21 октября 2021Литература
91

...

 
<9 — Две невесты, младенец и теща>

Первый вариант

— Ну что же, выпьем и жениться, жениться и еще раз жениться [a]. Тебя вроде из-за твоей комсомольской богини Руновой из Орехова выперли [b] и ты с горя пошел в милицию диспетчером работать [c]. Куда, кстати, тебе на тебя сигналы поступали, что ты к Руновой в общагу ломишься. Ты ведь к ней домой свататься ездил, и пока с будущей тещей ля-ля разводил, она на мотоцикле чуть башку себе не оторвала [d].

— Да! Не оказался я тем Базаровым, что лягушек резал [e].

— Так женись на Зимачихе, у тебя хоть теща колдунья будет. Помнишь она то в кошку, то в козу превращается [f]. Младенца родишь, глядишь и орехи понадобятся.

— Да я все равно их потеряю между Москвой и Петушками.

— Но ведь зато купишь, — отвечаю. — А это зачтется. А с младенцем будем в дурачки играть [g] и песенки сочинять, а в это время Кузьминишна [h] будет тухлые огурцы на закуску таскать, на ее языке это называется «шик, блеск, имре, легант» [9].


Второй вариант

А с Руновой у тебя что получилось? Тебя же из-<за> нее из Орехово-Зуевского педа выгнали. Ты в милицию пошел работать и сам на себя вызовы принимал, что ты, якобы, в общаге находишься. А она из-за тебя чуть башку не оторвала, гоняя на мотоцикле.

— Да! Не оказался я тем Базаровым, что лягушек резал.

— Ну, тогда женись на черной Вале Зимаковой, у нее хоть маманя — колдунья — то в кошку, то в козу превращается. Дитя родится, вот орехи-то и пригодятся.

— Да что мне орехи — все равно я их потеряю между Москвой и Петушками.

— Но ведь зато — купишь, — отвечаю я. — А это зачтется. И мы будем с ним в дурачки играть: ты дурак, — нет, ты дурак! А Кузьминишна нам будет тухлые огурцы таскать и говорить: правда забыл <что>, но вспомню. Заб<ав>но, но мне придется продолжать писать в дурдоме [j]. Но тут я и вспомню, наверно, причудливую приговорку Кузьминишны [k].


В Третьем варианте эта тема отсутствует


Четвертый вариант

Но ты же сам говорил, что когда работал в милиции, тебе самому на себя приходилось вызывать милицию.


Пятый вариант

— Ну, а с комсомольской богиней Руновой, что у тебя получилось? Из-за нее же тебя выгнали из Орехово-Зуевского педа и ты в милицию диспетчером пошел работать и сам на себя вызовы принимал, что ты находишься якобы в общаге. А ведь потом она чуть голову не оторвала, гоняя на мотоцикле.

— Да, ничего не получилось [l] — ее мамаша меня и на дух не приняла.

— Ну, женись на Зимачихе. У нее хоть маманя — колдунья — то в кошку, то в козу превращается. Дитё родится, вот орехи-то и пригодятся.

— Да что мне орехи — все равно я их потеряю между Москвой и Петушками.

— Но зато ведь купишь, а это зачтется. И я с ним в дурачки поиграю: «Ты — дурачок!Нет ты — дурак!». Ну, а теперь выпьем и поедем прокладывать кабель в Брянскую обл<асть> [m].

Вернуться к основному тексту



ЛИТЕРАТУРА

Берлин, Шталь 2005: Летопись жизни и творчества Венедикта Ерофеева / Сост. В. Берлин и Е. Шталь // «Живая Арктика»: альманах. Мурманск. № 1. 2005.

Ерофеев 2003: Ерофеев В. Мой очень жизненный путь. М., 2003.

Ерофеев 2005: Ерофеев В. Записные книжки 1960-х годов. М., 2005.


[a] «А потом выпьем — и декларацию прав. А уж только потом — террор. А уж потом выпьем и — учиться, учиться, учиться...» («Москва — Петушки». Ерофеев 2003. С. 193).

[b] Это утверждение не соответствует действительности, однако, некоторые детали истории, якобы сопутствовавшей исключению Ерофеева из ОЗПИ, и происходившей с участием Юлии Руновой, изложены в Берлин, Шталь 2005. С. 37 (источник рассказа, впрочем, в публикации не указан).

[c] Одна из подработок, не оставивших следа в ерофеевской трудовой книжке, но упомянутых в итоговой автобиографии: «…работал <…> дежурным отделения милиции (Орехово-Зуево)» (Ерофеев 2003. С. 7).

[d] Первая жена Тихонова, Лидия Любчикова рассказывала: «Юлия у них была “комсомольская богиня”. Она была, кажется, секретарь комсомольской организации, девица с волевым характером, ездила на мотоцикле, стреляла и так далее» (Ерофеев 2003. С. 536).

[e] Не раз упрекаемый в нигилистических взглядах Ерофеев среди прочего выписал в 1961 году в дневник фразу Достоевского про «..беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм» (Ерофеев 2005. С. 48). Во фразе, которую цитирует Тихонов, можно усмотреть намек на биологическое образование Юлии Руновой.

[f] См. воспоминания Л. Любчиковой о первой теще Ерофеева, Наталье Кузьминичне Зимаковой (1894–1981): «[Т]еща не очень любила Веню, как водится у тещ. Про нее “владимирцы” сочинили, что она была ведьмой, как, впрочем, и Валя. Бен (то есть, Венедикт Ерофеев — О. Л., И. С.) рассказывал: “Смотрю, стоит теща, а козы нет, потом тут же стоит коза, а тещи нет”» (Ерофеев 2003. С. 535).

[g] Суть игры в дурачки объясняется во Втором и Пятом вариантах: «И я с ним в дурачки поиграю: “Ты — дурачок!” — “Нет, ты — дурак!”».

[h] См. примечание f.

[i] «Шик и блеск иммер элегант» — название эссе, которое Веничка отослал в «Ревю де Пари» (Там же. С. 182).

[j] В 1980-х годах Тихонов работал санитаром в психиатрической больнице, расположенной неподалеку от его дома в селе Добрыниха (сегодня — Государственное бюджетное учреждение Психоневрологический интернат № 32 им. О. В. Кербикова). В письме Ерофееву он выражал опасение попасть туда и в качестве пациента. О чем идет речь в данном случае мы сказать затрудняемся.

[k] Некоторые излюбленные фразы тещи Ерофеев занес в записные книжки. Например, такую: «Сову видно по походке, а доброго молодца по соплям» (Ерофеев 2005. С. 432).

[l] Далее зачеркнуто «Да, не оказался я тем Базаровым, что лягушек резал».

[m] Зачеркнутый вариант: «в Саратовскую область».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20249279
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202410890
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202416971
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202423287
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202427293
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202432623
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202431957