21 октября 2021Литература
61

...

 
<6 — Красное и белое. Выстрел>

Первый вариант

— В него сразу видно, Авдяшка [a] в очереди стоит за вином, или так дуром прет, и что несет — красное или белое.

— Авдяшка — дурак, что ли? Конечно, красное и белое.

— Вот и посмотрим — на то он и бинокль [b].

— А ты знаешь, Ерофейчик, у меня эти цвета кое-какие ассоциации вызывают.

— Ты, наверное, имеешь в виду Стендаля.

— Да нет, Ерофейчик. Стендаля каждый ребенок знает [c]. Конечно, вспомнил! Ты притащил в Орехово-Зуево черную Зимачиху к красной Руновой [d] и каждой из них лапшу на уши вешал. «Раз уж приехал к Руновой, должен же я пойти к ней в ее келью и засвидетельствовать свое почтение». Ну, а <Зимаковой> [e] — с точностью наоборот. Ну <и> схлопотал от Руновой из ружья, хорошо, что патрон заклинило [f]. Я ее еще пожурил за это: «Зачем же в гениев стрелять, когда соперница рядом».


Второй вариант

В бинокль сразу видно, Авдяшка в очереди стоит за вином, или так дуром прет, и что несет — красное или белое.

— Может ты, Вадимчик, путаешь, — красное и черное?

— Да нет, Ерофейчик, знаю я твое черное. Я помню, как <в> Орехово-Зуеве все эти Черные с ружьем бегали, в тебя стреляли, а ты после на одной из них сдуру женился.


Третий вариант

— В бинокль сразу видно, Авдяшка в очереди стоит за вином, или так дуром прет, и что несет — красное или белое.

— Может ты, Вадимчик, путаешь, — красное и черное?

— Да нет, Ерофейчик, знаю я твое черное. Я помню, как в Орехово-Зуеве все эти Черные с ружьем бегали и в тебя стреляли, а ты после на одной из них женился сдуру.


Четвертый вариант

— А у меня, Ерофейчик, эти цвета какие-то ассоциации вызывают…

— Наверное, «Красное и черное» Стендаля?

— Да нет, Ерофейчик, Стендаля каждый ребенок знает. Ну, конечно! Это в Орехово-Зуево ты притащил черную Зимачиху к красной Руновой и красная в тебя из ружья стреляла. Я ее еще пожурил, зачем в гениев стрелять, когда можно соперницу подстрелить.


Пятый вариант

— В бинокль сразу видно, Авдяшка в очереди стоит за вином, или так дуром прет, и что несет — красное или белое.

— Авдяшка — дурак, что ли? Конечно, красное и белое.

— Вот и посмотрим — на то и бинокль.

— А ты знаешь, Ерофейчик, у меня эти цвета какие-то ассоциации вызывают.

— Ты, наверное, имеешь в виду «Красное и черное» Стендаля.

— Да нет, Ерофейчик. Стендаля каждый ребенок знает. Ну, конечно! Ты притащил в Орехово-Зуево черную Зимачиху к красной Руновой и красная Рунова в тебя из ружья стреляла. И я ее еще пожурил: «Зачем ты, говорю, в гениев стреляешь, когда можно соперницу подстрелить».

Вернуться к основному тексту



ЛИТЕРАТУРА

Ерофеев 2003: Ерофеев В. Мой очень жизненный путь. М., 2003.

Лекманов, Свердлов, Симановский 2020: Лекманов О., Свердлов М., Симановский И. Венедикт Ерофеев: посторонний. 3-е изд., испр. и доп. М., 2020.


[a] Авдяшка, Авдяша — Игорь Ярославич Авдиев (1948–2001), редактор. Упоминается в «Москве — Петушках».

[b] Тема биноклей также освещена в «Москве — Петушках»: «Стоит только Эйфелева башня, а на ней генерал де Голль, ест каштаны и смотрит в бинокль во все четыре стороны. А какой смысл смотреть, если во всех четырех сторонах одни бардаки!..» (Ерофеев 2003. С. 181).

[c] А еще каждый младенец знает, как очищается политура (Ерофеев 2003. С. 158).

[d] «Зимачиха» — Валентина Васильевна Ерофеева (Зимакова) (1942–2000), учительница, первая жена В. Ерофеева; Юлия Николаевна Рунова, биохимик. По одной из версий буква «Ю» в поэме Ерофеева — намек на имя Ю. Руновой.

[e] В рукописи описка: «Руновой».

[f] Пересказ апокрифической истории, известной со слов Тихонова, о том как Ерофеев познакомил двух девушек, с которыми встречался, — Юлию Рунову и Валентину Зимакову (впоследствии — Ерофееву), что вылилось в попытку Руновой выстрелить в Ерофеева из ружья. В разных интервью Тихонов рассказывал разные подробности — по одной из версий он спас Ерофеева, ударив по ружью, по другой — заряд был холостым (см.: Лекманов, Свердлов, Симановский 2020. С. 154–155); приводимая здесь версия, что выстрела не было, выглядит, пожалуй, самой достоверной.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241742
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249659
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416310
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420543
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425791
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427141