Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244852Черный-пречерный мужчина Дипан старательно подметает мусор и починяет лифты в забытом богом и законом парижском предместье, стараясь особо не поднимать глаза. Дипан — бывший тамильский «тигр». Бежавший по поддельному паспорту с фальшивой семьей со Шри-Ланки в Париж (билетов в Англию не было), он фатально ошибся с пунктом назначения. Удирая с одной гражданской, попал прямо на другую: ветхий арабско-магрибский микрорайон — форпост войны между этническими бандами. Поделенные между группировками корпуса, дозорные на крышах, штабы в бытовках, пули над газонами. До ближайшего полицейского — как до Коломбо. Но Дипан — не безъязыкий кули (хотя незнание героем французского — важная часть общей механики нагнетания напряжения в фильме), и ему нечего терять на чужой земле. Разогнув наконец спину и вспомнив то, что он так старался забыть, угнетенный из третьего мира вонзает заточку в немытое подбрюшье мультинациональной Европы, сгорая вместе со своими врагами в пламени личной революции — зато, как и полагается воину из эпоса, попадая после в свою англоговорящую Вальгаллу с чаепитиями и лужайками.
Режиссера Одиара нельзя назвать реалистом — он часто снимает о том, чего не знает, игнорируя очевидное (так, герой «Пророка» строил свою тюремную наркоманию на трафике малосерьезного гашиша, а не очевидного и беспроигрышного в таких условиях героина), его герои часто находятся на тонкой грани между явью и сном, галлюцинацией. Вот и Дипан в сером Париже только телом — а мыслями он в чудесной теплой стране, где, едва видный за листьями пальм, переминается с ноги на ногу мистический слон. Всевозможные хрестоматийные унижения иммигранта в Европе (торговля всякой флюоресцентной херней на улицах, допросы в госорганах, грязная работа в ЖКХ) в этом контексте — не больше чем жанровые клише, хотя в фотореализме им не откажешь. Есть мнение, что «Пальмовую ветвь» «Дипану» дали именно за эти социальные ужасы. Но если и так, любить фильм нужно совсем не за это. Точнее, не за жалостливость, но за невероятно тонкую выделку этого фона, соединяющего и контуры криминального триллера, и наброски семейной драмы, и все ту же пресловутую социалку. Никакая из этих линий не замкнута, все существуют в виде набросков — но очень точных и убедительных, порой настолько, что ты прощаешь Одиару откровенные косяки, выбросы плакатного буржуазного гуманизма, моменты превращения живого человека (а непрофессиональный актер-тамил Антонитасан Джесутасан играет в фильме фактически сам себя) в литературную функцию (вызывающий скорее неловкость эпизод, в котором бывший партизан, подобно герою детской литературы, чертит меловой крошкой на газоне границы «демилитаризованной зоны» — тут смешно не только неграм на крышах микрорайона, но и зрителям).
Сложность с «Дипаном» — в слишком простом эффекте всех этих тонких режиссерских механизмов. Тут нечего трактовать, вскрывать или интерпретировать. Подобно «Любви» Ноэ, «Дипан» принадлежит к роду редких пока, но все чаще появляющихся фильмов-репрезентаций, просто воссоздающих на экране часть реальности. Одна история, один аффект, ноль выводов. Ну да, все это про то, что опыт насилия и сопротивления никуда не уходит, его нельзя сжечь вместе с формой, он всегда с тобой, он необратимо формирует твой взгляд на мир и его проблемы (привет «Брату» Балабанова). Невеликая, в общем-то, мудрость — особенно на фоне красиво пылающей лестницы в пятиэтажке, на которую, как на погребальный костер, восходит ветеран далекой восточной войны, вдруг оказавшейся и близкой, и мировой.
Понравился материал? Помоги сайту!
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244852Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246414Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413009Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419500Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420170Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422823Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423578Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428747Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428886Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429540