Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242560Если можно свести книгу стихов, сложную, переливающуюся нечеткими, размытыми в воздухе краями, к одной, главной, теме, стержню лейтмотива, на котором шалашиком собраны листья листов, то окажется, что «Смерч позади леса» Льва Оборина — весь о времени, неуловимо физическом, историческом. И впрямь о торнадо, закрученном, направленном не только вперед и назад, но и в бока растопыренными руками.
Время — область культуры, чтения, оттого оно самопроницаемо и подвижно, ему нет границ, оно присутствует не столько где хочет и может, то есть везде, сколько когда — то есть всегда и, может быть, никогда. «древние боги / поселились в наборных кассах», — говорит Оборин уже во втором стихотворении сборника.
Как и предыдущая книга автора, «Зеленый гребень», «Смерч позади леса» — нелинейно рассказанная, но при этом совершенно отчетливая история, если угодно, роман в стихах. Главный герой здесь, конечно, тот, кто говорит, наблюдает, вертит головой во все стороны времени, так что крутится смерч, но и помимо него книга густо населена всевозможными персонажами, которые скорее мелькают, на миг выхватываются глазом из воронки, чем действуют. Например, в трех финальных стихотворениях первой части появляются помимо автора, отмечающего свою нездешность, внепоставленность, занесенность извне — «будто я гастролер из ментовской сводки», — барышни, скорее чеховские, чем тургеневские, а может, и вовсе арцыбашевские, уйма птиц, краснокоммунисты, папарацци, Джеймс Бонд, ягнята, сектанты с брошюрками.
— краснокоммунисты не видел я
ваших поездов на магнитной подушке
видел только новые нейтронные пушки
с километра поджаривающие соловья
— это потому что ты не был в китае
там уже давно такие поезда
мы тебя товарищ в круиз укатаем
алая в тебе возопит звезда.
Первая часть оказывается своего рода прологом, введением в курс дела: перед нами густонаселенный мир времени, фантастическая история, футурология прошлого.
Апелляция к массовой культуре, нарративу, собственному жанру ставит книгу Оборина в контекст «нового эпоса», прозвучавшего в нашей поэзии в конце нулевых. Стихи его авторов вполне поддаются пересказу: у Федора Сваровского — вполне прямому, у Павла Гольдина, Арсения Ровинского и особенно Леонида Шваба — окольному, сюрреалистическому, соответствующему скорее логике, а истории, представленные в этих стихотворениях, автономны друг от друга. У Оборина повествовательный принцип иной — сюжеты отдельных текстов неявные, мерцающие, ни про одно стихотворение невозможно сказать «здесь произошло то-то», и ни одну из этих переливчатых историй невозможно отделить от другой: перед нами даже не поле эйлеровых кругов, но пена взаимопронизанных мыльных пузырей. Да, фантастика, да, о будущем в той же мере, что и о прошлом, но, может быть, скорее футуризм, чем футурология, а точнее — причудливейшее будетлянство. Самое начало книги, первое ее птичье слово совершенно недвусмысленно апеллирует к Хлебникову.
свериге, свериге — птица, не знающая границ,
где-то сидит и летит и сверкочет
Итак, уже из первой части понятно, что «Смерч позади леса» может быть прочитан как предельно модифицированный научно-фантастический роман, постстимпанк и космоопера, притом с чертами фэнтези, и речь здесь пойдет о времени, но не как о потоке, а как о хаотичной вселенской субстанции. Во второй части фантастический мир выстраивается уже детально, осязаемо. Поэт именует вещества мира, разбирает его на химические составляющие, причем вещества эти оказываются равноправными с существами, невозможно (да и не нужно) отграничить одно (одного) от другого.
Йон серебра в воде.
Сал блестит в бороде.
Рош колосится в поле.
Бер ворчит над колодой…
В этой части стихи более отделены друг от друга сюжетно, они напоминают сюрреалистические новеллы, но нарочитая размытость финала направлена на снижение нарративного эффекта, «понятности», это затертая черта между одним текстом и другим, перелив красок спектра. Действия явно вычленяются и сменяют друг друга, но мы не можем объяснить, почему одно сменяет другое, «после» здесь особенно явно не означает «вследствие».
Утром конверт оказывается на его территории.
Он идет по квадратным плитам между темно-зеленой травы,
не прерывая телефонного разговора.
Слышно: «Ты понимаешь, что будет банальным и пошлым сказать, что...»
Останавливается, зажимая трубку между плечом и ухом.
Достает конверт из почтового ящика.
«...мы проходим через необходимую стадию».
И из нее разовьется свет.
И из нее прорастет возрождение.
Время всосать корнями минеральные вещества.
Не додумывает, что добавить: разговор прерывается.
Убирает трубку в карман, медленно разрывает конверт.
На ладонь высыпаются пряди седых волос.
Даже опыт реальной исторической травмы приобретает в стихах Оборина сюрреалистические черты и оттого становится еще более пугающим. Время опять оказывается разнонаправленным, предполагающим возможность самых невероятных поколенческих встреч, а момент страдания, случившегося однажды, оказывается бесконечным: «Я делаю шаг, и от этого шага / еще один шаг и ворота маглага / прабабка с подругой сидят там и ждут, / что в баню сведут и картошки дадут». Само слово «маглаг», называющее вполне реальное явление сталинского периода — Магаданский исправительно-трудовой лагерь, приобретает в контексте книги несколько фэнтезийное звучание, и это не умаляет, а, напротив, обостряет восприятие трагедии: на самом деле на полях истории никому никого не дождаться.
Поэтический мир Оборина, таким образом, вписывается в контекст не только современной отечественной поэзии, но и мировой современной фантастики с ее внутрижанровой спутанностью, стремлением к художественному эксперименту и почти всегда звучащей социальностью. Наиболее близок по своему мировосприятию «Смерч позади леса» оказывается к таким романам, как «Карта времени» и «Карта неба» Феликса Пальмы и «Облачный атлас» Дэвида Митчелла, а также отчасти к работам Антуана Володина.
В третьей части смерч времени вырывается уже не только за пределы поэзии, но и в целом за пределы литературы. Выход этот — как в направлении кино, так и в направлении философии, причем это одно и то же направление.
призрак кинохроники
вместо киноленты
«Смерч позади леса» и есть кинохроника, лишенная последовательности, одномоментная навсегда.
В стихотворении за стихотворением появляется множество киноимен и реалий: мультипликация Друяна и Хитрука в озвучке Румяновой и Вицина, «как выуженный из будущего Траволта, на пустой безвоздушной улице озирается Джек Потрошитель».
Фильм — хроника — здесь суггестируется, наливается тяжестью глицеринового шарика, вовсе сжимается в точку, и точка эта взрывается во все стороны.
Едешь ли летом на дачу к друзьям
там оператор всегда друян
в домиках чувствуется рука
федора хитрука
Сладким румянцевским голоском
фирменным вицинским лебезком
воздух подкатывает к ушам
птиц несет, лягушат
Сытыми жвалами водит паук
в магнитофоне иглс поют
что бы и впрямь не остаться тут
если все сходит с рук?
Шарик с избушкой и снежной крупой
что в электричке продал слепой
рабский продукт сопредельных стран
будет твой талисман
Шарик с избушкой который разбить
травы увянут умолкнут дрозды
пусть треугольники кровель снег
впитывают во сне
Спать — обитателям и дворам
вписанным в перечень диорам
корпус четыре второй этаж
двадцать седьмой стеллаж
И если на сороковой странице на процитированном выше стихотворении читатель задает себе вопрос: «Уж не про пригожинскую ли это точку бифуркации?» — то подтверждающий ответ получает уже на сорок первой:
вся собака выгнута под углами
родом из дизайна шестидесятых
поделившими мир на зоны распада
и синергии
миг прошел и в погоне за краткой мухой
обернулась хаосом черным комом
белозубым ртом полоумной пляской
из девяностых
В бифуркационную точку-кинохронику особым образом уставилось и само зрение:
Движение по прямой
вращающимся волчком,
движение по прямой
линзированным пучком.
Линзированный пучок все по той же прямой направлен, разумеется, не только вовне, но и внутрь. И здесь уже совсем иной, не чеховской, символикой обрастает образ человека в футляре: он не только в футляре, но и сам футляр — для очков, для внутреннего зрения, следящего за перемоткой кадров:
Ты хороший футляр
предназначенный для
транспортировки глаз
Даже формальное, языковое разнообразие книги Оборина встраивается в символику одномоментной разнонаправленности: здесь и рифмованные стихи традиционной просодии, местами самым неожиданным образом изгибающейся, и белые стихи, и минималистические поэтические тексты из двух-пяти строк, и прозаические миниатюры.
Итак, время — не линия, не круг, а шар, существующий в неподвижности и в состоянии взрыва на осколки, столь же процессуального, сколь и статичного. И сюжет о циклических оборотах календаря — мельничной вертушки — здесь как никогда далек от привычной обломовской антиутопии: порядок — из хаоса, хаос — в порядке. «Календарь определяет и бытие, и сознание: замечательно, что вчера не было знаков старения в кронах деревьев, гриб по-иному рос, в движении насекомых не было признаков доживания. Рукотворные вещи чуть выше в соревновании за путевку на четверых в идеальный мир. Вот ветряк нарасхват: помогает по геометрии, готовит к полетам, катает воздушных детей, что подставили — отсекает». Ветряк нарасхват управляется (или управляет?) не иначе как смерчем позади леса.
Лев Оборин. Смерч позади леса. Стихи. — СПб.: MRP, ООО «Скифия-принт», 2017. 60 с.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242560Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20243446Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411059Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202417644Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418343Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421018Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202421830Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202426936Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427154Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427965