23 марта 2016Современная музыка
837

Kula Shaker: «Санскрит — язык богов. Английский — для общения с лошадьми»

Лидер героев брит-попа Криспиан Миллс о Лондоне 1990-х, путешествиях в Индию и грядущей духовной революции

текст: Людмила Погодина
Detailed_picture© Kula Shaker

Лондонская рок-группа Kula Shaker — одни из главных героев брит-попа, которые в 1990-е были популярны не меньше «святой троицы» Oasis, Blur и Pulp. Их дебютный альбом «K» стал одним из бестселлеров 1996-го не только в Британии, но и в Штатах, при том что предложенная группой версия нового британского рока звучала крайне экзотично — они играли неопсиходелию, замешенную на ритмах и мелодиях индийской музыки и текстах на санскрите. В 2016-м, спустя 20 лет после громкого дебюта, Kula Shaker выпустили интересный альбом «K 2.0», где снова взялись за ситар, и выступили с концертом в Москве. Людмила Погодина поговорила с лидером группы Криспианом Миллсом о путешествиях в Индию и глобальной духовной революции.

— Зачем вы отправились в паломничество в Индию в 1993 году и в результате не просто сменили музыкальный курс, но и полностью посвятили свое творчество теме индийского мистицизма?

— Это было логическим завершением моего длительного увлечения индийской культурой и результатом моего поклонения Джорджу Харрисону. Мне было 19 лет, когда я в одиночку отправился в Индию. И целью моей поездки было в основном исследование традиций Кришны — как впоследствии выяснилось, именно в них заключается природа загадки, которой окутана культура этой страны. Мой интерес к индийской музыке сформировался чуть позже, но и он, как ни странно, уходит корнями в кришнаитские традиции Северной Индии. Так или иначе, я никогда не ощущал себя исключительно «инди-зависимым». Когда я вернулся на Запад, я проникся глубинными связями между нашими культурами. Индия — это как мистический наследственный матриарх. Ее влияние можно заметить во многих мировых культурах. Если окунуться достаточно глубоко в прошлое, окажется, что все мы родом из Индии.

Kula Shaker — «Hush»

— Какие преимущества вы обнаружили у санскрита перед английским языком, когда стали писать на нем тексты песен?

— Санскрит — язык богов. Английский — для общения с лошадьми. Я люблю лошадей, если что.

— Почему из всех персонажей индуизма вы выбрали именно тамильского царя Кулашекхару, чтобы назвать в его честь группу?

— Ну, вообще-то это он нас выбрал. Как только я услышал его имя, я сразу все понял. Важно и то, что он — не вымышленный, а реальный исторический персонаж. Великий поэт и «раджа-риши» — святой царь. Представьте себе царя со всей его безграничной властью, богатством и репутацией, и при этом — никакого самолюбования. Ему до себя не было никакого дела. Он был скромным слугой своего бога и своего народа.

— Сейчас Индия больше походит на экзотический офис для удаленной работы айтишников; она сильно изменилась с 90-х?

(Смеется.) Хорошее замечание. Двадцать лет назад, когда я впервые отправился в Индию, там не было даже мобильных телефонов. Сейчас многое изменилось. Но все особенные места остались такими, как и прежде. Гималаи все еще там, где и должны быть… по крайней мере, точно были на прежнем месте на момент моей последней проверки.

Kula Shaker — «Govinda»

— А какими были 90-е в Лондоне? Расскажите немного о том, как вы заведовали «психоделическим ночным клубом» Mantra Shack.

— Это был клуб ручной работы. Нам с Алонзой (Алонза Бивэн — басист Kula Shaker. — Ред.) было по 15 лет, мы приходили на площадку, которая располагалась на задворках ледяного катка, и тащили сцену — это 20 кусков тяжелого дерева — вверх по трем лестничным пролетам. Ее же нам самим приходилось сколачивать и демонтировать каждую ночь. То же самое касалось всего музыкального оборудования, светотехники и машин для мыльных пузырей. Боже! Мы были тощими подростками, и этот непосильный труд гробил нас каждую ночь, но мы очень гордились тем, что превращали эту страшную каморку позади катка в такую пеструю машину времени! Мы играли музыку из 60-х, танцевальные треки из Манчестера, психоделию, и наш клуб был под завязку набит тинейджерами из местных колледжей, которые «упарывались» грибами и пили сидр. Это все продлилось месяцев шесть. Как только работники катка узнали, что происходит, нам быстро пришлось свернуть лавочку.

— Такие группы, как Sonic Youth и Velvet Underground, оказали влияние на Kula Shaker или ваша музыка — это, скорее, Джимми Хендрикс и The Grateful Dead?

— Все эти группы были невероятно влиятельными, каждая по-своему. Нельзя играть на «Стратокастере», не оказавшись в тени Хендрикса. В то же время The Grateful Dead не столько оказали на нас музыкальное влияние, сколько сформировали наши идеалы; в этом смысле они были больше чем группой, они стали местом встречи единомышленников, их концерты были чем-то сверхъестественным.

— Есть ли среди современных музыкантов кто-то, кто вызывает у вас живой интерес?

— Есть такой потрясающий североафриканский гитарист по имени Bombino.

Удача, карма, судьба — называйте как хотите, но именно от нее зависят наши взлеты и падения.

— Насколько легко вам далась смена музыкального курса, при том что вы знали, что не все коллеги по группе могут с вами согласиться?

— Наш первый альбом « добился огромного коммерческого успеха, но это была палка о двух концах. Успех порождает мощное давление и ожидание, что может повлечь за собой серьезные трудности в рабочем процессе. На нашем втором альбоме мы осознанно стали записывать более сложный и драматический рок, чего многие из наших поп-фанатов не смогли переварить. Зато это помогло нам привлечь ту самую сплоченную и преданную аудиторию, которая остается с нами до сих пор.

— Кстати, как вашу музыку воспринимают в самой Индии?

— Говорят, что композитор Алла Ракха Рахман является нашим поклонником. Для меня это честь.

— В 1990-х ваши альбомы хорошо продавались. Как вы себя чувствуете в новом мире — не аналоговом, а цифровом?

— С точки зрения «индустрии», это мир после апокалипсиса. Очень трудно продавать много пластинок, если только о тебе не слышали миллионы. Если же учесть, что сама индустрия при этом сократилась вдвое, рекламные деньги вкладываются только в ограниченное число артистов — типа Адели или Бейонсе. Так или иначе, живые выступления теперь стали куда важнее записей. И группы, которым есть что сказать, которые обладают уникальным звучанием, пишут собственные песни, скорее всего, справятся и установят связь со своими фанатами. Просто на это теперь нужно больше времени.

— Насколько сильно это затронуло именно вас?

— Мы выживали независимо на протяжении десяти лет и теперь наконец-то готовы покорить новые вершины. Но у нас было изначальное преимущество. Другим же пришлось гораздо труднее. Единственное, что не изменилось за все время, — это то, что в нашем деле по-прежнему многое зависит от удачи. Ты можешь быть плохим или хорошим, у тебя могут быть за спиной маркетологи и спонсоры или ни гроша, но если тебе не везет — ты в глубокой заднице, парень. Удача, карма, судьба — называйте как хотите, но именно от нее зависят наши взлеты и падения.

Kula Shaker — «Infinite Sun»

— Был случай, когда вы обращались к своим фанатам с просьбой не покупать переиздание ваших записей, инициированное лейблом, который хотел выручить немного денег на воссоединении группы. Чему вас научил ваш опыт общения с лейблами?

— Лейблы интересуют только деньги. Пара человек в шоу-бизнесе заинтересованы во взращивании таланта и формировании его карьеры. Музыкальный бизнес никогда не имел ничего общего с искусством. К сожалению, всему приходится учиться на собственных ошибках, тем самым получать опыт «как сохранить разум в безумном мире». Не нужно принимать все слишком близко к сердцу. Необходимо выяснить для себя, кто ты такой, найти в себе уверенность стоять на ногах. Жить ради любви.

— Зная о том, что вы всерьез интересуетесь духовностью и мистицизмом, — интересно, какие эмоции у вас вызывает современный мир? Не теряют ли люди душу в погоне за благами цивилизации? Что победит в итоге: материя или дух?

— Много ужасного происходит сейчас, но люди не могут потерять душу. Никто не может отнять у человека его духовное начало. Оно и есть ты, твоя истинная, нераскрывшаяся, внутренняя природа; чем ты всегда являлся и чем всегда будешь. Мы склонны забывать об этом — вот чего всем нам следует опасаться. Несмотря на признаки мирового сумасшествия, я полон веры в возможность глобальной революции людей, которые откажутся от мертвой, материалистической версии реальности, модели «машина-космос», ради чего-то, основанного на высшей любви и всеобщей духовной связи.

— После дебюта в 1990-х Kula Shaker просуществовали 4 года, а после воссоединения в нулевых — уже 12 лет. Чем отличается группа первой версии от версии 2.0?

— Мы невероятно изменились и в то же самое время остались прежними: achintya-bheda-abheda-tattva.

Kula Shaker — «Tattva»


Альбом Kula Shaker «K 2.0» в продаже на iTunes


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245118
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246666
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413226
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419691
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423757
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429059
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429706