Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245234Юлия Яковлева написала историю под названием «сказка». Вот сюжет: счастливая семья в довоенном Ленинграде. Встреча папанинцев. От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей. Кругом шпионы, но невинных у нас не сажают. Арест родителей. И вот уже дети насмерть бьются за жизнь с необъятной родиной своей.
Книга напомнила мне о моем собственном детстве. Меня родили уже при Хрущеве, и ХХ съезд сказал свое веское слово. Усатого Ворона, о котором пишет Яковлева, пощипали, как гуся. Но перья еще лежали повсюду.
Я читал, что многие дети считают себя усыновленными и предполагают, что их настоящие родители, да и они сами, выше по крови будут. Это не мой случай, я всегда восхищался своими родителями, но, мирный советский ребенок, как и многие советские дети, задавался вопросом: «А что мне делать, если они окажутся шпионами?»
Это ведь рядовой случай в советской литературе. Хоть в зачитанной нами «Судьбе барабанщика» с элегантнейшим дядюшкой и суровым волчьим стариком дядей Яковом. Я не случайно заговорил про Гайдара — в его прозе всегда был второй голос, который подсказывал нам, что в самом домашнем вечере в СССР все так, да не так. И все бы хорошо, да что-то нехорошо.
Каждый советский ребенок однажды сталкивался с тем, что мир — не такой, как он предполагал, как ему рассказывали мама с папой, и не такой, какой представляли ему Всесоюзное радио и Центральное телевидение. Это было нечто вроде известия об усыновлении, как будто бы обретение постыдной семейной тайны: оказывается, я рожден в стране, которая убивала своих детей, маленьких и больших.
Для меня это и вправду стало фобией тотальной измены, но на сей раз измены не родителей, а собственной страны, которая сама оказывается вредителем и, как сумасшедшая мать, в любой момент может броситься на тебя с топором.
Как можно понять родного тебе человека, которому ты доверял и на которого надеялся, готового тебя предать и уничтожить? Что в итоге? Страх? Боль? Презрение? И политики- психоаналитики, которые до сих пор убеждают нас, что бил — значит, любил. Может, просто любит бить.
Оказывается, я рожден в стране, которая убивала своих детей, маленьких и больших.
Нас воспитывали в гордости, а воспитали в страхе. Мне кажется, что об этом думала и Юлия Яковлева. У нее тоже сидит в мозгу, что ужас не сломан, что его можно включить и стены, как и происходит в «Детях Ворона», снова обретут глаза и уши. В этой книге одна испуганная гадина баюкает их, «как будто усыпляет кобру». Вот так и мне все время казалось, что я баюкаю кобру, а она выспится, проснется и бросится на моих детей.
Мне кажется, стоит об этом напомнить — маленьким и большим. Книжка вышла очень вовремя, что говорит не только о том, как она хороша, но и о том, как изменились мы сами. Выйди она в 1980-х, автора бы посадили, лет десять назад сказали бы: постыдилась бы, сколько уж можно об этом, надоело. Сейчас книгу выпустили, и я могу ее хвалить, а завтра, может, выкинут из библиотек и запретят в школах, потому что уже сегодня такое сочтут очернительством. В конце концов, лес рубили, вот и щепки летели.
Я понимаю тех, кто хочет закрыть глаза и заткнуть уши. Не получается у стен, так хоть себе самому. Меж тем сказка — страшная, но не жестокая, даже веселая. Юлия Яковлева — вообще прирожденная сказочница, детская писательница из тех, что нравятся и взрослым; даже тогда, когда писала о балетном классе, она умела веселить читателя не просто словами, а их движением и сцеплением между собой. Это она придумала недавно, что у людей должны были быть хвосты, отдайте их назад, обезьяны. Но «Дети Ворона» — нечто совсем новое для нее. Не в том только дело, что сказка страшная: она написана не от своего имени, а, похоже, даже и от моего.
Нам обещано продолжение. Уже ясно, что там (пройдя через платяной шкаф или с помощью золотого компаса) дети — Шура, Таня и Бобка, исследовав феномен Большого террора, займутся феноменом ленинградской блокады. Меня это немного настораживает, но что делать. Во времена сериалов это нормально, мы разучились думать отдельной книгой, мы не можем разбрасываться одноразовыми героями.
Сказка? Ложь? Чук и Гек боялись Турворона, черного ворона звали Марусей, в фургонах «Хлеб» ездит черная кошка, хочешь хлебца? — а вот тебя горбун топором. Есть о чем вспомнить. Славной истории на всех хватит. Фальсификаторам будет о чем поспорить с извратителями.
Юлия Яковлева. Дети Ворона. — М., Самокат, 2015
Автор — корреспондент ИД «Коммерсантъ»
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245234Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246842Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413322Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419779Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420494Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423097Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423849Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429054Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429148Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429817