22 мая 2017Литература
232

«Там, где кочуют в небесах русские стихи»

Роман Тименчик к выходу книги памяти Вадима Борисова

текст: Роман Тименчик
Detailed_picture© Из личного архива / wiki

19 мая в Доме-музее Бориса Пастернака в Переделкине прошла презентация вышедшей в «Новом издательстве» книги «Вадим Борисов. Статьи, документы, воспоминания».

Вадим Михайлович Борисов (1945—1997) — историк и диссидент, был одной из важнейших фигур неподцензурной общественной жизни в России последней четверти ХХ века. Составленная Анной Карельской и Мариной Алхазовой книга впервые раскрывает его личность в необходимой полноте.

На вечере в Переделкине прозвучал специально написанный к выходу книги текст Романа Тименчика, одного из ближайших друзей Вадима Борисова. Автор любезно предоставил его для публикации на COLTA.RU.

© Новое издательство

Книга о Диме — это книга о русском читателе двадцатого века. Поэты двадцатого века были загипнотизированы манящим обликом этого читателя из будущего, который в себе примирительно соединит их в гармоничный хор, соберет в поток света лучи, направленные наугад в холод и мрак грядущих дней каждым из них.

Мне кажется, что явление такого читателя почуяли те два-три свидетеля прошлого, которые услышали, как Дима произносил стихи самого любимого из поэтов на знаменитом мандельштамовском вечере в МГУ в 1965 году, как шевелились его губы в такт внутренней речи. Он берег стихи, он окружал их деликатным бормотанием, стилизованным косноязычием и покашливанием, обозначая соприсутствие и равноудаленность поэзии и быта.

Когда-то, когда мы только-только стали дружить, он сказал мне, что «Флоренция в Москве» в стихах, посвященных Цветаевой, — это шифровка имени адресата. Я думаю, что его надоумил Розанов, «Итальянские впечатления» которого он штудировал раньше меня, вот это место: «…увидав белое кружево мраморной церкви, положенное как бы на черное сукно, пришел в отличнейшее настроение духа. “Ну, так и есть! Цветущая, florens — Флоренция”». Я рассказал эту догадку моим коллегам-филологам, приступавшим тогда к семантическому штурму Мандельштама, и теперь вижу, что из этого соображения выросла целая отрасль русской поэтологии, так сказать, билингвология.

Роман Тименчик, Вадим Борисов, Михаил Тименчик, Марина Чумикова. Меллужи, 1975Роман Тименчик, Вадим Борисов, Михаил Тименчик, Марина Чумикова. Меллужи, 1975© Из личного архива

Многие русские стихотворения я навсегда стал читать по Диминым подсказкам. Когда он мне передал список стихотворения Ахматовой «Нас четверо» (это, напомню, о квартете Ахматовой, Мандельштама, Пастернака и Цветаевой), он сказал, что это заглавие идет по следу стихотворения Вордсворта «Нас семеро». Там девочка упрямо включает своих умерших брата и сестричку в число живущих рядом с ней. (Я вспомнил об этой Димкиной находке в своей книге о поздней Ахматовой, которую я и посвятил его памяти.)

Когда я думаю о своих друзьях, мальчиках 1960 года, братьях во стихолюбии, я должен упрямо повторить: нас семеро. И Дима первым входит в это число.

Как-то Таня после его ухода, перечисляя свалившиеся на нее напасти, сказала просто, грубовато и точно: «Димка болтается Бог знает где». Бог знает где: там, где кочуют в небесах русские стихи, в словоразделах, в пробелах между строф, в щелях среди аонидного зияния гласных.

Рецензия на книгу «Вадим Борисов. Статьи, документы, воспоминания» появится на COLTA.RU в ближайшее время.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249409
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416053
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420365
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425602
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426945