14 октября 2015Кино
95

Килограмм, слепота и Триер (другой)

Что смотреть на Фестивале норвежского кино?

текст: Василий Корецкий, Денис Рузаев
1 из 4
закрыть
  • Сегодня, 14 октября, в Москве, а завтра — в Петербурге и Мурманске начинается 6-й Фестиваль норвежского кино. Все новые фильмы, вошедшие в его программу, отличаются нордической невозмутимостью, но некоторые из них еще довольно забавны (или тревожны).

    Обзавестись абонементом, дающим возможность посетить питерские показы норвежского фестиваля (в Москве абонементы уже закончились) — а заодно и помочь COLTA.RU, — можно здесь.

    Bigmat_detailed_picture
    «Громче, чем бомбы»Режиссер Йоаким Триер

    Главный, самый весомый (но в то же время негромкий и очень уязвимый) фильм фестивальной программы, по-скандинавски откровенная экзистенциальная драма, маскирующаяся под эдакое сандэнсовское инди-кино. Собственно, дело тут и происходит в Америке: в Нью-Йорке готовят посмертную выставку звезды военной фотографии (Изабель Юппер), разбившейся год назад в автокатастрофе. А где-то в пригороде страдает ее семья: отец (Гэбриел Бирн) не справляется с воспитанием младшего сына. Старший же (Джесси Айзенберг) тяготится внезапным открытием: мама им изменяла. С фотографией, с фронтовым драйвом, с журналистом The New York Times, который вот-вот расскажет об их романе в посвященной экспозиции статье.

    Как смириться с утратой? Как писать о ней? Как снять о ней кино? Как жить дальше в условиях, когда единственный правдивый ответ на эти вопросы звучит «никак»? Норвежец Йоаким Триер, режиссер неброских, но невероятно чувствительных, переполненных правдой пустоты и тишины фильмов, снял кино именно об этой невозможности. «Громче, чем бомбы» — кино, у которого травмированы не только герои, но и нарратив и, более того, стиль. Вот персонажи совершают поступки, ведут диалоги, признаются вслух в своих в мотивациях — но сюжет, как жизнь, все не складывается; нет и ансамбля — каждый сам по себе. Реалистическая семейная драма вдруг взрывается прямым включением из World of Warcraft — или клиповой, дикой по меркам «нормального» кино иллюстрацией подросткового одиночества; вот в одной из таких вставок призрак матери оживет, чтобы вновь умереть — уже не только для героев, но и для зрителя. «Нормальное» кино артикулировать ту боль, что испытывают персонажи Триера, не в состоянии — фильм норвежца же, несовершенный, дерганый, то и дело рискующий показаться немодным или неадекватным, ее проговаривает. И звучит она и правда громче, чем бомбы.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249403
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416048
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420361
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425595
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426940