26 ноября 2015Кино
179

Ни так, ни эдак

Новейший Хон Сан Су в питерской «Авроре»

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© Jeonwonsa Film

27 ноября в петербургском кинотеатре «Аврора» начнется мини-фестиваль корейского кино, на котором (бесплатно!) покажут самые важные, по мнению критиков-кураторов, корейские фильмы последних лет: «Берлин» Рю Сын Вана, «Горечь и сладость» Ким Джи Уна, «Поэзию» Ли Чхан Дона и, главное, новую мелодраму Хон Сан Су «Так — хорошо, в другой раз — плохо».

Хам Чон Су, успешный режиссер, склонный к чрезмерному увлечению женским полом (слабый романтик из киноиндустрии — постоянный персонаж большинства работ Хон Сан Су), на два дня приезжает в Сувон (это к югу от Сеула) выступить перед показом своего нового фильма — судя по количеству зрителей в зале, не очень популярного. В решении оргвопросов ему помогает ассистентка из местных — они уже работали вместе на трех фильмах, и Чон Су очень старается не влипнуть в роман с ней. Выйдя на прогулку, он оказывается в храме, посещение которого сулит успех в семейных делах, и знакомится там с художницей-абстракционисткой Юн Хи Ён. После небольшого смолл-тока, в котором Чон Су гордо сообщает новой знакомой, что он — режиссер, а та признается, что не видела ни одного его фильма, герои оказываются в кафе, оттуда направляются в мастерскую Хи Ён (следует вдумчивый и эмоциональный разговор о природе творчества), а после заходят поужинать в суши-бар, где режиссер страшно напивается и начинает отчаянно флиртовать. Пьяный вечер завершается на небольшой частной вечеринке приятелей Хи Ён — конфузом (еще один обычный паттерн фильмов Хон Сан Су). На следующее утро похмельный Чон Су эмоционально выступает на Q&A и, заслужив одобряющие объятия ассистентки, отправляется домой в Сеул. Снова заглавный титр — и день Чон Су повторяется, но в более удачном варианте: вместо пошлой неловкости между героями возникает искреннее, хотя и хрупкое, мимолетное, чувство. Как если бы Чон Су и Хи Ён проснулись с утра в несколько лучшем из бесчисленного множества существующих дней и миров и, подобно героям голливудской фантастики, получили второй, третий, четвертый шанс вырваться из круговорота ошибок. А может быть, это просто режиссер Хон Сан Су, известный своей импровизацией на площадке, проснулся на следующее утро после съемочного дня и решил несколько переписать сочиненный вчера сценарий.

© Jeonwonsa Film

Неопределенность, зыбкость, непредумышленный комизм не только отношений, но и житейских событий, судьбы вообще — отличительная черта мира, в котором живут герои Хон Сан Су. Завтра тут может легко перенестись во вчера, одни и те же события — стать каркасом для совершенно разных историй, следствия — превратиться в причину... какая разница, если все это — лишь разные способы манифестации человеческой природы, которая по определению амбивалентна, не плоха и не хороша, а как уж сложится. В своем предпоследнем фильме, «Холме свободы», режиссер, кажется, довольно четко объяснил принципы своей анахронистической композиции словами протагониста, цитирующего какой-то псевдонаучпоп в мягкой обложке: возможно, природа на самом деле не знает категории времени, оно — лишь аберрация человеческого сознания. Но раз уж мы так устроены, нам ничего не остается, как жить в мире линейной и необратимой каузальности.

В «Так — хорошо, в другой раз — плохо» — как и во многих других фильмах Хон Сан Су, вспомнить хотя бы недавнюю «Ничью дочь Хэвон» с ее размытой границей между фантазией и явью — эта необратимость причин и следствий подвергается снисходительному пересмотру. Логика греха и наказания, добродетели и воздаяния представляется здесь лишь слепой и часто глупой случайностью, комичной в сравнении с чем-то настоящим, тем, что у Хон Сан Су вечно остается за пределами кадра, обнаруживая себя лишь в деталях ландшафта, — как статуя Будды на крыше храма, к которой возвращается, описывая круг, герой в хорошем варианте сценария этого фильма. Так — хорошо, в другой раз — плохо, но и тот, и этот одинаково смешны, если смотреть на них сверху, — как смешон пьяный и замерзший герой-любовник, проводивший свою девушку до угла и теперь приплясывающий на морозе от давления в мочевом пузыре.

© Jeonwonsa Film

То же самое и с творчеством. В каждом из вариантов истории дважды произносится монолог героя-резонера, объясняющего, как устроено его (на самом деле — Хон Сан Су) кино: одно объяснение хорошее, другое не очень. Бремя выбора — на зрителе. Мы можем считать этот минимализм отважным авторским движением на ощупь, от сцены к сцене. Или принять его за самоуспокоительное культивирование «авторских мотивов», вечное навязчивое повторение удобных приемов — вроде внезапного зума, с детской непосредственностью нарушающего ровную череду общих планов и сигнализирующего об эмоциональной важности момента. Мы можем удовлетвориться отговоркой о невозможности артикуляции любого метода, о трагическом и фатальном несовпадении любых слов с явлениями — или… И тут Хон Сан Су ловко вставляет лакуну, намеренно вынося за кадр триумфальную версию лекции своего двойника перед зрителями, намеренно уклоняясь от определенности — так же, как горе-любовники в его мелодрамах уклоняются от окончательного разрыва или брака. Не от инфантильности и нерешительности, но потому, что это мгновение перед выбором, на развилке, оказывается тем единственным, когда простые, невеликие, связанные паутиной сложных отношений — и при этом все равно одинокие — герои оказываются не одни, когда под тканью социальных условностей и многолетней рутины начинает прощупываться сама жизнь — эйфорическая и трагичная одновременно. Это ощущение моментально сближает готовую расстаться пару, и оно же придает стереоскопичность простой, снятой как плоское фото истории. Привычка и социальный порядок заставляют смотреть на вещи одним глазом, намекает нам режиссер. Не надо выбирать каким — попробуйте открыть оба.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244572
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246158
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412784
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419277
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423371
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428677
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429349