотря на многолетний опыт работы с мужской одеждой, — только женскую линию).
Его новое видение «женщины от Dior» нравится далеко не всем. Модные критики делятся на тех, кто чтит его как провидца, создающего новые стандарты женственности, и тех, кто считает, что последние три года Dior — это хроники депрессии художника, которого душит безостановочная гонка за увеличением продаж. Фредерик Ченг с выводами насчет Симонса не спешит, вместо этого осуществляя операцию даже более жесткую — но и действенную. Он буквально рифмует Рафа с Диором, разбивая съемки работы над коллекцией хроникальными кадрами, озвученными закадровым чтением дневников самого Диора. Столкновения с мифом одного из главных фэшн-революционеров миф бельгийского минималиста, конечно, не выдерживает: отработанный образ трещит по швам, маска сползает, обнаруживая под собой обычного человека. Ровня ли он Диору (схожая уязвимость которого постепенно начинает прослеживаться в наивных дневниковых записях)? Да, в той же мере, что и каждый из нас — закомплексованный, измученный вечным «как бы чего не вышло» человек.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244795Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246347Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412952Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419434Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420115Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422776Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423532Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428692Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428823Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429501