27 марта 2017Литература
96

Письмо Агамбену

Сергей Сдобнов о новой книге Анны Глазовой

текст: Сергей Сдобнов
Detailed_picture© Jair Candor

Больше всего пятая книга стихотворений Анны Глазовой, выходящая на днях, напоминает бумажное письмо, адресованное философу Джорджо Агамбену. В письме всего один вопрос: что случилось с человеческими качествами после XX века? Для итальянского мыслителя главной геополитической единицей в западном мире стал концлагерь: место, в котором человек лишается почти всех прав, кроме биологических, да и то в усеченном виде. Для Глазовой геополитика начинается с изменения человечности — того качества, которое и делает жителя Земли человеком. Но бумажные письма в век социальных сетей — дорогая сердцу редкость, ведь мы все чаще читаем с экранов смартфонов, которые взяли на себя функцию гоголевского зеркала, — там живет современный человек, одинокий житель густонаселенной планеты.

В предыдущих книгах Глазовой можно было наблюдать за постепенным исчезновением географических меток, сигналов времени, имен, персонажей — тех следов культуры, которые напоминают нам о ходе истории за окном. Кажется, что в подобных стихотворениях исчезает сама поверхность современности, а в какой местности и при каком режиме существует мир Глазовой — загадка. Но если собрать все ее книги на одной полке, то это место сразу превратится в лабораторию по изучению телесности.

История прошлого века полна катастрофического опыта: Первая и Вторая мировые войны — кризис гуманизма в газовой камере, молчание большинства о жертвах фашизма после победы, стыд, нежелание и невозможность говорить о войнах на территории просвещенной Европы, население которой разделилось на молчаливых жертв и убийц. В конце XX века прогресс принес западному варианту человечества комфортную жизнь, возможность быстро обмениваться/обманываться данными и перемещаться по территории Земли. Удобствами воспользовались и террористы — поставщики быстрой смерти, мало подчиняющиеся лозунгам о ценности жизни и пресловутому здравому смыслу.

© MRP, «Скифия-Принт», 2017

В начале XXI века казалось, что атомная бомба все-таки взорвалась, просто нам об этом не сказали. Не важно, в хранилище какой из милитаристских держав произошла реакция — главное, что все земляне в той или иной степени были ранены частной и мировой историей, опытом самого многолюдного, технологического, гуманного и чудовищного столетия в истории человечества. Но люди оказались крайне живучи и стали учиться коллективным переживаниям, толерантности, восприятию других людей. Выяснилось, что не все можно пережить сообща; например, личное одиночество, тот опыт, который почти невозможно разделить с кем-то — одиночество получается только зафиксировать, поставить тэг:

один человек
устал от холмов и оврагов
и стал водомером:
у реки замирал,
ее чувством охвачен,
а когда возвращался в себя,
становился
старше собой.

13.
горожанин жил грустно:
на каждом углу видел угол,
и угол казался ему
тупиком,
но он спасся

уйдя навсегда в подземелье:
там тупик это небо
там тупик это боги

14.
сон о потерянном весе
застал человека страдающим
от невозможности скрыться в себе с головой:
ум легче сна, тяжелее свободы.

15.
собака или змея
может принять
свой хвост за чужое,
человек за чужое принимает себя

Первый цикл стихотворений в книге Глазовой называется «один человек», тело которого и становится полем для испытаний — местом, где возможна ответственность перед другим человеком. В этом цикле максимально проявлен принцип «не-касания», которому Глазова следует и в предыдущих книгах. Контакт водомера (К.?), горожанина и других оболочек человека на этих страницах возможен только с миром, это всегда познание себя через все что угодно, например, подобие (Беньямин), кроме других людей, которых в текстах Глазовой довольно трудно найти.

Поэт и исследователь катастрофического опыта ленинградской блокады Полина Барскова описывает логику этих стихов как «устройство внимания», в текстах Глазовой «живут и значат камни, травы, воды, зарева, облака. Глазова одушевляет их, то есть наделяет силами и правами, но не человеческими (она не поэт-сказочник), а их собственными». В новой книге внимание оборачивается опытами понимания материала, из которого появляются телесность, ощущения и восприятие себя. Понимание устроено как связь мысли и чувства: профессии «водомера» и «замирания» как эмоциональной одержимости предметом изучения, в данном случае водой. На смену счастливому водомеру приходит грустный горожанин, который не может увидеть мир за предметом, построить связь того, что видит, с тем, что может существовать за видимым. Но остаются еще места, где «тупик это небо». Пространство подземелий кажется максимально темным, неявным, созданным для телесного опыта и безлюдным; туда и уходит горожанин, замечающий в городе не других жителей, а «углы». Сон и иные малоконтролируемые, но полные переживаниями состояния становятся для этого одинокого человека личными подземельями, которые всегда с собой, там можно получить опыт, недоступный яви.

Во второй части книги «земля лежит на земле» начинается главный эксперимент Глазовой: как тело человека соотносится с частями мира. Поэт погружает читателя в меняющиеся просторы воздуха, земли, воды, реже огня, напоминая, что человек чаще всего касается именно этих субстанций, которые участвуют в формировании нашей кожи, и, возможно, это единственная коммуникация, которую не прервать: «кто лежит, / расхотев трогать землю ногами, / держит воздух над ней / — и ей легче». На примере отношений с одушевленной природой Глазова подспудно рассказывает о человеческих качествах — уважении, помощи и сосуществовании. Если Мишель Фуко написал про отношения тела и власти в западной культуре, то Глазова открывает страницы истории человеческих свойств:

возникновение огня из костра, из того же другого,
схоже с усилием
превращающим место в уместность
время в уверенность
в естество — свойство.

Разговор о связи костра и огня напоминает сцену рождения языка из речи, свода из разговора камней — все это сцены зарождения ощущений до появления людей. Человеку пока еще рано появляться в этой местности, заселенной его качествами, он еще не готов, несобран, растерян.

В текстах Глазовой свойства, стихии — все действует, все живет: эту активность хочется назвать субъективной, но вернее сравнить структуру этих стихотворений с акторно-сетевой теорией, в рамках которой человеческое приравнивается к нечеловеческому для его изучения. Вспоминая Вальтера Беньямина, Глазова словно переводит его суждения о подобии на поэтический язык, воскрешая «дар видеть подобия» и «бесследно исчезнувшую способность уподобляться», которая «выходила далеко за рамки узкого мира знаков, в котором мы пока еще в состоянии видеть подобие». Источником подобий и ощущения оказывается природа, максимально деполитизированные ее части: это ничьи земля, ветер, вода — все признаки властных отношений стерты со страниц этой книги. Среди стихий земля для Глазовой имеет особое значение: в ней хранится опыт прошлого, в том числе мертвые — диалог с которыми не прекращается в истории культуры.

Безлюдный мир Глазовой — лаборатория по созданию будущего человека, его подобия уже ходят по одним улицам с нами, иногда таким человеком просыпаешься сам и чувствуешь, как час за часом тревога сменяется уверенностью, а вечерами плывет «головная стая маленьких жал в моей голове, / уязвимость и жалость, / большие цветы, / только запах и цвет (это их ястребиная зрячесть) / неистребимы как свойство». Глазова обращается к стихиям, свойствам мира, реже к животным (собака, змея и пр.) за охранительным опытом неуничтожимой, хоть и переживающей постоянные умирания жизни. Если в известной большинству версии творения мира христианский Бог создал человека, а тот стал называть части окружающего мира и другие творения, то рукой уходящего за пределы модернизма Глазова вылепливает из уже созданного мира, но покинутого людьми, «человеческое» — как почву для переговоров о новой норме, меняющейся телесности, неустойчивой жизни, в которой не может быть одного правила или закона.

На этом пути важно изобретать и помнить не «порядок жизни, а навык», который и дают эти стихи.

Анна Глазова. Земля лежит на земле. Стихи. — СПб.: MRP, Скифия-Принт, 2017. — 96 с.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241361
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249470
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416115
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420417
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425663
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426999