31 августа 2018Литература
396

Е.б.ж.

Игорь Кириенков о книге Ирины Паперно «“Кто, что я?”: Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах»

текст: Игорь Кириенков
Detailed_pictureЛев Толстой в Ясной Поляне, 1903 г.© ТАСС

Есть что-то странное в русской рецепции Льва Толстого.

Нерегулярные, на несколько десятилетий прерывавшиеся дневники, неотвеченные письма, брошенные на полдороге замыслы и оставшиеся в черновиках наброски, не удавшиеся толком автобиографические проекты — этого автора трудно назвать «цельным», «властным», «монологичным». Деспотичный моралист вряд ли пережил бы арзамасский ужас и уж точно не радовался бы, что у него (пусть и на девятом десятке) стала отказывать память.

Ирина Паперно написала, может быть, самую человечную книгу о Толстом за последнее время — и не смотрите, что практически на каждую страницу приходится по три сноски. Создатель оригинальной (анти)исторической концепции, собственного религиозно-нравственного учения и радикальной политической программы, крупнейший русский писатель прожил 82 года в сомнениях, с недоверием к чужому и (особенно) своему слову, всегда внутренне готовый к перевороту и обращению; как-то не похоже на безоговорочного морального авторитета, генератора афоризмов, гуру.

© Новое литературное обозрение, 2018

Не привлекая 12 томов его «художественной болтовни», Паперно исследует, что и как Толстой писал о себе — начиная с «Истории вчерашнего дня» и заканчивая поздними, с неизменной оговоркой «если буду жив» (или просто «е.б.ж.»), ежедневными заметками. Обнаруживается, что безнадежно солипсический толстовский нон-фикшен предвосхитил поиски модернистов с их интересом к фрагменту, сну и разорванным причинно-следственным связям. То, что для Толстого было логичным продолжением его откровенности и какого-то даже наивного упрямства, оказалось востребованным авторами, которые подняли бы на смех статью «Что такое искусство?».

Сложным соединением консервативных (вернуться к Августину, выпасть из предзаданных времени и места, соединиться с Богом) и революционных (уничтожить эксплуатацию, отказаться от мяса, упразднить школы) интенций, вечной расколотостью, неокончательностью любых, даже самых фундаментальных, приговоров можно, кажется, объяснить, почему Толстой нам сейчас так близок. Гораздо сложнее встать вровень с человеком, который любое «мы» превращал в «я», принимал личную ответственность за неблагополучие окружающих и пытался жить не по лжи на эпоху раньше Солженицына. Книга Паперно — хроника этого продолжительного эксперимента, приравнивающего действие к слову, поступки ко взглядам, быт к идеалам. Эксперимента в равной степени художественного (так появились шедевры вроде «Хозяина и работника») и биографического, который закончился 7 ноября 1910 года на станции Астапово.

Ирина Паперно. «Кто, что я?»: Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. 232 с.

Стенограмму дискуссии Андрея Зорина и Григория Юдина «Зачем Толстой? Личность, свобода, государство», состоявшейся 15 августа в РГБ, COLTA.RU опубликует в понедельник, 3 сентября.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245205
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246749
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413298
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419756
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423824
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429123
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429773