7 июля 2017Литература
186

Поэт, предприниматель и Протей

Алексей Вдовин о новой биографии Николая Некрасова

текст: Алексей Вдовин
Detailed_picture© И.Дынин / ТАСС

Николай Некрасов наконец-то обрел полноценную и современную биографию. Известный литературовед, специалист по его жизни и творчеству Михаил Макеев создал жизнеописание, на первый взгляд, очень герметичное и даже подчеркнуто нерефлексивное. Автор уклонился от разъясняющих его позицию и метод предисловий и финальных обобщений. Книга начинается нарочито ex abrupto, с тезиса о равнодушии Некрасова к своим корням, и заканчивается сценой некрасовских похорон и слухами об отсутствии нажитых «капиталистом» богатств. Ничего лишнего (и личного) — ничего, что выходило бы за пределы недлинной некрасовской жизни. Однако это — лишь поверхность, за которой скрываются глубина, фундированность и полнокровность изложения. За внешним аскетизмом, сдержанностью и непритязательностью автора просматривается хорошо продуманная стратегия (а не только форматные ограничения серии ЖЗЛ, в которой выходят очень разные по типу повествования и качеству биографии). В книге Макеева новый подход к жизни и творчеству Некрасова упрятан в сгущенное, насыщенное политическими, экономическими и идеологическими экскурсами, крепко сбитое повествование. В чем же новизна этого подхода?

Некрасов предстает в книге Макеева не как расколотый надвое поэт народного горя и предприниматель-«капиталист», но как цельная личность, в восприятии которой не существовало конфликта между законным зарабатыванием денег и воспеванием тягот простонародья. На раздувании этого противоречия строилась вся дореволюционная рецепция Некрасова, да и в советском литературоведении оно подспудно существовало, но было табуировано. Хотя Макеев специально не разъясняет, каким образом снимается этот конфликт (можно было бы это сделать для вящей прозрачности и усваиваемости), вся канва повествования ткется и вышивается для того, чтобы его снять.

© Молодая гвардия, 2017

Читатель постепенно понимает, что Некрасов, бросивший гимназию и не получивший никакого серьезного образования, с юношества был удивительно предприимчивым человеком, способным быстро принимать оптимальные решения, впитывать прогрессивные идеи, моделировать поведение, развиваться и преодолевать трудности. Если он ошибался — как при подмочившем его репутацию обделении Белинского деньгами во время запуска обновленного «Современника» в 1847 году или при поднесении Муравьеву-вешателю льстивой оды в 1866-м, — то он умел извлекать из провалов этические уроки и даже сублимировать моральные мучения в сильные поэтические тексты. И, не предаваясь унынию слишком долго, шел дальше. В середине 1840-х годов Некрасов твердо усвоил от Белинского очень прогрессивную по тем временам идеологию служения социальной справедливости и честного накопительства, больше всего напоминавшую протестантскую этику, памятную всем по гончаровским героям Адуеву-старшему и Штольцу. Благодаря «неистовому Виссариону» впитал Некрасов и демократические убеждения именно как систему взглядов, но не образ жизни (его барские замашки отмечали многие современники). Наконец, едва ли не самый главный урок Белинского заключался в обретении Некрасовым нового поэтического голоса: найденная поэтом в середине 1840-х интонация сгущенной социальности (на грани безнравственности, как говорили цензоры), умения достоверно имитировать разные сословные голоса в поэтическом газетном фельетоне была встречена в кружке великого критика на ура и задала новый вектор развития русской поэзии. Можно думать, что социальная лирика и издание журнала, приносящего пользу обществу и материальную выгоду издателю, — это две грани единой стратегии, между которыми в сознании Некрасова не было противоречия. Но многие читатели думали иначе: если его конкурент — издатель-миллионщик Краевский «нажил миллионы», то, стало быть, и Некрасов составил себе огромный капитал?

И вот здесь читателя книги Макеева ждет разочарование: ни новым Ротшильдом, ни Штольцем Некрасов не был. В отличие от Краевского, Некрасов вел потенциально прибыльный «Современник» нерасчетливо, списывая огромные долги покойных и арестованных сотрудников (Добролюбова, Чернышевского и их родных), а сам беря деньги из кассы. Тщательно изучив все сохранившиеся конторские (то есть бухгалтерские) книги журнала за 1860-е годы, Макеев приходит к выводу, что если и можно говорить о чистой прибыли Некрасова от «Современника», то в эти годы она равнялась всего 15 тысячам рублей, взятым им из кассы на покрытие своих расходов. Возможно, в конце 1850-х годов, при резком увеличении числа подписчиков, журнал и приносил доход, но позже издание стало дефицитным. В завещании Некрасова не значатся ни ценные бумаги, ни банковские вклады (все они были, например, у Гончарова). Откуда же тогда брались деньги на покупку имения Карабиха (около 15—20 тысяч рублей), дома в Чудовской Луке, поездки за границу, осмотры у лучших европейских докторов, 50 тысяч рублей отступных при расставании с Авдотьей Панаевой?

Макеев предполагает, что основной доход Некрасова с конца 1850-х и до начала 1870-х годов составляли карточные выигрыши от коммерческих игр (типа преферанса), однако детальной реконструкции этой интереснейшей стороны жизни Некрасова в книге, увы, почти нет, хотя автор бегло набрасывает картину богемной жизни Некрасова в петербургском Английском клубе, где партнерами поэта по карточной игре были министр императорского двора Александр Адлерберг, камергер Александр Абаза и другие яркие экземпляры аристократической и властной элиты тогдашней империи. Более того, разбросанные по книге детали позволяют порассуждать об изменении типа и структуры доходов Некрасова на протяжении 30 лет: если в молодости он и правда составил небольшой стартовый капитал благодаря издательским предприятиям (на «Петербургском сборнике» он заработал 2000 рублей чистыми) и вложил его в издание «Современника» в надежде на большой и стабильный доход, то с конца 1850-х лишь карточные выигрыши приносили большие суммы, так как журнал при большом обороте, но часто при отсутствии наличных денег в кассе такого профита не давал.

Так книга Макеева превращается из унылого жизнеописания, какие до этого господствовали в некрасововедении, в остропроблемное и интригующее объяснение экономической логики и поэтического мышления Некрасова, между которыми было много общего (об этом предшествующая, строго научная, книга автора). Автор вдумчиво и неторопливо объясняет современному читателю, почему Некрасов принимал те или иные финансовые и творческие решения, почему ошибался. Описывая заблуждения героя, Макеев не стремится обелить и оправдать Некрасова, хотя в некоторых пассажах, признаться, такое стремление все же чувствуется — например, в эпизоде с бунтом молодых сотрудников «Современника» Жуковского, Антоновича и Елисеева против издателя. Но даже если это так, автор каждый раз показывает, какую идеологию исповедовали обе стороны конфликта и какой она видится в большой исторической перспективе.

Жизнь Некрасова, предъявленная читателю в двух смежных перспективах — с точки зрения его издательского бизнеса и с точки зрения его поэтического становления, — конечно, могла быть дополнена многочисленными отступлениями о картежной и охотничьей страстях Некрасова (о женщинах в книге говорится достаточно). Но и без того довольно для научно-популярного жанра. Это биография предпринимателя и поэта в одном лице.

Если говорить о лейтмотивах, на которых держится любая биография, нам показалось, что одним из стержней повествования, несомненно, служит идея о своеобразном «протеизме» Некрасова (Макеев не использует это понятие, которым принято описывать свойство поэтического мышления Пушкина). Автор проницательно объясняет успех поэзии Некрасова у читателя и его роль в истории русской поэзии удивительной способностью приписать себе и пережить как собственные любые чужие горести и общественные язвы. На самом деле, свойство это может быть спроецировано и на поэтику Некрасова — на его инновативное многоголосие, умение передать чужое слово и «другую» точку зрения в стихах. Эта многомерность и подвижность поэтического мира Некрасова, умение слушать и слышать музыку общественных изменений, шум времени, городской гул, сельскую тишину и стоны и были тем, что отличало его от других поэтов и в итоге сделало каноничным. Это свойство (социальная восприимчивость, помноженная на историзм) хорошо смыкается с той особенностью характера Некрасова, которую Макеев называет стремлением держать нить современности в своих руках и откликаться на социальные изменения и в журнале, и в стихах. Кажется, именно эта страсть к постоянному вслушиванию в ход времени, страсть быть в авангарде изменений и не давала Некрасову унывать и опускать руки (хотя и такие периоды были в его жизни, как пишет Макеев, в 1874—1875 годах), помогала мужественно сносить закрытие журнала, многочисленные болезни и умудряться работать во время самой страшной из них — медленного и адски мучительного умирания, которое вызывало леденящий ужас даже у такого циника, как Салтыков-Щедрин.

В итоге читатель приобрел не просто еще одну (какую по счету?) биографию «великого русского поэта», но важный объясняющий нарратив, который, надеемся, будет замечен не только в России и освежит взгляд на Некрасова, совсем не популярного и не конвертируемого в западной русистике, но часто именуемого русским Гейне, Бодлером или Уитменом — со всеми вытекающими отсюда следствиями.

Михаил Макеев. Николай Некрасов. — М., 2017 (серия «Жизнь замечательных людей»). 463 с.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249416
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416060
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420370
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425607
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426951