Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024520217 июля итальянская литература понесла тяжелую утрату: на девяносто четвертом году скончался Андреа Камиллери, автор серии популярных романов об успехах комиссара Монтальбано в борьбе с преступным миром. Горькая весть настигла меня на подмосковной даче: услышав по итальянскому радио сообщение о кончине писателя, римская приятельница, одна из верных поклонниц его творчества, с которой я делился впечатлениями о встречах с ним (а такие встречи происходили почти при каждом моем приезде в Вечный город), тут же написала мне по мейлу о его смерти.
Знакомством с Камиллери я обязан переводу одного из лучших, на мой взгляд, его романов — исторического детектива «Телефон». У перевода, вышедшего в 2006 году, есть своя история. Несколькими годами раньше в Палермо собрались за круглым столом переводчики Камиллери на многие языки, среди которых не оказалось переводчика на русский (такового просто в то время еще не было), и вскоре издательство «Селлерио», зная о моем интересе к Сицилии и к сицилийскому диалекту, предложило мне заполнить непростительную брешь, выбрав для перевода любую из его книг на мое усмотрение. Думать над выбором долго не пришлось: я сразу назвал «Телефон». Моему переводу предстояло стать первой книгой Камиллери на русском языке, но не тут-то было: я так долго обсасывал каждую фразу, каждое слово, что первой его русской книгой стала, если не ошибаюсь, «Форма воды». Особенности работы над переводом «Телефона» побудили меня просить издательство «Иностранка» предоставить мне возможность предпослать русской версии предисловие, которое не только познакомило бы читателей с историческими реалиями (действие романа происходит на Сицилии между 12 июня 1891 года и концом августа — началом сентября 1892 года), но и объяснило бы выбор мною возможности передать в переводе диалектальные вкрапления.
Для презентации книги Библиотека иностранной литературы любезно предоставила мне престижный Овальный зал, в котором неожиданно для меня оказался в тот вечер работающий в Москве итальянский юрист, представившийся мне как сын близких друзей Камиллери и любезно предложивший передать с ним книгу автору.
Через некоторое время я получил от Камиллери письмо, из которого узнал, что у переведенного мною романа «русский дедушка — Гоголь».
Недавно Издательский дом Мещерякова издал одну за другой две книги Камиллери — «Следы на песке» и «Жаркий август» (обе продолжают цикл романов о комиссаре Монтальбано). На очереди новое издание «Телефона». Все три книги должны были появиться в феврале, и, зная, что буду в Риме в марте, я обещал Камиллери привезти их ему. Сдержать слово помешали неведомые мне обстоятельства, так что обещанные книги я передам уже не автору, а его семье.
Узнав о кончине Камиллери, я на следующий день посвятил его памяти стихотворение, которое привожу ниже.
Время неумолимо. К потерям потери
прибавляет. Не стало вчера Камиллери,
и за новое дело, как это ни странно,
не возьмется уже комиссар Монтальбано,
итальянский Мегрэ, а точней, сицилийский,
съевший в разные годы собаку на сыске,
чем конец положил преступленьям несчетным,
а себе гарантировал место в почетном
карауле.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245202Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246745Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413295Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419753Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420463Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423073Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423821Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429006Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429120Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429770