5 октября 2013Кино
209

Сегодня на 2morrow: «Жена полицейского»

Этимология ярости — в фильме  Филиппа Гренинга

текст: Ольга Шакина
Detailed_picture© Philip-Gröning-Filmproduktion

С новым фильмом довольно редко снимающего Филиппа Гренинга (предыдущая картина, документальное полотно о монашеском ордене, члены которого дают обет молчания, вышла восемь лет назад) все было вроде бы ясно заранее – автор должен наследовать традициям сурового тевтонского документализма, брать пример с коллеги Зайдля, пытаться переосмыслить наследие законодателя германских мод Ханеке. В целом, так и есть – но, сняв очередную анемичную, эталонно блеклую картину о трагическом несовершенстве человеческой природы, корнях бытового зла, отчуждении как обратной стороне близости и прочих хорошо знакомых нам вещах, Гренинг определенно добавил к методу что-то свое. Добавил так удачно, что стал главной и единственной сенсацией последнего, во многом спорного, Венецианского фестиваля («Конкурс был дрянь, но вот Гренинг…»).

Полицейский Уве женат, имеет дочь, проживает с семьей в личном доме городского типа (таунхаусе). Волос у него белый, глаз голубой, характер нордический. Несмотря на последнее, иногда во флегматика вселяется бес, и он немотивированно колотит по-настоящему любимую жену. Предугадать, когда это произойдет, невозможно, бороться со спорадически выплескивающимся из приличного человека злом (как и пытаться обнаружить, в чем его истоки) — тоже. Агрессия рождается тут из того же воздуха, что тяга к суициду — в семье других надломленных обычностью бытия мещан из «Седьмого континента» Ханеке. Гренинг уходит от психологизма в сторону обыденной мистики, снимает драму о семейном насилии как хоррор о насилии несемейном — так появляется саспенс, который позволяет, не напрягаясь, преодолеть трехчасовую камерную картину.

© Philip-Gröning-Filmproduktion

Дело тут, впрочем, еще и в простом, но парадоксально эффективном формальном приеме, который вначале кажется выпендрежем не по делу. Гренинг разбивает фильм ровно на пятьдесят девять глав, каждая из которых предваряется номерным титром. Иногда это зарисовка в духе случайного домашнего видео (лесная трава колышется под ветром; девочка читает на камеру стишок), иногда — полноценная короткометражка, аккуратно соответствующая аристотелевским правилам (муж и жена смотрят телевизор, жена уходит на минутку и исчезает, муж ищет ее по всему дому, найдя, пытается убить). А иногда — чистый магико-реалистический видеоарт (ванна, в которой мать купает дочь, незаметно увеличивается в размерах, превращая героинь в пару кэрроловских Алис, тонущих в океане собственных слез).

Дискретность повествования перечеркивает его условность, лишает картину сюжетной выстроенности — некий прожектор будто выхватывает один за другим кусочки многофигурного живописного полотна. Причем в кучу, словно в средневековых живописных агиографиях, летит все: и реальные эпизоды из жизни святого, и его видения, и сны, и случайный плоский пейзаж в окне на самом заднем плане. Кто тут святой — понятно сразу: нежная обнаженная женская фигура в синяках, которой дитя, хихикая, сообщает, что от нее плохо пахнет.

Самое удивительное, впрочем, в том, что зритель, скорее всего, идентифицируется не с ней, а с избивающим ее мужем — он вылеплен проще, экспрессивнее, понятней. Найди в себе ту силу, что двигает рукой, опускающейся на вторую из подставленных щек, — как бы говорит молчаливый Гренинг. Найди сам, тут я тебе не помощник.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244897
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246452
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413042
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419531
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423610
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428912
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429565