1 ноября 2013Современная музыка
509

Уэсли Эйсолд из Cold Cave: «Слушаешь всякие новые альбомы — и ни уму ни сердцу»

Фронтмен группы, воспетой сайтом Pitchfork, недоумевает, почему на свете столько музыкантов

текст: Олег Баранов
Detailed_picture© Cold cave

В Москву едут одни из любимцев сайта Pitchfork — американская группа Cold Cave, которая придется по вкусу поклонникам тяжелого синти-попа и манерного индастриала. Она образована Уэсли Эйсолдом — крайне деятельным жителем Лос-Анджелеса, который когда-то играл хардкор в группе American Nightmare, а сейчас помимо музыки пишет книги и издает чужие. COLTA.RU поговорила с Эйсолдом о том, почему на последнем альбоме он заговорил в полный голос, а также в чем состоит главная проблема нового культурного времени.

— Ваша музыка, при том что не самая радостная на свете, все равно не вызывает ощущения, что написана в депрессивном состоянии, — у вас просто все в порядке или вы как-то специально себя фильтруете?

— Если мне вдруг становится плохо, то у меня один способ прийти в себя — это прогуляться в каком-нибудь спокойном месте и по пути освободить голову от ненужных мыслей. Если подумать, я ведь довольно удачлив в том, чем занимаюсь, и у меня нет особых поводов впадать в депрессию. И даже в не самые радостные моменты мне не приходит в голову пойти напиться или обдолбаться. Когда тебе весело и ты в хорошей компании — это одно, но если тебе плохо, то все эти вещи могут разве что еще глубже погрузить в дурные мысли.

Титульный номер с дебюта Cold Cave — сочинение о том, что любовь, в отличие от смерти, может обойти стороной кого угодно:


— А выступления с Бойдом Райсом (важнейший американский представитель нойз-индастриала, с которым Cold Cave в этом году гастролировали по Северной Америке. — Ред.) на вас никак в этом смысле не повлияли?

— Не сказал бы. Ведь наше сотрудничество изначально строилось на том, что мы просто играем друг за другом — при этом Бойд делает свое дело, а мы свое. Единственное серьезное отличие того концерта от всех остальных состоит в том, что мы играли больше медленных песен. Таких, на которые хорошо ложатся шумовые текстуры. Если, конечно, принять тот факт, что на танцевальные песни они ложатся плохо.

— Вы ведь еще и большой фанат Suicide. Вас не смущает, что фронтмены вроде Алана Веги, каждую ночь уничтожавшие себя на сцене, перевелись? В условно электронной музыке, по крайней мере.

— Сама возможность такого поведения, конечно, никуда не делась, но вот предпосылок точно стало меньше. И часто к тому же бывает, что музыканты если и лезут вон из кожи, то делают это чуть ли не в шутку. Но это вообще, по-моему, важная характеристика современной музыки — что она все меньше имеет общего с искренностью. И отчасти — потому что многие музыканты сами до конца не понимают, зачем берут в руки инструменты. Чтобы стать таким, как Алан Вега, надо все-таки как минимум быть абсолютно уверенным в том, что делаешь.

— Но вы на его манеру при этом не оглядываетесь.

— Да, но, понимаете, я ведь уже прошел через все это сценическое безумие — крики, драки с публикой, все такое. Я ведь в молодости хардкор играл, там без этого никуда. А потом успокоился. Понятно, что это может прозвучать странно — и получится, что я вроде как пошел по безопасному пути. Но у всего ведь должен быть смысл. И если тридцать или сорок лет назад любому рок-музыканту важно было лично проверить своего рода гипотезу о том, что такое рок-музыка и что в ней может быть дозволено, то сейчас для большинства это уже не является самоцелью. Сейчас уже нет необходимости силой заставлять публику реагировать на то, что ты делаешь. Что у тебя вроде как рок-группа, а рок-группы просто так на сцене не стоят. Ну и это все зависит от темперамента музыкантов, который может быть каким угодно. Мне вот, например, хоть и комфортно находиться перед большим количеством людей, я вряд ли стану рисковать своим личным пространством, чтобы выбить из этих людей те или иные эмоции.

— А в обычной жизни вы себя нормально ощущаете, когда вдруг оказываетесь в толпе незнакомых людей?

— Очень сильно зависит от ситуации. Я могу иногда пойти на очень людный концерт и чувствовать себя совершенно нормально. Но в целом я не очень-то доверяю толпам — никогда не знаешь, что у каждого из людей вокруг на уме. Иногда это перерастает в совсем уж паранойю, когда думаешь: все, игра началась и кто-то сейчас перейдет в нападение.

— Тем не менее на «Cherish the Light Years» вы, по ощущениям, стали чуть жизнерадостнее, чем, например, на «Love Comes Close».

— Понимаете, любой альбом в той или иной степени отражает положение музыканта относительно того, что он пытается делать. Если раньше я все-таки был более отстраненным, что ли, автором, то в этот раз сознательно сросся с материалом сильнее. То есть на буквальном уровне — предъявил больше требований и к себе, и к слушателям. И я на самом деле доволен результатом, но меня не покидает ощущение, что в этот раз я подошел к сочинению музыки как-то по-ремесленному, без должного уважения.

Одна из самых доступных песен с последнего альбома «Cherish the Light Years», прекрасно иллюстрирующая музыкальный вкус Эйсолда:


— Вы и без того производите впечатление артиста, которому не наплевать на то, что такое музыка и ее традиции. Взять хотя бы то, что вы не перестаете выпускать и синглы, и EP — причем в том числе на кассетах и на виниле, явно не имея в виду заработать побольше денег.

— Нет, разумеется. Просто когда я понимаю, что те или иные песни не складываются в эстетически цельное произведение, то выпускаю их поодиночке. Собственно, поэтому в 2013 году у меня вышло уже четыре семидюймовки. Можно было, конечно, отложить эти песни на будущее и подождать, пока они обрастут компаньонами, только я, во-первых, не хочу ничего никуда откладывать, а во-вторых, я же вырос, коллекционируя винил. Так что мои собственные релизы доставляют огромное удовольствие самим фактом своего существования. Мне, честно говоря, до сих пор нравится смотреть на разные пластинки, покупать их, держать в руках. Понятно, что физические форматы умирают, уступая дорогу цифровым, но, черт возьми, пока ведь никто не запрещает выпускать альбомы на кассетах или пластинках. И делать тем самым счастливыми людей, которые так же, как и ты, не хотят расставаться с тем, к чему привыкли и что искренне любят.

— То есть абсолютный переход на цифру, когда он случится, может испортить ваши отношения с музыкой?

— Мне, если честно, кажется, что сейчас вообще не самое удачное время, чтобы музыкой заниматься. С одной стороны, это, конечно, делает процесс чуть опаснее и интереснее, но вот посмотрите сами — сейчас на свете огромное количество групп, и любой человек может сесть за лэптоп с соответствующим приложением и стать, грубо говоря, музыкантом. Но мало кто задается вопросом, зачем это нужно. И я правда не понимаю, по какой причине большинство музыкантов таковыми являются. Может, они просто не знают, чем еще заняться. Или в воздухе что-то такое витает. Но так или иначе ты потом слушаешь всякие новые альбомы — и ни уму ни сердцу. Когда есть столько возможностей для самовыражения, люди почему-то забывают о том, что неплохо бы быть искренними и действительно вкладывать душу в творчество. При том что эти качества всегда были в цене и всегда будут — невзирая на тренды, которые обречены приходить и уходить.

— А вы как для себя эту проблему решили? И, кстати, когда?

— Еще в юности я буквально влюбился в музыку. Слушал целыми днями The Cure, New Order, Depeche Mode или там The Smiths. При этом у моего отца была такая работа, что нам то и дело приходилось переезжать с места на место, так что я толком не успевал даже друзей завести. А если и успевал, то был вынужден быстро с ними расставаться, причем навсегда. А музыка всегда оставалась со мной, так что я довольно быстро решил, что стану музыкантом. И с тех пор ни разу этому решению не изменил. Более того, у меня и вкусы в общем-то остались прежними — какие группы любил, такие и люблю. И не особенно, если честно, слежу за современным контекстом: даже если мне кто-то говорит, что появилась группа, похожая на Cold Cave или просто заслуживающая внимания, я обычно пропускаю это мимо ушей. Лучше достану с полки что-нибудь старое и, по крайней мере, не разочаруюсь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241908
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249743
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416398
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420612
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425886
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427221