16 ноября 2015Кино
301

«Мы сейчас весь фильм запикиваем. Даже где люди молчат»

Василий Сигарев и Яна Троянова — об обстоятельствах рождения и первых показов «Страны ОЗ»

текст: Ольга Шакина
Detailed_pictureКадр из фильма «Страна ОЗ»© «Белое зеркало»

По мере того как на Россию неотвратимо надвигаются новогодние праздники, в кино начинают то тут, то там показывать главную комедию года — «Страну ОЗ» Василия Сигарева, зимнюю сказку о Лене из Малой Ляли, умело стилизованную под любительскую «фотожабу» с елочкой, селедочкой и гитарой. Сегодня, к примеру, «Страну ОЗ» покажут — причем без цензурных купюр, во всем богатстве русской ненормативной лексики — на организованном «Искусством кино» спецпоказе в московском кинотеатре «Алмаз», а в декабре фильм (но «запиканный») выйдет в широкий прокат. Убитая наповал народным юмором Ольга Шакина поговорила с Сигаревым и актрисой Яной Тряновой о главном — цензуре, Навальном и тушении окурков об язык.

— Почему вообще новогодняя комедия? Ты решил снять чисто жанровое кино?

Василий Сигарев: Сначала сценарий был совсем не про Новый год. Я его писал-писал и в какой-то момент просто застопорился: там была такая концентрация событий.... такое не может просто так происходить. А потом случились новогодние праздники, у меня 11 января еще и день рождения. Все уже закончили, а мне бы еще денек продержаться. Я шел в кабак, где мы день рождения отмечали, иду и загадываю: хоть бы сценарий сдвинулся дальше. Сажусь — и понимаю: история должна быть про Новый год.

— По-настоящему выявить природу русской души возможно только в момент ее экзистенциального пика — изматывающе долгого праздника.

Сигарев: Да. Праздники — серьезное испытание: сегодня ты можешь быть романтическим героем, а завтра из тебя попрет непонятно что, и ты станешь бардом каким-нибудь. Так нельзя с народом поступать. Особенно с русским.

Яна Троянова: Самый высокий процент самоубийств в эти дни. И нам никогда не хватало сил на одиннадцатое, на Васин день рождения, а он очень любит свой день рождения.

— То есть сначала в сценарии никакого праздника не было — была уральская «Алиса в Стране чудес»: девушка ходит по улицам, встречает алкоголиков? Это я, Яна, о вашей героине Лене.

Троянова: Сначала у меня должен был быть просто эпизод — меня трахают на балконе, а я семечки грызу. Сценария еще не было, а эпизод уже гулял в голове у Васи. Я говорю: «Давай! И не будут <неуважительно обсуждать>, что жену снимаешь». А потом настал Новый год, и родилась Ленка.

Сигарев: Просто изначально я хотел снять фильм по прозе нашего друга Андрея Ильенкова (исполнитель роли грустного киоскера и автор квазисорокинских фекально-лирических строк, которые он зачитывает герою Александра Баширова из тетрадки. — Ред.). Сделать полудокументальную историю: поставить настоящий киоск, посадить туда Андрея, и пусть торгует в нем год. Непонятно, почему Сорокин такой известный, а Ильенков, который, на мой взгляд, гораздо круче, — нет. Бывает — он в свое время не выстрелил и как-то забуксовал.

Троянова: И сразу на него смотрят подозрительно и не дают губернаторских премий. Если уж сразу не выстрелило — значит, что-то не так. Кому-то дают, причем иногда очень слабым авторам. У нас в Ебурге, знаешь, мало премий.

Сигарев: Но недавно его, кстати, номинировали на «Нацбест». В общем, фильм должен был быть об Андрее. Но тут появились Ленка. Ленка вдруг куда-то пошла, шла-шла-шла, не дошла, и там…

Кадр из фильма «Страна ОЗ»Кадр из фильма «Страна ОЗ»© «Белое зеркало»

— Ленка действует по принципу Рэя Брэдбери: хотите сюжет — пустите на дорожку бегуна, поставьте перед ним препятствия, он бежит, а вы записываете.

Троянова: Главное, она ведь ничего не делает в итоге, а вокруг нее все вращается.

— На самом деле понятно, что в фильме две разнополые Алисы: одна — Андрей, другая — ты. И обе очень удивляются происходящему.

Троянова: Да. Ну или Элли такие.

Сигарев: Ну для меня Андрей — скорее волшебник Изумрудного города, который вроде ни фига и не волшебник, но…

Троянова: Но все думают, что волшебник (смеются).

— А как появился внезапный хеппи-энд с песней Гоши Куценко?

Сигарев: С песенкой получилось случайно — Гоша на площадке просто сидел и пел Трояновой.

Троянова: С двух телефонов — на одном текст, на другом минусовка — пел мне свою новую песню. По-настоящему. Сигарев на это смотрел-смотрел и вдруг говорит: «Вот такой финал и будет». Я подумала, что Сигарев <сошел с ума>. Съемочная группа тихонечко сказала: «Завтра он передумает». А он не передумал. Я раз пятьсот спросила: «Ты шутишь?» Это же слишком лирично. Но на самом деле Сигарев очень нежный, трогательный, ранимый человек, и эта нежность у него через песню просочилась. Было смешно.

Сигарев: Правда — никто не верил в съемочной группе. А я еще кран позвал со стрелой, отлетать, говорю, вверх будем.

Троянова: Мало того, он мне говорит: «А ты пой». Я говорю: «Я не буду петь эту песню!» Он говорит: «Нет, надо, чтобы ты запела». И вот я легла на кровать на репетиции с краном и понимаю, что петь не могу. Я до сих пор не верю, что у нас реально такой финал снимается, еще и с краном. И я начала просто плакать, у меня просто покатились слезы. И заревела вся съемочная группа. И мы поняли, что, сука, финал-то есть!

Кадр из фильма «Страна ОЗ»Кадр из фильма «Страна ОЗ»© «Белое зеркало»

— Фамилия героини — Шабадинова — это, конечно, отдельный гэг. Особенно как ее герой Куценко в нос произносит.

Сигарев: На самом деле я ее нигде не видел и не слышал, я ее придумал. Мне почему-то показалось, что она похожа на татарскую фамилию.

Троянова: А имя «Ленка» — это из-за моей младшей сестры.

Сигарев: Да, Ленки — они все такие…

Троянова: «Колоротые» мы их называем.

Сигарев: Да, сидят и на мир вот так глядят.

— В «Кочегаре» Балабанова Кочегар одет как Балабанов — панамка, тельняшка. И понятно — это метафорическая биография. В «Стране ОЗ» бард сидит ровно в такой же вязаной шапке, которую постоянно, Вася, носишь ты. Еще и шутка есть про эту шапку. Это случайно или я умножаю сущности без надобности?

Сигарев: Все эти персонажи — я. Все, что происходило с этими мужиками, происходило и со мной.

Троянова: Да даже Ленка — это трезвый Вася. Ты когда трезвый — такой же молчаливый дебил.

— То есть это такой большой карнавал с Сигаревым в главных ролях.

Троянова: Он и фейерверк с головы запускал, реально. И с горки мы с ним катались, и чинарики он мне об язык при первом знакомстве тушил. Вот нормально, скажи? А потом спрашивал: «Язык болит?» Я ему сказала, что нет, а у меня так болел язык! Еще и отек.

Кадр из фильма «Страна ОЗ»Кадр из фильма «Страна ОЗ»© «Белое зеркало»

— Поклонник Навального с гитаркой — самый противный герой фильма. Я сначала слегка обиделась за либеральную интеллигенцию, но раз это тоже Вася...

Сигарев: Кстати, видеоряд к его бардовской песне я сам нашел в интернете, его сделал реальный человек, и мы даже права у него получили. Он их, правда, бесплатно отдал. Я такое творчество «мэйл.ру-стайл» называю. И оно, кстати, очень популярно — когда люди берут песню и делают из нее клип доступными средствами.

Троянова: Ты сначала в интеллигенцию веришь: я — оппозиционер! Навальный, сука, вперед! Проходит несколько дней — и ты говоришь: Навальный не прав, <зачем> я туда двигаюсь. А с другой стороны тоже <ерунда> — Путин.

— А вот с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом, который у вас в эпизоде играет, вы дружите?

Сигарев: Да. Ройзман у меня и в первом сценарии был. Там же гэг такой, что она его наркоманом называет… А потом мы сидим на съемках, его выбирают мэром, я достаю ноутбук и вписываю реплику: «Я, девушка, вообще-то мэр».

— Какие у вас прокатные перспективы? У вас же там полно обсценной лексики.

Троянова: На «Кинотавре» мы прямо с матом и показали — мы перед фестивалем картину только доделали. Нас попросили все запикать, но из-за спешки мы все пропустили.

Кадр из фильма «Страна ОЗ»Кадр из фильма «Страна ОЗ»© «Белое зеркало»

— А в прокате, значит, будет пищать.

Сигарев: Ну, когда у тебя пищит почти все в каждой реплике, это тоже о стране много говорит. Значит, в этой стране есть цензура… Мы сейчас весь фильм запикиваем. Даже когда люди молчат, мы туда пики вставляем.

Троянова: Короче, у нас будет авторский запик!

Сигарев: А ты-то как сама думаешь, какая у него может быть прокатная судьба?

— Не могу себе представить, чтобы хоть кому-то было не смешно.

Троянова: У нас смеются даже мамы! На «Кинотавре» были люди, которые вставали и выходили. Но мне это даже нравится. Их было очень мало, но...

Сигарев: Они бежали вслед за хозяином (видимо, имеется в виду приезжавший на «Кинотавр» министр культуры В. Мединский, хотя свидетельств того, что он посмотрел «Страну ОЗ», нет. — Ред.). А остальные мучились, маялись, но досидели до конца.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245338
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246939
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413427
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419845
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423914
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429213
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429896