21 апреля 2016Литература
140

Что происходит с Русским ПЕНом?

Татьяна Щербина, Елена Чижова и Евгений Ермолин о причинах раскола писательского объединения

 
Detailed_pictureПавел Филонов. «Пир королей». 1913
Татьяна Щербина

поэт, эссеист

В ПЕНе все как в государстве. Не может же быть, чтобы страну крокодил, как красно солнце, проглотил, а маленькие солнышки безнаказанно светили. Хочешь светить всегда, светить везде — получи на лоб клеймо иностранного агента, живи под прицелом, от сумы и тюрьмы не зарекайся. Есть «Мемориал», был фонд «Династия», все как в ПЕНе: одни из страны уехали, а из ПЕНа — вышли, другие в стране бодаются как теленок с дубом и в ПЕНе бодаются. Всего-то сто человек. В стране бессменный президент — и тут, там был мухлеж на выборах — и тут, там исполком — какой надо исполком — и тут, для языковой точности переименовавший себя в правление.

Саша Ткаченко вытащил из тюрьмы Григория Пасько, сейчас ни за какого Пасько ПЕН вступаться бы не стал — крокодил красный-опасный, внутри него солнце. И он большой, ему видней. Не хочется проблем. Хочется государственных денег. Правозащитная функция пеновцев и прежде не интересовала, просто были Ткаченко и чувство необходимости соответствовать международному ПЕНу, но сейчас «наши зарубежные партнеры» даже если и откажутся от нас (не откажутся, куда они денутся!), плакать не будем. Русский ПЕН-центр — это российская организация, фактически один из нескольких союзов писателей. Был еще один заход по возвращению ПЕНу правозащитных функций, когда Людмила Улицкая стала вице-президентом. Но это оказалось не к месту и не ко времени.

Изменится ситуация в стране — изменится и в ПЕНе. А некоторые, несмотря ни на что, попытаются быть маленькими солнышками, чтобы не было совсем темно.

Елена Чижова

писатель, директор Санкт-Петербургского ПЕН-клуба

«Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Традиция владычества, тоже умирающая» — это слова художника Олега Покровского, которыми он описал великую картину Павла Филонова «Пир королей». Вокруг стола-жертвенника расселись деспоты — короли смерти, вершащие мрачный обряд тризны. Велимир Хлебников назвал это действо «пиром мести».

Нет, я вовсе не хочу сказать, что ситуация, сложившаяся в нынешнем ПЕНе, разрослась в моем воображении до масштабов филоновских прозрений. В сравнении с ними все эти нарушения устава, прямые и косвенные оскорбления неугодных оппонентов, включая передергивание, а то и полное смысловое искажение наших мнений, а чаще просто замалчивание, многозначительные намеки и мрачные обещания «разобраться» с Санкт-Петербургским ПЕН-клубом, в общем, все то, с чем, к сожалению, нам пришлось столкнуться этой зимой, — воистину мышиная возня. Но таково уж свойство любого фарса: отсылать к своему трагическому прообразу, одновременно задавая даже самым нелепым и по-житейски понятным ухищрениям тот масштаб, которого сами по себе они никак не заслуживают.

За событиями последнего года, приведшими к фактическому расколу Русского ПЕНа, мне (и не только мне, а многим петербургским литераторам, членам Санкт-Петербургского ПЕНа) видятся симптомы хронической российско-советской болезни, которой неминуемо заболевают все, кто так или иначе оказывается у кормила власти — пусть даже самого маленького. Симптомы заболевания печально известны: 1) «нам виднее»; 2) «все, кто против, — враги».

Чтобы разговаривать с оппонентом, надо обладать умением вести дискуссию. А с врагом — нет. Тут не требуется никаких талантов, включая владение словом. Знай себе стой на своем. Отбивай атаки да почаще указывай пальцем: вот он, враг, хитрый и коварный, который под прикрытием вполне легитимных на вид требований, предусмотренных законом о деятельности общественных организаций, — например, отставки президента и гласной ротации исполкома — на самом деле целит в святое: существование нашего ПЕНа, которое, если следовать логике последних постановлений нынешнего «руководства», обеспечивается исключительно единством его рядов. То, что это «единство» произвольно трактуется как единомыслие и достигается негодными методами, к тому же впрямую противоречащими целям и задачам Международного ПЕН-клуба, записанным в его Хартии, похоже, значения не имеет.

Но это бы еще полбеды. Беда в равнодушии и попустительстве. Большинство пеновцев, включая отдельных членов московского исполкома, не желают во «все это» вникать. Одним неинтересно и скучно. Другие — видимо, искренне — полагают, что «писатель», как существо высшего порядка, должен стоять выше «мелких разборок», а общественные завалы пусть разгребают те, кому в силу разных причин не достичь сих заоблачных высот.

Глядя на деградацию и перерождение Русского ПЕНа, постепенно, но неуклонно превращаемого его «руководством» в подобие советского Союза писателей, поневоле убеждаешься в том, что никакое номинальное членство в международной организации само по себе не спасает от стремительной провинциализации сознания. Как личного, так и общественного. Что мы сегодня наблюдаем отнюдь не только в масштабах Русского ПЕНа.

Евгений Ермолин

главный редактор электронного журнала «Континент» (e-continent), критик и блогер

Происшествия в Русском ПЕН-центре выглядят со стороны какой-то невнятной бурей в стакане воды, если судить по комментариям людей, к ПЕНу непричастных и литературой интересующихся от случая к случаю. Однако эта буря небезынтересна. Вы спросите: чем? Я тоже сначала не мог понять. Но постепенно осознал: Русский ПЕН-центр сегодня — рубеж, на котором встретились очень характерные рефлексы эпохи. События в Русском ПЕН-центре и вокруг него — это специфическая краска скоропалительного исторического момента, симптоматичная виньетка, микроавантюра в ряду других синхронных авантюр нашего мутного времени. Местами очень смешно. Часто грустно.

Мне кажется, многими членами Русского ПЕН-центра эта организация мыслится как нечто гиперэлитарное. Элита элит, клуб великих писателей. (Мне самому так когда-то казалось издалека, пока я не вник в суть дела.) Аналог взятого властями на содержание Александрийского мусейона, склеротической Французской академии или еще какого престижно-аристократического литературного заведения. В реальности это далеко не так: достаточно взглянуть на список членов Русского ПЕН-центра, чтобы вас настигло понимание, что в нем состоит очень пестрый народ. Но до поры до времени это казалось неважным. Особую бронзовость начали со временем находить в себе члены исполкома Русского ПЕН-центра — и за последние пару лет забронзовели насмерть.

Эта идея, скажем прямо, чисто отечественная — какая-то комическая, пародийная отрыжка былого литературоцентризма. Идея провинциальная, связанная с заботой о сохранении хоть какого-то статуса в мире, где многое обнулилось — и эпоха требует сегодняшних, а не прошловечных аргументов своей значимости. К миссии Международного ПЕН-клуба эта элитарная фишка никакого отношения не имеет. В этом казусе есть что-то глубоко архаическое... Но только ли в этом дело? Может быть, еще и в том, что в Русском ПЕН-центре немало литераторов, которые ждут поддержки от властей и даже искренне симпатизируют властным инициативам последнего времени, всему этому штурму и дрангу, — и на таком фоне им некомфортно ощущать себя оппонентами власти? Может быть.

Все же задача ПЕН-клуба, как известно, — защита свободы слова. А потому организация эта по духу своему предельно либеральная и вполне демократическая. Несменяемый президент и автократический исполком-политбюро — это для нее нонсенс. Но… с этим как раз все непросто. Члены исполкома на последнем отчетном собрании только что не рыдали: не доходит к ним информация о проблемных узлах эпохи, о правозащитных казусах. А самим им мониторить интернет и держать контакты, вероятно, не позволяет статус «бессмертных». Не по чину, так сказать, тратить время творцов на мелкие досадные перипетии. Мастер я или не мастер, в конце концов? Ответьте, товарищ Пастернак.

И я согласен. Искандер или, скажем, Пьецух вправе говорить о свободе, не вникая в текущую практику правоприменения. Но не только из фигур такого масштаба состоит исполком. В нем много членов, которые, как мне казалось, должны просто гореть на общественной работе, ежедневно показывая всем пример писателя, публициста, критика, которого глубоко ранит всякий намек на цензуру и преследования за свободное высказывание в России.

…С другой стороны, немало в Русском ПЕН-центре и людей, заряженных на защиту свободы. Которые так устроены при существенной разности их литературно-публицистических устремлений. Жуткий дефицит публичных площадок для выражения своей позиции, нездоровая в целом общественная среда, трудный житейский опыт — все это заставляет их очень остро воспринимать проблему миссии ПЕНа.

Я-то вступил, так получилось, в Русский ПЕН-центр, когда обстоятельства жизни привели меня к мысли о неизбежности для меня платить дань обществу, защищая в нем свободу от угроз (которые исходят в первую очередь от властей разного ранга). Мне казалось, что членство в Русском ПЕН-центре меня обяжет и формально соответствовать созревшим внутренним стимулам. Так оно и выходит, но это обернулось многими печалями. Поэтому не буду обращаться к коллегам, кое-кто из которых, так кажется, готов воспеть и новые сумерки свободы. Обращусь к читателю с призывом бдительнее отслеживать угрозы свободе слова в российском медийном пространстве, в том числе и в литературной среде.

Кстати, о литературной среде. Кому-то кажутся периферийными печальные «случаи» с Юрием Екишевым (уже давний), Александром Бывшевым, только что осужденным Николаем Богомоловым, пребывающим в непонятном статусе и состоянии Артуром Пановым. Но я думаю, что на самом деле тут нет периферии, а есть вопиющая проблема: общество и органы власти готовы ограничить право литератора на свободное высказывание. Здесь я призываю как раз не бояться старомодности и защитить это «жреческое» право писателя, часто сочетающееся с житейской беспомощностью и… ну да, «неадекватностью». Игнорируя наше несогласие с той или иной авторской точкой зрения. Нашему обществу необходимо это пространство духовной, творческой, интеллектуальной независимости, этот воздух свободы — помимо юридической практики и судебных взысканий. Пусть писателя или публициста накажет Бог. Пусть он испортит свою репутацию в глазах публики. Но пусть власть не касается этой сферы. Я убежден, что не ее это дело.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244928
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246484
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413073
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419557
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423633
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428936
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429590