7 февраля 2022Современная музыка
4811

Ермен Анти: «“Адаптация” — сугубо андеграундное явление»

Лидер культовой казахстанской панк-группы «Адаптация» — о возвращении на сцену, новых проектах и политическом кризисе на родине

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Из архива группы «Адаптация»

В этом году культовой панк-группе из Актюбинска (Актобе) «Адаптация» исполняется 30 лет. По этому поводу бессменный лидер коллектива Ермен «Анти» Ержанов, распустивший проект три года назад, вновь собирает старый состав и даст весной несколько концертов в российских и казахстанских городах. Александр Нурабаев связался с Ерменом и расспросил его о событиях в Казахстане в начале года, о пророческих строчках песен «Адаптации», о работе над биографией группы и о том, почему коллектив так и не получил широкого признания.

— Казахстан — не чужая мне страна, я там вырос и потому с большим переживанием следил за тем, что происходило в Алматы, Астане, Актобе и других казахстанских городах в начале января. За родной твой Актобе особенная гордость, так как протестующие проявили сознательность и не стали захватывать и грабить акимат, который охранявшие его силовики будто намеренно отдали на растерзание, внезапно и спешно уехав, если я верно знаю ситуацию. Расскажи, пожалуйста, вкратце, что происходило в те дни в городе.

— 3 января люди стали собираться на площади перед областным акиматом, чтобы выразить свою поддержку жителям Жанаозена, которые первые вышли на митинг из-за повышения цен на сжиженный газ. К вечеру площадь была заполнена народом, а к утру 5 января количество протестующих достигло около пяти тысяч человек. Люди вели себя мирно, пели гимн Казахстана, желающие могли высказать свое мнение в мегафон. Все было стихийно, я не заметил какой-то организованности. Основной лозунг собравшихся был «Шал, кет!» — «Старик, уходи!». Надо уточнить, что этот слоган появился еще несколько лет назад, и в эти январские дни он звучал как требование не только ухода Назарбаева с политической арены, но и слома всей той коррупционной системы, которую он создал за годы своего правления. Всем в Казахстане известно, что почти все природные богатства страны принадлежат его родственникам, все основные государственные посты занимают люди, связанные с его семьей и обеспечивающие соблюдение интересов семьи. Это напряжение, усталость людей от его тридцатилетнего правления ощущались последние несколько лет, и сейчас просто нарыв прорвало. Классическая история про осень патриарха и про то, что уходить надо вовремя. 5 января начались столкновения с силовиками. Кто-то из провокаторов (а такие были) въехал на машине в омоновцев, и начался разгон протестующих с применением водометов, резиновых пуль и светошумовых гранат. Это около часа продолжалось, после чего в какой-то момент ОМОН прекратил стрельбу и ретировался с площади. Есть разные точки зрения, почему это произошло: одни считают, что поступил приказ сверху оставить акимат на милость протестующих, оптимисты считают, что ОМОН не захотел дальше стрелять в народ.

«Адаптация» — «Цинга»

— В свете всех этих событий многие твои песни оказались по-настоящему пророческими, а строчки «Акиматы просят огня», «Безработные из резерваций ждут момента взять в руки ножи» и «Так горит степь» с пугающей точностью описывают все, что происходило в Казахстане в эти январские дни. Самому от этого не жутко?

— Мне много в январе говорили и писали об этом. Есть мнение, что поэты способны предвидеть будущее, но не нужно иметь дар пророчества, чтобы видеть и понимать, к чему вела политика Назарбаева последние десять лет его правления. В 2015-м он призвал казахстанцев отказаться от фуа-гра и лендкрузеров. Его пресс-секретарь потом оправдывался, что президента не так поняли. Я для себя все понял: они — марсиане, живут на другой планете, в роскоши и вседозволенности, и о жизни обычных людей ничего не знают. «Безработные из резерваций ждут момента взять в руки ножи» — эта строчка в 2012 году была написана. Мне уже тогда было понятно, что все эти дачные массивы вокруг крупных городов, где живет беднота из аулов и до которых никому нет дела, превращаются в автономные территории. Такие казахстанские фавелы, где нищета и отсутствие перспектив смешиваются с радикальным исламом и криминалом. Я знал, что это рано или поздно рванет, и в январе в Алматы рвануло — и если ничего не менять, то обязательно повторится еще раз. Это может быть просто голодный бунт или эту необразованную массу людей могут использовать в своих интересах деструктивные силы. А в акиматах делали вид, что этих людей и проблем не существует. Сейчас, я думаю, там поняли, что есть на свете и другая жизнь.

«Адаптация» — «Так горит степь»

— Какие сейчас настроения в Казахстане? О чем говорят люди? Чего опасаются?

— Обстановка вроде нормализовалась, но очень много негативной информации о зверских пытках тех, кто участвовал в протестах. Этот негатив накапливается, и люди требуют справедливого расследования в рамках закона. Объявить всех протестующих террористами значит признать, что за тридцать лет независимости мы только и занимались тем, что взращивали террористов. К слову, власть пока публично «презентовала» только одного такого — и им оказался джазовый пианист из Киргизии, который под пытками оговорил себя, причем сказать на камеру ему велели полную чушь. Главное сейчас, чтобы был налажен диалог между властью и обществом, чтобы перемены были реальными и затронули многие сферы жизни, а не ограничились сменой одних чиновников на других. Январские события показали, что авторитаризм, клановость, коррупция являются угрозой для суверенитета государства и для безопасности граждан.

Классическая история про осень патриарха и про то, что уходить надо вовремя.

— Какие основные выводы можно сделать по всему происшедшему? И как, по-твоему, будут в дальнейшем развиваться события?

— Я уже частично ответил на этот вопрос. Ясно, что по-старому, как при Назарбаеве, управлять страной долго не получится. Я не буду делать прогнозы, но считаю, что новая власть должна извлечь уроки из происшедшего и двигаться в сторону социального, а не олигархического государства.

— «Адаптации» исполняется 30 лет, в связи с чем заявлено несколько концертов в России и Казахстане, хотя группу ты распустил три года назад, да и мне всегда казалось, что подобные юбилейные даты ты не особо любишь. Почему ты решился на эти выступления?

— Изначально было заявлено о трех концертах: в Актобе, в Москве и в Санкт-Петербурге. Причина — изоляция в период пандемии и невозможность играть концерты. Я сильно по ним соскучился, особенно по электрическим концертам. Летом я собрал в Актобе состав, который называется «Ермен Анти & Art Chaos Community», и стал выступать, уже не обращая внимания на карантинные ограничения. Есть возможность сыграть, неважно где — в баре, в клубе, в лофте, — надо играть, потому что завтра этой возможности может и не быть. В декабре я проехался с сольным туром по России и понял, что моя аудитория никуда не делась и мои песни по-прежнему нужны этим людям, а тот информационно-энергетический вакуум, который мы оставили после роспуска группы летом 2019 года, никто не заполнил. Пространство сужается, и никакого оптимизма в отношении того, что будет происходить на постсоветском пространстве, у меня нет. Не будет большой войны — уже хорошо. Поэтому сейчас мы принимаем все предложения о юбилейных концертах, чтобы хоть что-то противопоставить тому катку безумия, который готов нас всех раскатать.

«Адаптация» — «Остановите войну»

— Чем ты, кстати, занимался эти три года? Посвятил время семье и отдыхал от прежнего бешеного гастрольного ритма?

— Я, в общем, недолго отдыхал, девять месяцев всего, и в марте 2020-го решил перезапустить свою карьеру. Мне организовали хороший тур, но тут «объявили» COVID, и пришлось все отменять. Как и миллионы людей, был в изоляции, никуда не ездил, был рядом с семьей, изредка играл онлайн-концерты. Разгребал архивы, писал стихи, песни. Не сказать, что с точки зрения творчества это был для меня плодотворный период, скорее, он был важен в понимании того, как хрупок мир, в котором мы живем, и что все наши зоны комфорта — это не больше чем иллюзия.

— Также ты пишешь книгу к 30-летию коллектива. Как идет работа? Многое ли удалось выудить из закромов памяти?

— Да, она почти готова и должна выйти в издательстве «Выргород» в этом году. Единственная трудность — это новые правила Роскомнадзора. Я об этом ничего не знал. В Казахстане подобной цензуры нет, насколько я знаю. А сейчас ввели столько новых ограничений и запретов, что приходится изгаляться, чтобы эту дурость переиграть. Книга из нескольких частей состоит. Ранний период (становление группы) — он подробно описан, концертов тогда было немного, и каждый был событием, интернета не было, другая коммуникация между людьми была — может, поэтому девяностые так хорошо в памяти отложились. Мифология этого века — рассказы о важных событиях в жизни группы: фестивали, записи, проекты, гастроли. Заключительная часть — карантин, реальность новой цифровой антиутопии и обязательно январь 2022-го в Казахстане! Книга предназначена в первую очередь для наших фэнов.

Не будет большой войны — уже хорошо.

— Я считаю, что у «Адаптации» образцовая биография для панк-группы — 27 лет (до роспуска) честного рока без компромиссов и конъюнктуры и по-настоящему культовый статус. Но у меня есть стойкое убеждение, что группа не получила того признания, которого заслуживала. Особенно в последние пять лет перед распадом, когда состав пополнился Вадимом Курылевым и Михаилом Нефедовым и коллектив зазвучал, на мой взгляд, мощно как никогда. Почему так произошло?

— Я думаю, те идеология и настроение, которыми было пропитано наше творчество, не могли стать массовыми по определению, несмотря на уровень поэзии и наличие хитов. «Адаптация» — сугубо андеграундное явление. Мы не вписались в новый русский рок, когда его продвигало «Наше радио», так как были группой с приставкой «панк»; когда пошла мода на протестный рок, оказались чересчур глубоки и экзистенциальны, чтобы соответствовать общей повестке. У меня есть песня «Не стану своим», там немного про это спето. С другой стороны, «Адаптация» тридцать лет на плаву, молодежь ходит к нам на концерты, мы не превратились в группу, которая играет для тех, кому за тридцать, нас ждут в столицах, приглашают на выступления в Европу. Да и жизнь обернулась таким образом, что многие из написанных мной еще четверть века назад песен снова стали как никогда актуальны в условиях нынешней реальности.

— Казахстан в поп-культурном плане в последние несколько лет явно на подъеме. Чуть ли не каждый месяц в российских пабликах говорят об интересных фрешменах из Казахстана — и не только рэперах и комиках, но и поп- или даже рок-исполнителях. Чем ты это объясняешь?

— В Казахстане много талантливой молодежи, и то, что сейчас благодаря некоторым российским блогерам Казахстан в тренде, — это хорошо, нужно использовать этот шанс для продвижения своего творчества в России.

Сейчас, я думаю, там поняли, что есть на свете и другая жизнь.

— С учетом все возрастающей моды на винил — будет ли переиздание всего бэк-каталога «Адаптации» на этом носителе?

— «Выргород» издал за период пандемии на виниле альбомы «Цинга», «Оруэлл», «Джут». Коллекционные тиражи, которые оперативно раскупаются. Сейчас запустили в производство альбом «За измену Родине». Надеюсь, что основные альбомы на виниле будут изданы.

— Работаешь ли ты сейчас над новыми песнями или релизами?

— Да, думаю до лета выпустить EP — несколько новых песен, половина материала уже записана. Это новый для меня формат. Какие-то песни оттуда — «Невесомости нет», «Уралвагонзавод, прощай!» — я уже исполнял на концертах.

— Ты меломан с огромным стажем и наверняка думал о том, чтобы поработать в стилистике, отличной от «Адаптации». Стоит ли ожидать сольного альбома от Ермена Анти, который удивит твоих поклонников?

— Пока не знаю. Для этого нужно время. Год назад вышел мой альбом «Смерть современного искусства» — совместный проект с электронщиком из Екатеринбурга ННТКЗ30. Я там читаю стихи, а он делает звуковой фон. Сейчас мы начали работу над второй пластинкой.

«Адаптация» выступает 25 марта в клубе IZI (Москва) и 26 марта в клубе «Цоколь» (Санкт-Петербург).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245493
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20247097
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413554
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419988
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202424059
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429337
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202430007