1 апреля 2014Литература
292

Путинизм как коммерческая секта

На полях книги Глеба Павловского «Система РФ в войне 2014 года. De Principatu Debili»

текст: Александр Морозов
Detailed_picture© Colta.ru
1.

Глеб Павловский — самый известный российский политический советник — в марте 2014 года выпустил небольшую книгу о политической системе, сложившейся в России после крушения СССР. Павловский был важной фигурой в предвыборных штабах Ельцина (1996) и Путина (2000) и вплоть до 2011 года оставался советником путинской администрации. Он не просто хорошо знает систему изнутри, но в разные годы занимал как апологетическую, так и критическую позицию в отношении вектора ее развития. Надо напомнить, что Павловский входил в число активистов, продвигавших Ельцина до 1990 года. Затем он находился в оппозиции и лишь в 1996 году вновь включился в ельцинскую команду. В 1999 году Павловский в составе небольшого круга советников обеспечивал досрочный уход Ельцина и поддерживал Путина. Но уже в 2001 году опубликовал знаменитое письмо об угрозе победы «православно-чекистской группировки» в Кремле. Позднее он выступал апологетом Путина, затем приветствовал «тандем» как трансформацию властной системы. Но «тандем» не состоялся как форма сменяемости власти, и с мая 2012 года Павловский опубликовал серию критических текстов. В результате этого длинного пути, образно говоря, если у Примакова репутация «русского Киссинджера», то у Павловского репутация «русского Бжезинского». Он не политолог в академическом смысле слова и не публицист, а теоретик «шахматной доски» русской политики. Это и обеспечивает интерес к его книге.

2.

Власть в современной России возникла из крушения предыдущего государства. Павловский считает, что между ельцинским и путинским периодами — полная преемственность. Вместо государства в обломке СССР по имени Россия сложилась «корпорация Россия», то есть некая «Система» (или «государственность»), главным узлом которой является «Команда». Иначе говоря, Павловский считает, что в России даже не «корпоративное государство», а просто чистая «бизнес-модель» управления. Все так называемое государство работает по модели частной корпорации. Что производит эта корпорация? Главная ее цель — конвертация внутренних, корпоративных денег в реальные деньги. Это возможно, только если деньги пересекают границу РФ. Население страны трактуется как «персонал компании». Граждан нет. Нет и национальностей (этносов). А что есть? Есть «премиальный класс» — то есть получатели различных бонусов. И есть остальной персонал, который Павловский называет «населенцы». «Команда» — совершенно надынституциональное ядро власти — симулирует любые формы институциональности, но не придает им никакого значения, поскольку реальное управление осуществляется поверх этих институций. Если бы Павловский остановился на таком описании — это было бы банальностью.

Павловский в своей книге вспоминает любопытный факт: в 2000 году, празднуя победу путинского избирательного штаба, Сурков внезапно поднял тост «За обожествление власти!».

С точки зрения классической политологии, такое «государство» (или «система») является слабым. Павловский пишет, что система непрерывно воспроизводит три фактора: 1) высокое, демонстративное неравенство; 2) высокий уровень насилия, точнее говоря, угрозу насилия; 3) угрозу катастрофы. Действительно, все три фактора видны невооруженным взглядом. Они и являются свидетельством слабости. Каким же образом обеспечивается устойчивость системы («стабильность»)? С этого места ход мысли Павловского становится вроде бы парадоксальным: «слабость» и является конструктивным моментом устойчивости. Может ли такое быть?

© Издательство «Европа»

На первый взгляд — нет. Даже если мыслить себе российскую систему не как государство, а как бизнес-корпорацию, очевидно, что такая «слабость» не может быть встроенным элементом управления. Но социолог религии ответит: да, может. Если мы говорим об организации власти в системе типа «секта». Павловский в своей книге вспоминает любопытный факт: в 2000 году, празднуя победу путинского избирательного штаба, Сурков внезапно поднял тост «За обожествление власти!». Прозвучал он неожиданно. Между тем на исходе 15-летнего правления путинской «команды» все очевиднее, что она опирается на ту систему власти, которую можно понять лишь по аналогии с типом власти в религиозных сообществах. Тогда становится понятной и «встроенная слабость». Религиозное сообщество управляется с помощью: встроенного ожидания катастрофы (апокалипсис), встроенной угрозы «насилия» (насилием в секте является перманентная угроза исключения из сообщества). Демонстративное неравенство (превосходство лидирующей группы) внутри такой секты также является конститутивным моментом. Любопытно, что «теологические» модели власти в позднем «финансовом капитализме» достаточно широко проникли в практики бизнес-администрирования. Но на уровне отдельных компаний, а не целых государств. Не случайно сегодня в бизнес-дискурсе часто употребляются такие слова, как «гуру», «апостол». С точки зрения Павловского, Путин осуществил реэкспорт. Он внедрил в «Корпорацию Россия» способ власти, которым управляется милленаристская секта. Но именно современная, «коммерческая» секта. Которая симулирует не только институты, но и «миссию». Поскольку система декларируемых ценностей, связанных с «миссией», тоже является лишь прикрытием коммерческого проекта. Огрубляя, можно сказать, что система власти в путинской «Команде» — «сайентологическая». При этом несомненно, что она проводит и своего рода искренний «антропологический эксперимент». Чтобы понять, как это устроено, следует посмотреть фильм Пола Андерсона «Мастер».

3.

Только способ власти в религиозном сообществе и создает особую форму «слабости как силы». Мы привыкли думать, что «божественное происхождение власти» — это максимально мощная легитимация по сравнению с легитимацией через секулярные институты. Но на самом-то деле легитимация власти в теократии чрезвычайно слаба, рискованна и держится «на одной нитке». Эта нитка, признаваемая сообществом, — прямая связь между лидером секты и сверхрациональной, мистической инстанцией. При этом лидер секты имеет возможность мобилизовывать «населенцев», апеллируя и к силе, и к слабости этой нитки. Подтверждением правоты Павловского можно считать устройство «политического мифа», который развивают Путин и его пропаганда. Это типично милленаристский миф: «корпорация-секта Россия» начинается с мифа об «изгнании», Россия отторгнута миром. Она возникла в результате крушения СССР и «спаслась», у России не просто «особый путь», но, как секта, она находится в непрерывном бегстве от «мира» (в котором уже полностью утрачены ценности), спасение России связано с лидером секты и без него невозможно. И так далее. Тут надо еще раз подчеркнуть, что речь идет не о традиционной (монархической) «теологии власти», а о теологии, использованной для «бизнес-секты». Поэтому проект власти Путина совмещает в себе видимые черты архаики и одновременно — ультрасовременности.

4.

Центральным узлом книги Павловского является глава «Putin's moment», фрагмент которой опубликован в газете «Ведомости». Нельзя сказать, что позиция Павловского до конца ясна в этом ключевом фрагменте. Можно сделать такой вывод: Путин на третьем сроке окончательно достроил систему власти в своей «бизнес-секте Россия». В систему «теологической слабости», используемой как сила, включилось следующее поколение секты. Социологи религии знают, насколько это существенный момент в истории милленаристских групп. Но в чем Putin's moment, о котором пишет Павловский, переходя на иератический язык туманной образности? Видимо, в том, что Путин стремится предложить свою систему власти в качестве ультрасовременной всему остальному миру. Секта — во втором поколении — начинает экспорт себя. Павловский не отвечает в окончательной форме: Путин — это действительно Антихрист? Или все-таки «русский Рон Хаббард», взявший под контроль территорию самого большого в мире государства? Читатель сам может ответить на этот вопрос.

Глеб Павловский. Система РФ в войне 2014 года. De Principatu Debili. — М., издательство «Европа», 2014


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245383
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246982
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413467
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419885
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423947
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429248
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429931