27 марта 2014Литература
180

Безумству храбрых хумляльтов

В выходящей книге «Ёбург» писатель Алексей Иванов собрал мифы, легенды и предания Екатеринбурга

текст: Артем Мельник
Detailed_picture© Colta.ru

***

Художник Александр Шабуров посылает в Фонд Сороса заявку на грант — видео «Лечение и протезирование зубов», на котором ему лечат зубы. Преподаватель архитектурной академии Александр Голиздрин совокупляется с рыбами в заброшенном карьере — эту акцию показывает ТВ, и называется она «Свадьба Ихтиандра». Люди нюхают рябину под песню «Уральская рябинушка». Безумцы. Порою смешные, порою жестокие. Иногда расчетливые, иногда инфантильные. Безумцы.

***

Пермский писатель Алексей Иванов задумал написать книгу о Екатеринбурге эпохи лихих девяностых. С таких формулировок начался повышенный интерес к «Ёбургу», он подогревался и вот-вот вскипит окончательно, в день выхода. Претензии появились сразу. Мол, «Ёбург» — так не говорят или говорят только гопники. Зачем так коверкать имя города? Дальше — больше. В уральских и федеральных СМИ стали публиковать фрагменты «Ёбурга» — новеллы про бандитские войны, общественно-политический союз «Уралмаш», политиков и художников, людей и хумляльтов. И посыпались тяжелые камни: Иванов переврал факты, смотрит однобоко, да и вообще — на фига? Фейсбучная публика не прочухала главное. «Ёбург» с кровавой обложкой и надписью «Город храбрых — сделано в девяностые» — не документалистика, не физиологический очерк, не городская летопись, не собрание анекдотов в чистом виде; хотя и то, и другое, и третье, и четвертое.

© АСТ, Редакция Елены Шубиной

Иванов создал в первую очередь художественное произведение, аккумулировав все свои писательские таланты, вживив в текст фирменные беллетристичность, неподдельную любовь к краеведению и родным местам, колкую эссеистичность и концептуальность — ровно в том смысле, что Иванов любит интеллектуальные схемы, концепции (фамильон в «Блуда и МУДО», Уральская матрица). В этот раз концепция есть, однако она — всего лишь ширма, чтобы прикрыть желание рассказать о городе. Ёбург представляет собой переходный организм, трансформацию из Свердловска в Екатеринбург. Так придумал он, Иванов. А двигателями перемен выступают люди. Не совсем люди, впрочем. В фэнтезийно-историческом романе «Сердце пармы» у Иванова по толщам затейливых хтонических словес бродит хумляльт, мансийский князь Асыка, человек волевой, несгибаемый, решительный, готовый титанически двигать свою судьбу и историю Урала. Пассионарий. Теперь на Урале появились свои хумляльты. Повылезали они из уральских недр особенно активно в эру хаоса и энтропии, в девяностые. Политик и политтехнолог Антон Баков, придумавший тучу одновременно и безумных, и рациональных проектов (валюта «уральские франки», Мансийская республика, сейчас — Монархическая партия со всеми вытекающими), режиссер Алексей Федорченко, в девяностые отбивавший Свердловскую киностудию от наглых братков, губернатор Свердловской области Эдуард Россель и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, воевавшие друг с другом, своей конкуренцией двигая регион вперед. Участники ОПС «Уралмаш» — могущественной мафиозной структуры.

Иванов, надев на себя маску сказочника, перебирая уральские самоцветы, рассказывает о них с симпатией, сочно и сказочно, немного наивно. Даже если интонация меняется и становится сухой и документальный, сказочный флер все равно ложится ровным слоем на повествование. Сотрудничество с Леонидом Парфеновым на проекте «Хребет России» (сериал и книга) не прошло для Алексея Иванова бесследно, и чудятся нотки «Намедни»: хлесткие формулы, умноженные на глянцевый блеск. Так и просится фирменный стиль «Намедни» на обложку, что-то вроде «То, без чего невозможно представить Ёбург, еще труднее — понять».

Эта книга еще не дописана, ее допишут реакции читателей. Они уже начали бомбардировать претензиями — к достоверности, к фактам, к оценкам, к деталям.

Вообще «Ёбург» — это «коллективный Иванов», и здесь кроме Иванова и Парфенова звучит уральский говор Иннокентия Шеремета, главы Телевизионного агентства Урала, прославившегося ироничной и беспощадной подачей новостей. ТАУ посвящена одна из новелл, в ней Иванов говорит, что оно, агентство, стало показывать обычных людей, попавших в происшествия-передряги. Простые люди под объективом телекамер стали героями. Иванов, по сути, делает то же самое в «Ёбурге» — инженеры, бандиты, ученые мутируют в героев эпоса.

Пространство города, особенно в те времена, по-настоящему легендарно и мифологично. Правда у каждого участника событий — своя. Писатель встречался с героями, с Героями, а потом, переработав тонны причудливой руды, создал, нет, не музей камня как один из персонажей, а целый завод, построил предприятие полного цикла. «Ёбург» индустриально шумит, что-то лязгает, вот рабочие на проходной появились. В оптике Иванова город Свободолюбивый, Демократический. Место для дискуссий, митингов, собраний горожан, депутатов, братков. Не Государственная дума. Практически 600-страничное собрание феноменов Екатеринбурга вспахивает поле для рефлексий, поднимает разговоры с плинтусов Фейсбука. Хрестоматия как по истории Урала, так и по литературе. Эта книга еще не дописана, ее допишут реакции читателей. Они уже начали бомбардировать претензиями — к достоверности, к фактам, к оценкам, к деталям.

Алексей Иванов, страстно не любящий столицу, привел свой самый убедительный и развернутый аргумент в пользу условной периферии, провинции. По ходу рассказа он постоянно попинывает Москву (а на одной из встреч с читателями пару лет назад Иванов сетовал: «Первый канал» мог бы дать больше эфирного времени на «Хребет России», но это ж про провинцию!). «…Удивительно, что решения Ёбурга оказывались часто более остроумными или более адекватными, чем решения Москвы или решения российской провинции», — пышет финал наивной серьезностью. Кипучая самостоятельность города привела к тому, что город ответил на все вопросы (читай — вызовы времени) сам.

***

Я со Вторчика, Вторчермета то есть. Прожил на люмпен-пролетарской окраине Екатеринбурга (про которую тоже пишет Иванов) все девяностые и нулевые. Дух мест и времен схвачен, отвечаю. И да, Ёбург — так говорят и даже так думают до сих пор.

Алексей Иванов. Ёбург. — М., АСТ, Редакция Елены Шубиной


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241581
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249585
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416232
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420474
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425725
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427070