Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244883Дэвид О. Расселл снял еще одного «Бойца», но на этот раз в женском варианте. «Джой» — тоже фильм в жанре истории успеха, только уже не в боксе, а в бизнесе. А так — у героини Дженнифер Лоуренс тут почти та же нулевая стартовая позиция, что была у Кристиана Бейла. И очень большая дисфункциональная семья — одновременно и опора, и обременение. Семья состоит из престарелой бабушки, от лица которой ведется повествование, матери, которая целый день при полном параде сидит в своей комнате и смотрит мыльные оперы, двоих детей и бывшего мужа, живущего в подвале. Всех их и ипотеку Джой (Лоуренс) тянет на себе. Еще у Джой есть отец (Де Ниро), тоже разведенный с матерью; очередная подружка в начале фильма сдает его обратно в семью — как дефектный товар; он тоже собирается жить в подвале. Вся эта семья и сама как мыльная опера. И в кошмаре, который снится Джой, они и впрямь оказываются внутри теледрамы, в параллельной вселенной, почти как Селин и Жюли у Риветта.
У отца Джой есть свой автосервис, но, как и мать протагониста в «Бойце», он делает ставку не на ту дочь. Бизнесом занимается сестра Пегги, а Джой к нему не допущена. В детстве она мечтала быть изобретателем, хотя это громко сказано — в английском для таких, как она, есть хорошее слово tinkerer: тот, кто возится с готовыми вещами, что-то там к ним прилаживая. Обычно это мужчины, и занимаются они этим в своих гаражах и подвалах. Но Джой вытеснили даже из подвала. Когда Джой была маленькая, она вырезала из бумаги волшебный мир: в нем был зеленый луг, а на нем — серый волк и замок с принцем и принцессой. Но от волка спасал не принц — на принца она не претендовала, — а дом, который Джой построит для себя и где будет придумывать великие изобретения.
Главное из них — самоотжимающаяся «Чудо-швабра». Джой изобретает подручное, то есть то, что и так уже есть. Подручное веками удовлетворяет наши потребности, так сказать, в своей базовой комплектации. Швабры существуют так же, как колеса или посуда. Инновация, создаваемая Джой, — из тех, которыми торгуют в электричках: не просто отвертка, а отвертка с магнитом, притягивающим гайки, не просто спички, а непромокающие спички, с которыми можно смело падать в воду на рыбалке. Вроде бы чертовски удобные вещи, но как будто сомнительные. Фрики среди прочих товаров. Если их приходится так ходить и втюхивать, так ли уж нужен этот дополнительный уровень удобства, который встроил в вещь tinkerer? Или это просто разводка? Джой тоже приходится втюхивать свою чудо-швабру. Прихватив дочку, она выступает с демонстрацией своего изобретения на парковке возле супермаркета, пока их с позором не выгоняет с парковки полиция. Но героине все-таки везет: она получает доступ к более адекватному способу распространения — телемаркетингу, да еще и в самый момент его зарождения. Джой знакомится с бизнес-гуру (Брэдли Купер), он ведет ее за кулисы «Магазина на диване», дает ей шанс, потом еще один, и Джой наконец добивается первого серьезного успеха. Теперь она впаривает швабру широкой телеаудитории, сама встав перед камерой.
Новый фильм Расселла — своеобразный опыт в медиаархеологии безнадежно устаревших тележанров, где закольцовываются, с одной стороны, мыльные оперы, а с другой — стилистика телемаркетинга с ухоженными дамами в приталенных костюмах и с пышными прическами, предлагающими ожерелья или вечерние платья, в каких не стыдно появиться в тех же самых мыльных операх. Но Джой так и не превращается из замарашки в прекрасную принцессу с перманентом. Точнее, попытка такого превращения есть, но оно намеренно срывается. Вот героиня должна выйти из гримерки телестудии во всей красе, в костюме и с укладкой, и зритель вместе с Брэдли Купером застывает в ожидании — но вместо этого Джой опять появляется в брюках, черный низ — белый верх, и все с той же прической «я у мамы вместо швабры» на голове. Она манкирует правилами и предстает перед камерой такой, какая есть, — задерганной домохозяйкой, которую парализует слепящий свет студийных прожекторов. Но тем достовернее и убедительнее ее рекламный pitch.
Во всякой истории успеха героине положено либо столкнуться с дилеммой «семья или карьера» и, пожертвовав семьей и личной жизнью, получить успех с привкусом горечи, либо, наоборот, успех должен решить ее личные проблемы и вывести на новый, ранее недоступный, уровень женского счастья. В фильме Расселла не происходит ни того, ни другого. Джой ничем не жертвует и продолжает тянуть всю семью в полном составе. Но она ничего и не приобретает. Бывший муж остается ее лучшим другом, но не становится снова мужем, как, например, в классике жанра «Милдред Пирс». Джой не теряет ребенка, хотя в фильме есть сцена, где домашние сообщают ей, что ребенок заболел, а врача нельзя вызвать, потому что телефон отключен за долги. Она не встречает на своем пути жиголо-аристократа — только жуликоватых поставщиков из Калифорнии и живописного мошенника с подложным патентом из Далласа. И, самое главное, она не заводит романа с героем Купера, когда кажется, что этот ход напрашивается сам собой. Между ними явно пробегает искра, но это искра бизнес-партнерства людей, столь искренне увлеченных своей работой, что в этом есть что-то издевательское.
Главная странность «Джой» — это действительно фильм о том, как изобрести и раскрутить самоотжимающуюся швабру, и он так настойчиво отказывается быть чем-то еще, что мы начинаем подозревать, будто он и есть что-то еще. Возможно, вирусные товары, изобретаемые героиней, — аналог психологических идиосинкразий и тиков, о которых Расселл раньше снимал свои фильмы. Есть между ними что-то общее — и те, и другие настораживают поклонников базовой комплектации.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244883Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246443Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413033Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419522Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420191Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422843Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423603Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428770Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428905Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429559