16 декабря 2021Современная музыка
3957

Саша Гагарин: «Винтажность — именно то, что нужно нам сейчас»

Лидер «Сансары», заслуженной екатеринбургской рок-группы, о новом альбоме «Станция “Отдых”», трибьют-проекте Мандельштаму и важности кухонных разговоров

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Антон Малыхин

Этой осенью екатеринбургские ветераны инди-рока группа «Сансара» выпустили 12-й альбом — «Станция “Отдых”». Лидер коллектива Саша Гагарин записывал его вместе с новым партнером, продюсером и мультиинструменталистом Антоном Макаровым, привнесшим в звучание фирменные ретро-нуарные краски. 17 декабря в московском «Мумий Тролль Music Bar» состоится его концертная презентация. По этому поводу Александр Нурабаев созвонился с Сашей Гагариным и выяснил, в каких условиях создавался альбом, каково быть папой популярной инди-певицы и чем так важен для него 2008 год.

— Так получилось, что я тесно общаюсь с Антоном Макаровым и уже давно знал, что вы вдвоем работаете над альбомом у него дома в Жуковском, и потому с интересом ждал релиза. Кстати, когда узнал название альбома, то сразу его считал. Не все знают, что станция «Отдых» — это и есть город Жуковский.

— Именно. Но при этом название альбома «работает» и для тех, кто в теме и для тех, кто не знает о чем речь, понимаешь. Люблю такое.

— Я не могу сказать, что наизусть знаю все предыдущие 11 альбомов группы «Сансара», но, по моему ощущению, новая пластинка выбивается из общего числа именно из-за звука с налетом винтажности, который сделал Антон. Какого мнения ты сам об этой пластинке?

— Мне как раз кажется, что не выбивается. Альбом, так скажем, в общей музыкальной канве группы последних лет. Он совсем не экспериментален, как, например, «69», где сплошь электроника и какофония духовых. «Станция “Отдых”» жанрово совсем не шаг в сторону. Есть лишь стилистические изменения. Появился новый человек — Антон Макаров, его музыкальная эрудиция и взгляд на эти песни. Поэтому да, так «Сансара» еще не звучала. Винтажность — именно то, что нужно нам сейчас.

— Постоянно меняться — твое творческое кредо?

— А иначе не очень интересно. Песни могут быть любые — три условных аккорда на гитаре или пиано, но их же можно оформить по-разному. Я учился в художественной школе, а не в музыкальной, так и ощущаю музыку. Есть теплые и холодные цвета, техники, материалы для рисования самые различные, их можно смешивать — к музыке вот такой же подход.

— Как пришла идея поработать с Антоном? Как ты о нем узнал?

— Началась пандемия, стадии отрицания и принятия быстро прошли, и я понял, что единственно верное решение — продолжать активно выпускать музыку. Пока еще не альбом, но синглы обязательно. Мы с Андреем Зеберти из «Свидания» стали записывать песню «Свет сердца» для совместного сингла, а поскольку Антон играл и играет в этой группе, то все дороги привели к нему, хотя я и раньше о нем слышал и с музыкой его был знаком. Осенью прошлого года стал ездить в город Жуковский, где он тогда жил — раз в две недели ты садишься на электричку с Казанского вокзала и выходишь на станции «Отдых». Это был прекрасный период, и я рад, что мы смогли смутное время локдауна превратить в очень воодушевленное состояние.

© Дмитрий Семенушкин

— Обычно на всех альбомах, которые Антон продюсирует, он сам придумывает аранжировки и на всем играет. Здесь такая же история?

— Да, так все и было. Я лишь давал общий сценарий песен, поправлял в деталях, высказывал пожелания. Я привык к такой работе, предыдущая альбомная трилогия «Игла» — «Ласточка» — «Мы станем лучше» была сделана похожим образом, но c Феликсом Бондаревым.

— А музыканты группы потом просто разучивают свои партии?

— Вот здесь начинается самое интересное. Формально да, но концертные версии песен — это же нечто другое. Группа совсем иначе проживает альбом на сцене. Это совершенно особенный skill. И наши концерты до сих пор самое главное, что влюбляет в группу большинство людей. Не релизы, а именно концерты. Это заслуга как раз всей банды. И мы это осознаём и ценим. Кроме того, и сочинять совместно у нас иногда получается. Песен, сделанных полным составов на репетициях, небольшое количество, зато они точно входят в условный best группы. «К осени», например.

— Что касается Антона и его методов работы, есть ли на альбоме места, которые слушаешь и кайфуешь, — ну не знаю, может, какие-нибудь неожиданные ходы, или инструменты?

— У меня в целом до сих пор осталось приятное послевкусие от работы, от того, что у нас получилось, — достаточно редкая история, потому что я быстро отбрасываю прошедшее, а тут тянется. Наши кухонные разговоры, конечно же, в памяти. В одну из таких бесед и название альбома появилось.

Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь, то поэзия — высшая форма речи.

— Проект «Сохрани мою речь навсегда», музыкальный трибьют Осипу Мандельштаму, недавно получил премию «Сделано в России» от издания Snob, с чем тебя и поздравляю, как человека причастного — ты ведь, как я понимаю, занимался отбором артистов.

— Лишь частично. Мы работали с музыкантами вместе с режиссером Ромой Либеровым, автором и продюсером проекта. Я собрал для него свой плейлист из групп, которые, как я ощущал, важны для трибьюта. Не со всеми получилось договориться, но я рад, что, например, OQJAV, Daniel Shake, «Свидание», «Курара» отметились. Причем принципиальным был момент, что артисты должны быть в музыкальном плане очень различны. Рома вот вел переговоры с Леонидом Агутиным, с IOWA. А еще существенная деталь, которую мне всегда хочется отмечать, это многоязычие альбома — Mgzavrebi поют стихи Мандельштама на грузинском, Alina Pash на украинском, Алина Орлова на литовском.

— Для меня «Луч» «Сансары» — одна из лучших песен на этом трибьюте. Какая история за этой песней?

— С нее началась наша работа с Антоном и над альбомом. Хотя в тот момент мы про альбом и не думали. Кроме песни я принес и музыкальный референс к ней и, как ни странно, это был Канье Уэст. У него есть песня «Runaway», в ней одна нота начинает монотонно играть и тянется через весь трек. Что-то похожее концептуально сделали и мы. А стихотворение я выбрал достаточно легко, но неожиданным образом. Заказал по почте сборник стихов, где стихи Мандельштама размещены по годам их написания. Получил бандероль, развернул пакет еще на улице и открыл книжку прямо на этом стихотворении «О, как же я хочу». Просто сразу начал его напевать, оно же очень мелодичное само по себе. Записал на диктофон и уже дома поискал эту мелодию на гитаре.

— А есть привычка читать нашу классическую поэзию? Есть ли любимые поэты?

— Конечно, да. Именно дружба с Ромой, а еще ранее с Сережей Даниловым, соавтором альбома «Пожары», дала мне новые ориентиры понимания языка, но самое удивительное, что мое отношение к слову сформировалось благодаря русской рок-музыке, которую я открывал в свои 18 лет, — Башлачев, Дягилева, Летов, Гребенщиков. Именно благодаря им, а не через уроки литературы я пришел к тому же Мандельштаму, Хлебникову, Борису Рыжему. Бродский писал, что поэзия — не развлечение и даже не форма искусства, а наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь, то поэзия — высшая форма речи. Полностью согласен.

— Твоя дочь Маргарита — довольно популярная инди-поп певица, выступающая под именем «О! Марго». Для тебя стало удивлением ее востребованность? И принимал ли ты участие в ее карьере?

— Поскольку я папа, родитель и человек, который присутствует рядом, то я естественным образом интересуюсь тем, что происходит в ее жизни. При этом без излишней умилительности отношусь к ее достижениям. Очень спокойно всё. Да, конечно, я как мог поддерживал Марго на начальном этапе, но сейчас очень рад, что она дает мне возможность быть лишь в роли наблюдателя. Чего и желаю всем родителям.

Есть теплые и холодные цвета, техники, материалы для рисования самые различные, их можно смешивать — к музыке вот такой же подход.

— С кем из российских коллег ты бы хотел бы спеть дуэтом?

— Мы с Вадимом Королевым стремимся друг к другу. Очень хочу петь с ним, но пока выжидаем момент. Мне очень нравится OQJAV, нравится поэтика Вадика. Я так не умею.

— Скоро группе «Сансара» исполнится 25 лет. Но я читал в одном интервью, что ты отсчитываешь историю «настоящей» «Сансары» с 2008 года, с альбома «Пожары».

— С 2008 года началась, так скажем, новейшая история. Близкая мне сегодняшнему.

— Да, и в ваших официальных сборниках указаны периоды с 2008-го по 2013-й и с 2013-го по 2019-й, а ранний период с 1997 года будто намеренно обделен вниманием.

— В пандемию мы переиздали все ранние альбомы, начиная с 2001 года. Я снова их полюбил. Понимаешь, когда мы начинали, никто же не владел никаким инструментом. Вот совсем. Поэтому мы очень долго учились. У нас не было Ableton’а и прочих средств выражения музыкальной мысли. Тем не менее, участие на старте Володи Шахрина из «Чайф» как продюсера первого альбома «Всевозможно» бесценно. А с альбома «Пожары» мы, наверное, почувствовали себя по-настоящему взрослыми, хозяевами собственного музыкального пространства.

— В том же 2008-м «Сансара» стала первой группой, которая стала распространять музыку бесплатно в сети.

— Да, но сейчас это звучит странно. Разве можно в этом быть первым?

— Ну так тогда об этом писали. Это вас Radiohead с [альбомом] «In Rainbows» вдохновил?

— Конечно. Это был как раз «Пожары», самый необычный из всей нашей дискографии. Он сделан в жанре spoken word. Мы взяли тексты нашего друга, поэта и художника Сережи Данилова и добавили для них музыки. Мы играем, а Сережа читает свои стихи, иногда переходя на пение. Для меня это один из любимых релизов. Мы на этой пластинке ощутимо свободны в средствах выражения. И с Сережей мы дружим до сих пор.

© Дмитрий Семенушкин

— С 2008-го же года началась твоя деятельность в качестве клубного арт-директора в Екатеринбурге, и вот теперь, спустя годы, ты работаешь концертным директором в столичном «Мумий Тролль Music Bar».

— В Екатеринбурге это были клубы «2КУ» и «Горностай», можно сказать, что легендарные места. Потом был перерыв, я занимался только музыкой и с удовольствием мотался между Екатеринбургом и Москвой, пока не поступило предложение от владельцев «Мумий Тролль Music Bar’а». Хотя я и сейчас живу на два города и научился со временем как-то разделять виды своей деятельности и быстро переключаться.

— Бывали ли случаи гордости за артиста, чье выступления ты организовывал в «Мумий Тролль баре»? Есть ли памятные концерты?

— Особенные концерты точно были и, конечно, есть какой-то список артистов, которых всегда удовольствием наблюдаю в МТ как зритель. Личных музыкальных вкусов никто не отменял, но знаешь я уже давно пришел к тому, что не делю людей по их музыкальным пристрастиям. Человек может быть интересен независимо от того, какую музыку он играет или любит. И вот я радуюсь, когда памятна встреча именно с человеком.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20241966
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243035
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202410675
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417276
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421450
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426808
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427786