8 апреля 2015Кино
89

«Российский рынок теперь — типа Ирана»

Сэм Клебанов о своем возвращении в кинопрокат

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© Александр Щербак/Коммерсантъ

Пионер и ветеран российской артхаусной кинодистрибуции Сэм Клебанов, открывший когда-то для российского зрителя Триера, Китано, корейское кино и шведский артхаус (плюс ко всему, компания Клебанова «Кино без границ» прокатывала экспериментальные, невообразимые сегодня в российском кинотеатре секс-фильмы «Капризное облако» и «Запрещено к показу»), вышел из бизнеса в 2014-м. «Кино без границ», которой в последние годы Клебанов владел вместе с Александром Роднянским, сейчас медленно движется к банкротству — за ходом дела можно следить здесь. А сам Сэм неожиданно возвращается: неделю назад стало известно, что Клебанов запускает новую кинопрокатную компанию и VOD-платформу «Артхаус». О том, как возможно прокатывать авторское кино в наше бедное время, с Сэмом Клебановым поговорил Василий Корецкий.

— На что вы с партнерами рассчитываете, открывая новую прокатную компанию в это время? Разве обстоятельства для кинопроката сегодня не сложнее, чем в конце существования «Кино без границ»?

— Мы рассчитываем на то, что не все живое в России окончательно умерло, что поле не до конца заасфальтировано и что даже в такие тяжелые времена у людей по-прежнему есть спрос на качественное искусство — не только кино. При этом мы отдаем себе отчет в том, что объективно ситуация сейчас очень плохая. Она гораздо хуже той, что была в 1998-м, когда я пришел в дистрибуцию с первым фильмом, «Фейерверком» Китано. Тогда рынок был гораздо меньше, чем сейчас, — я помню, что фильм у нас шел тремя сеансами даже не в день, а в неделю в Музее кино. Потом мы долго ограничивались единственной площадкой — кинотеатром «Стрела». Но в 90-х было предвкушение неограниченного роста рынка. К примеру, когда мы прокатывали «Идиотов» Триера, билеты в «Стреле» были постоянно распроданы на несколько дней вперед. У касс был ажиотаж, а мы были такими культурными героями (смеется). С тех пор рынок вырос, в том числе и для арт-кино, и, начав с одной картины, мне в итоге удалось создать компанию с библиотекой из более чем 400 фильмов.

Сейчас, особенно весь последний год, есть ощущение не роста, но бесконечного падения. Понятно, что в ситуации милитаризации страны, милитаризации сознания заниматься таким кино будет все тяжелее. Но в то же время мы видим, что самые радикальные прогнозы пока не оправдались. Стремительного падения сейчас нет, все — пока — стабилизировалось. И мне кажется, что именно в этот момент — понятно, что мы говорим о меньшинстве, — у этого меньшинства зрителей может возникнуть острый спрос на другую культуру, на альтернативу господствующему официальному мейнстриму.

— Под альтернативой ты подразумеваешь арт-мейнстрим?

— Ну, слушай, все эти определения очень плавающие. Нет же заборов, отгораживающих арт-мейнстрим от остального кинематографа.

— Я как раз хочу уточнения — что именно ты имеешь в виду под альтернативой? Ведь понятие «неголливудское кино» — это широчайший спектр. Где конкретно виден вакуум, чем ты его собираешься заполнить?

— В этом вопросе есть две части: с одной стороны — что интересно нашей аудитории? С другой — что мы в принципе можем себе позволить в этих условиях?

Рынок очень сильно упал, платежеспособный спрос снизился: если человек теряет работу и ему нечем платить ипотеку, в кино он не пойдет. Многие компании, с которыми мы имеем дело, уже понимают, что российский рынок изменился. Раньше он оценивался как очень перспективный, теперь же — как странный, проблемный рынок типа Ирана. Удалось что-то туда продать — уже хорошо.

Мы вернулись к той стратегии, которой следовали в начале работы «Кино без границ». То есть мы решили открыть свой лайнап победителями крупнейших фестивалей. Соответственно среди наших первых фильмов — один из призеров прошлого Каннского фестиваля, «Форс-мажор» Рубена Эстлунда, картина, номинировавшаяся на «Золотой глобус» и ставшая абсолютным чемпионом Швеции по местным кинонаградам: 7 шведских аналогов «Оскара» «Золотых жуков» — столько не получал ни один фильм в Швеции.

— Да, это типичный фильм «Кино без границ».

— Конечно, я же прокатывал и предыдущие фильмы Эстлунда. Как и Роя Андерсона, новую картину которого, «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», «Артхаус» тоже выпускает в российский прокат. Еще мы прокатываем «Такси» Джафара Панахи, такую сатирическую панораму жизни в Иране, снятую на два айфона и видеорегистратор. Вот эти фильмы как раз относятся к не занятому или, скажем так, слабо занятому на российском рынке сегменту. То есть я вернулся фактически к тому, с чего начинал в 1998 году, когда был кризис и никто вообще ничего не хотел покупать на Россию. А мы купили «Покажи мне любовь», «Идиотов», «Беги, Лола, беги» — легко и недорого, как раз потому, что был кризис.

— А сейчас бы ты купил «Идиотов» и «Покажи мне любовь»?

(Смеется.) Так я же недавно купил «Любовь» по новой и показывал его (весной 2013 года. — Ред.). Уже тогда это было гражданским поступком, фрондой.

Продолжая отвечать на вопрос «что мы можем себе позволить?» — нас, конечно, интересуют и фильмы со звездами, типа «Бердмена» или «Игры в имитацию». Но на них компании стараются удерживать высокую ценовую планку, плюс есть большая конкуренция со стороны других дистрибьюторов: многие готовы платить много за фильм со звездой, хотя это не всегда окупается. И если у нас будет возможность покупать фильмы типа «Стыда» или «Опасного метода» — то есть с серьезным бюджетом, где есть большие голливудские звезды, но при этом авторские, снятые большими режиссерами, — конечно, мы будем это делать.

— В нулевых, когда еще было «Кино без границ», у тебя были некие, как мы сейчас понимаем, утопические устремления культуртрегера — например, вера в возможность популяризации в России азиатского кино и Джонни То в частности. Утратил ли ты сейчас эти иллюзии?

— Я бы, кстати, не сказал, что это были иллюзии. Именно ставка на азиатское кино способствовала очень мощному росту компании.

— Ты имеешь в виду «Кукол» Китано? Я помню, в Москве в течение полугода невозможно было попасть на фильм, стояли очереди.

— И «Темные воды». «Один пропущенный звонок» собрал, между прочим, полмиллиона долларов, а куплен был за несопоставимо меньшую сумму. «Затоичи» — суперхит. «Олдбой»... В общем, азиатские фильмы принесли нам несколько миллионов долларов кассовых сборов. Потом многие бросились их покупать, но мы были первыми — мы выпустили в прокат южнокорейский шпионский боевик «Шири». Я помню, мы с Антоном Мазуровым ходили тогда по кинотеатрам — нам было интересно, кто ходит на наши фильмы, — и люди, когда узнавали в кассе, что фильм корейский, несколько озадачивались и спрашивали: «Это Южная или Северная Корея?» Но постепенно азиатское кино в массовом сознании превратилось в корейское кино — на всех пресс-конференциях по поводу моего ремейка «Горячих новостей» Джонни То обязательно кто-то спрашивал: «Почему вы решили сделать ремейк корейского фильма?» Так что мы создали в России мощный бренд корейского кино, мы создали бренд Такеши Китано, которого тут никто не знал. Потом, к сожалению, эта мода прошла. Потому что мы работали с другой публикой — она только открыла для себя кино на большом экране, и ей было интересно все. А сейчас мы имеем дело с публикой, которая выросла на голливудском кино, она впитала этого кино достаточно много для того, чтобы не хотеть ничего другого, кроме разве что российских фильмов. И мы не собираемся отказываться от азиатского кино, хотя, возможно, оно будет работать больше на онлайн-платформе. Я верю в цикличность массового интереса, и, кто знает, может, сейчас Такеши Китано или Пак Чен Вук снимет очередной шедевр и все вернется.

А если говорить о популяризации национальных кинематографий, то сейчас мы активно работаем с латиноамериканским кино. Летом выпускаем мексиканское «Происшествие» — фильм для любителей эстетики Линча.

— О каких масштабах проката вообще идет речь в случае артхаусного сегмента?

— «Форс-мажор», как большая картина, — экранов 35. Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Пермь, Сургут. Иногда нас просят прислать фильм в небольшие города, хотя бы в формате Blu-ray, чтобы показать в киноклубе. Работаем с Алма-Атой, наши фильмы идут в Минске. А насчет фильма Роя Андерсона нам уже сейчас кинотеатры пишут — там, наверное, будет экранов 50. Мы в ближайшее время будем работать с картинами масштабными, зрительскими — можно и 50—100 экранов давать.

— А вы ощущаете дефицит экранов, о котором стали говорить еще несколько лет назад?

— Да. Арт-кинотеатров точно очень мало. В Москве, например, арт-залов меньше, чем в Гетеборге, где я сейчас живу, — а там населения всего 600 тысяч, в 20 раз меньше, чем в Москве. Конечно, кинотеатров не хватает. Но нам не хватает и зрителей в городах-миллионниках! 200—300 зрителей на весь Екатеринбург, например, — что это такое.

— Можно ли сейчас просто покупать и прокатывать арт-фильмы?

— Нет, конечно, нельзя. Сегодня основная проблема артхаусного сегмента — это просевший телевизионный рынок, который нас всегда поддерживал. Сейчас совсем другое телевидение и совсем другие начальники. Когда мы начинали, телевидением руководили визионеры. На РЕН ТВ был Лесневский. На СТС — Роднянский. И Эрнст был визионером другого типа, нежели сейчас (смеется). И на НТВ были такие же люди; это ведь НТВ придумало термин «кино не для всех» — с которым я, кстати, борюсь. Тогда телеканалам хотелось чего-то необычного, они считали, что должны не только зарабатывать рейтинги, но и создавать себе имидж, привлекать какую-то интересную, уникальную аудиторию. Это давало некую стабильность в бизнесе, ты знал, что, по крайней мере, продашь кино на эти каналы. Плюс развивался сегмент платного телевидения, а у платного телевидения гораздо шире и диапазон возможностей, и потребности в контенте. Сейчас, конечно, все стало гораздо сложнее. По ценам на права телепоказа мы откатились на уровень 2000 года. Но есть и хорошие новости: например, успех эксперимента с форматом «Открытый показ» на ТНТ, который дает надежду на то, что хорошее кино на телеэкране может быть востребованным. Плюс раньше в России существовал видеорынок, и видеокассеты приносили мне хорошие деньги, они могли просто окупить стоимость закупки фильма. Потом появились DVD, и все это по-прежнему работало.

Сейчас этот рынок умирает. Чтобы развивался рынок VOD, все-таки нужен платежеспособный спрос. А сейчас очень легко уйти в сторонку и скачать бесплатно. В общем, параллельные способы дистрибуции переживают сегодня еще больший кризис. Тем не менее мы запускаем свою платформу дистрибуции arthouse.ru, и первые транзакции уже пошли. Пока там основной контент — это фильмы из библиотеки «Кино без границ», начинаем выкладывать и фильмы других правообладателей. Конечно, все еще будет дорабатываться, пока там голый скелет, платформа, но мы считаем, что у нее большое будущее.

— А на чем ты основываешься в своих прогнозах будущего VOD?

— Мы достаточно плотно общаемся с американскими коллегами, в том числе и с компанией Magnolia, которая делает очень серьезную ставку на VOD: для них театральный прокат уже часто является просто рекламой для продвижения VOD-контента. Независимому фильму VOD может сегодня приносить полтора-два миллиона долларов, особенно в случае date-to-date releasing. Наша цель — консолидировать аудиторию, которая разбросана по разным городам, на одной платформе. И предложить уникальный контент. Не обязательно новый.

Нас сейчас очень интересуют библиотеки, классика. То, что, наверное, даже не появлялось раньше на цифровых носителях. Сейчас, например, мы думаем о том, чтобы выложить фильмографию Джафара Панахи.

Но VOD-платформа — это, как я уже сказал, скелет. Вокруг нее будет выстраиваться все остальное — и образовательный сегмент, и сегмент социальных сетей. В общем, мы хотим создать такой большой субкультурный онлайн-клуб. Есть теория, что в онлайне выживают два-три сильных игрока, остальные уходят, не выдерживая конкуренции, — это происходит как с такси, так и с онлайн-видео. Так вот, мы хотим быть таким сильным игроком в сегменте авторского кино. У Netflix и iTunes никогда не будет такого охвата авторского кино, какой может быть у специализированной платформы. И наша цель — собрать туда всю целевую аудиторию на всем пространстве, на котором у нас есть прокатные права.

— То есть вы будете выходить в сферу медиа?

— Да, потому что просто взять и выложить фильм онлайн — этим занимаются все.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248646
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415313
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419681
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202424913
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426399