17 октября 2017Литература
128

«Будет полифония мнений, но не будет лажи»

Андрей Тесля и Дмитрий Споров о новой исторической серии издательства «НЛО»

текст: Андрей Тесля
Detailed_pictureДмитрий Споров

— В издательстве «Новое литературное обозрение» с этого года начала выходить новая серия — «Что такое Россия», редактором которой вы, Дмитрий, являетесь. Если я правильно понимаю, само название отсылает к названию последней книги Фернана Броделя «Что такое Франция?». Если последнее предположение верно, то с чем связано исчезновение вопросительного знака? Является ли это заявкой на некое «нормативное» высказывание, установление надлежащего способа описывать такой объект, как «Россия»?

— Да, разумеется, вдохновляющим примером послужило название легендарного трехтомника Броделя «L'identité de la France», которое на русский язык Вера Мильчина изящно перевела «Что такое Франция?». А теперь наша серия начинается книгой Веры Аркадьевны с ответами на вопросы о России. Мы сознательно увели вопросы на следующий уровень. В названиях книг, глав, да и в текстах пытливому читателю даны вопросы для размышлений. А вот серия целиком — да, хочет дать картину российской истории. Она скорее не новая, а доступная. Историки — ученые и постоянно понимают и находят новое. Узнавая физику или химию, мы стремимся узнать новости научного знания, узнавая историю — привыкли обращаться к классическим работам столетней давности. Это так же странно, как читать Фарадея, не зная Нильса Бора. А вот с историей такие трюки случаются. Мы должны знать своих современников, блестящих специалистов, и новое знание, сказанное современными словами. Знание об истории есть, оно масштабно и разнообразно, но оно сказано в профессиональной литературе. Общество не успевает его переваривать, новой информации и новых смыслов за последние десятилетия было сказано огромное количество. Сопоставимо с науками естественными. Мы даем читателю лучших авторов, каждый из которых пишет популярно о том, что знает лучше других.

— Если согласиться с выдвинутым вами тезисом — ведь речь тогда идет о качественной трансформации исторического знания, сопоставимой с теми метаморфозами, которые претерпело за последнюю сотню с небольшим лет естествознание, — какие радикальные перемены можно назвать, в чем именно вам видится изменение самих способов «исторического понимания»?

— Да, изменения в гуманитарной сфере очевидны, и связаны они, в первую очередь, с техническими возможностями, которые задали совсем другую повестку пользователя и профессионала. Вопрос поиска материала неважен. Мы можем получить нужный текст в пару кликов, а если его нет в быстром доступе, то первое, что приходит на ум, — написать, например, в соцсетях: у кого есть — поделитесь. И тебе присылают. Это колоссальное изменение. Не зная редкого языка, можно перевести нужный текст грубым переводчиком и понять смысл мгновенно. Но кроме поиска информации есть задача ее осмысления и инфильтрации. Нужно уметь найти главное, верифицируемое. Тут профессиональное знание очень важно. В дигитальную историю все больше приходит приемов археологии: есть специалист — начальник раскопа, и есть десять человек, способных и желающих проводить работу, профессиональные знания которых не столь важны. Внимание классиков историографии ХХ века к частной истории привело к созданию исторических источников массами. Мы все создаем гигантские цифровые архивы, анализ которых будет со временем доступен не только спецслужбам, но и исследователям. Так вот, наши книги — то знание, о котором можно сказать: вот что думает по этому поводу историческая наука. Без риска ошибиться. Конечно, будет полифония мнений, но не будет лажи. Дополнительным и важным рецензентом всех текстов является Вольное историческое общество, недавняя организация, которая очень строго следит за соблюдением критериев научности. Обществу нужна только популярная история, и нужно иметь возможность читать обобщающие популярные работы.

© «Новое литературное обозрение»

— Историческое знание, в отличие от знания естественнонаучного, выполняет ведь еще одну важнейшую функцию — оно связывает между собой членов общества через разделяемые ими представления о прошлом или разъединяет их между собой. То есть история как наука близка к социальной памяти — и тем более эта связь становится значимой, когда мы говорим не об академических исследованиях, а о научно-популярной литературе, которая читается во многом не ради «знания для знания», а исходя из вполне прагматических целей. В чем тогда состоит ваша социальная прагматика?

— Я думаю, что в наше интересное время критерии научности и уважение научного знания претерпевают существенную диффузию. Понимаете, вот 400 лет говорить о том, что Земля плоская, было признаком только невежества, а теперь — позерства. А ты докажи! А врут все ученые! Ученые реагировать на принципиальное невежество не хотят, это скучно — спорить с дураком. И в результате получается, что профессиональное сообщество молчит. Популярные книги — это такой долгий и основательный ответ, без крика. Кстати говоря, мне кажется, есть еще почти личная обида в недоверии к научному знанию, которое, строго говоря, было религией позитивизма. Наука сотворила чудеса, но человек не стал счастливее. И вот человек говорит: у меня есть смартфон, а где мое счастье?! Я ж вам верил! То есть это классический спрос патерналистского сознания. Ах ты и не хотел моего счастья? Тогда я буду кидать в твой портрет тухлые яйца.

— Сейчас в России своеобразный бум научно-популярной активности — от открытых лекций до различных книжных серий, как оригинальных, так и переводных. При этом собственно исторический сегмент всегда был относительно «заполнен», да и многие издания «Нового литературного обозрения», выходившие в других сериях, таких, как «Интеллектуальная история», «Культура повседневности» или Historia Rossica, были и остаются рассчитаны в том числе и на относительно широкий круг читателей. Каким видится вам место новой серии на книжном рынке, какого нового читателя вы желаете получить и какими способами рассчитываете к нему пробиться?

— Замечательные издания «Нового литературного обозрения» — это классическое интеллектуальное письмо. Ваша оговорка про «относительно широкий круг» весьма красноречива. Этот относительно широкий круг сравним с читателями толстых журналов XIX века. Наша задача — как раз вырваться за этот круг. И то, что сейчас научно-популярное знание пользуется колоссальным спросом, внушает нам надежду, что предприятие небезнадежно. Потребитель научно-популярного знания хочет вернуться к тому, что было «пройдено» в школе. Но на новом уровне. Он понимает, что на самом-то деле все интересно и живо! И новое знание, которое он требует, должно соответствовать его новому запросу и новому уровню знаний. Успешных естественнонаучных книг было в последнее время в разы больше, чем гуманитарных, не говоря уже о книгах по отечественной истории. В данном случае крупнейшее академическое издательство ставит своей задачей открыть новую страницу научно-популярного письма об истории России. Мы считаем, что такая работа необходима и чрезвычайно востребована в нашем обществе. Не могу не сказать и о печальном наследии популярного гуманитарного письма. Были редкие шедевры, в целом же профессиональное сообщество не ценит популярные работы, они не засчитываются в академической библиографии, редкий автор может написать живо и доступно, а в советское время именно популярные книги по истории были идеологическим рупором. Нужен новый язык, который и формулируют наши авторы.

— Все это пока довольно абстрактно — то есть задача выйти на действительно широкий, без оговорок о его «относительности», круг читателей ясна, но в чем именно заключается тот «новый язык», к которому вы стремитесь? Каковы его основные черты?

— Новый язык должен быть понятен. И все. И, работая с авторами, я вижу, насколько эта задача трудна. Понимание коллеги не есть критерий доступности. Уровень научного знания, понятийного аппарата, принятых норм ведения дискуссии, формулировка выводов или, скорее, отсутствие выводов — это то, что обеспечивает основу научного знания, верификацию. И что не подходит для популярного письма. Ты пишешь, чтобы ответить на вопрос, как было, причем сразу дать ответы! Это же кошмар! Меня засмеют коллеги! Нет, ты пишешь не для коллег, и ты должен сказать о своем понимании проблемы, а не об абсолютной истине. Come on! И, кстати говоря, «должен» — не оговорка. Ты говоришь об антропологической катастрофе, ты проповедуешь пришествие грядущего хама, рептилоидов и биороботов? Так вот и напиши то, что можешь, и о том, что знаешь, напиши просто и понятно — это не менее важно, чем новая статья с планируемой аудиторией в тридцать человек!

© «Новое литературное обозрение»

— Новая серия открывается тремя книгами — Евгения Анисимова о петровских реформах, Веры Мильчиной о надзоре за французскими подданными в николаевской России и связанных с этой темой сюжетах и Кирилла Соловьева о самодержавии и бюрократии в период с 1880-х до начала 1900-х. Есть ли в этом какая-то единая концептуальная нить — и почему именно эти тексты были отобраны для того, чтобы открыть серию?

— Серия задумана не просто повествовательной историей России, она, скорее, об истории созидания и изменений. Подзаголовок серии не менее важен, чем название, — «модерная история страны». Для модерной истории страны петровская революция — ключевое событие. Книга Евгения Анисимова, классика отечественной истории, празднующего в эти дни свой юбилей, не о петровских реформах, она о нас в истории. Это наше восприятие истории сквозь призму петровского времени. Книга построена на диалоге сторонника и противника петровских реформ, и мы видим, что каждый из них прав. Мы понимаем, что вечный спор «западников» и «славянофилов» — это просто наши линзы, что каждый читатель согласится с противоположной стороной, что важны не подход и отторжение противоположного мнения, а необходимость задуматься самому. Эта книга — про то, что история сложнее, важнее и интереснее схем и клише. Книга Веры Мильчиной — о чужом в нашем обществе. Как мы относимся к «другому» и как понимаем его. Кроме ярких историй французов в ней много о закрытости и открытости общества и конкретных людей. Для модерной истории этот аспект исключительно важен. Книга Кирилла Соловьева — тонкий ответ на вопрос: а что же произошло с Российской империей? А вот почитайте, как управлялась империя, какое место в ней занимал император, как принимались законы, какая связь была между социальными слоями. Что такое отсутствие реформ или реформы половинчатые и запоздалые. Исключительной важности книга. Могли быть и другие авторы, но мы не строим серию по местническому или списочному принципу. Некоторые книги и авторы выйдут следом, некоторые тексты мы вынуждены были отклонить.

— Каким образом мыслится дальнейшая логика развития серии? Какие сюжеты планируется затронуть в первую очередь и почему?

— Мы хотим составить из разных мнений, сюжетов и авторских подходов образ модерной истории России, творческих неудач и великих свершений. Те темы, которые будут открывать какую-то свою главу в этой новой истории, мы будем с радостью принимать и публиковать. Через месяц выйдут еще две книги. Одна — молодого историка Амирана Урушадзе о Кавказской войне и вообще о судьбе фронтирной истории этой стороны Российской империи, совершенно удивительно написанная. Вторая — о двухсотлетней истории взаимоотношений России и США Ивана Куриллы, лучшего знатока этой темы и знакомого нам всем яркого автора. Книги следующего года не менее увлекательны.

© «Новое литературное обозрение»

— Тем самым, если вернуться к заглавию серии — «Что такое Россия», то «Россия» мыслится как совпадающая с Российской империей, ее историей, а не некая реальность «внутри нее», которую можно растождествить с ней? Иными словами, вы исходите из сохранения большого нарратива имперской истории — и Россия современная выступает наследником и правопреемником всей прошлой истории? Не видите ли вы здесь проблемы — в том смысле, что опираетесь на существующую «большую рамку», где-то уточняя ее, где-то оспаривая, однако не только принципиально предполагая ее реальность для вашего желаемого читателя, но и — пусть полемически — воспроизводя ее?

— Абсолютно нет. Есть ли определение — что такое Россия? Можно сделать смешную табличку с отрицательными категориями России: Россия не есть бытие идеальное… и так далее. Конечно, Россия — это не современная граница РФ. Нет одного ответа. Каждая книга будет давать ответ одного умного человека на этот вопрос. Умных людей и ответов может быть любое количество, поэтому серия может выходить сколь угодно долго.

— Вы являетесь президентом фонда «Устная история» и на протяжении уже довольного длительного времени занимаетесь как расшифровкой и выкладыванием в сеть для исследователей и просто заинтересованных читателей и слушателей материалов знаменитой «дувакинской коллекции», так и интенсивным ее пополнением. При этом именно в последнее время материалы, собранные или обработанные вами, активно публиковались в широком доступе — то есть фонд, вами возглавляемый, целенаправленно стремился и стремится выйти к новой аудитории, заинтересовать тех, кто отнюдь не является профессиональным историком. С чем связано подобное стремление к широкой публике и насколько вам пришлось изменять привычные ранее подходы, от чего пришлось отказаться или, напротив, чему этот новый опыт научил в плане собственно профессиональной работы фонда?

— Деятельность фонда преследует две цели: сбор и систематизацию свидетельств частной памяти о науке и культуре и свободное распространение публикуемых материалов. Наш материал очень хорошо публикуется в сети, он дигитальный. Вопрос о соприкосновении профессионального историка и просто продвинутого пользователя сети очень интересен. Сакральность знания и умения историка, безусловно, сокращается, устная история — это как раз пример десакрализации истории. А наш сайт — первый шаг в построении новой дигитальной частной истории. Построй историю сам. Это разрушение границы между абстрактной и твоей историями. Это некоторое обживание истории, принятие ее. Я убежден, что для смелых и важных шагов нам необходимо вжиться в историю, понять ее и полюбить.

— Насколько ваш личный опыт в фонде «Устная история» связан с проектом «Что такое Россия»? Или это параллельные проекты?

— Формально, конечно, параллельные проекты. Идея серии была сформулирована Ириной Дмитриевной Прохоровой, и она пригласила меня участвовать в этой работе. И я очень рад, конечно. Я надеюсь, что этот опыт помогает, а не мешает. Строго говоря, устная история — одна из форм именно модерного подхода к историческому знанию. Может быть, на основе устной истории удастся составить книгу для популярного читателя — это было бы интересно.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245392
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246989
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413476
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419901
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423958
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429260
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429938