8 ноября 2013Современная музыка
445

Евгений Хавтан из «Браво»: «Мы были как битлы в Гамбурге»

Лидер отмечающей 30-летие московской группы о том, как он получил по полной от органов в 1984-м и от поклонников из «ВКонтакте» в 2013-м

текст: Наталья Кострова
Detailed_picture© «Браво»

10 ноября в Stadium Live группа «Браво» отмечает 30-летие большим концертом, как десятью годами ранее отмечала свое 20-летие. Накануне концерта бессменный лидер группы Евгений Хавтан встретился с COLTA.RU, чтобы рассказать о том, как для «Браво» все начиналось, и о том, как он беседовал с Дэймоном Албарном.

— Я заготовила комплимент: очень круто, что вы празднуете каждую круглую дату. Вы — профессиональные юбиляры.

— Да какие мы профессионалы. Другие вон из каждого юбилея выжимают все что возможно — с коммерческой точки зрения, — а мы делаем только Москву и Питер.

— Вообще 30 лет — это ужасно много. 1983-й… Знаете, я даже в школу еще тогда не ходила. А вы вообще помните тот момент, про который сейчас точно можно сказать: вот с него тридцать лет и отсчитываем?

— Да все будто вчера было. Вы вот помните себя тридцать лет назад? Скажите, быстро время прошло? Вот и у нас то же самое. И я все очень хорошо помню.

© «Браво»

— Для меня было большим сюрпризом, что вы были знакомы с арт-группой «Мухоморы».

— Да, братья Мироненко и познакомили меня с Жанной. Где они сейчас, кстати, — не знаете?

— Сергей Мироненко стал большим архитектором, у него свое бюро Image Design Group. Он реставрировал кинотеатр «Пионер», к примеру.

— Вот лишний раз убеждаюсь, что поколение всех этих антисоветчиков очень закаленное. Их не свалили ни водка, ни наркотики, у них голова победила разум, и из них достойные люди получились. Только подумайте — архитектор. А тогда мы были в одной обойме. И я бывал у «Мухоморов» на квартире, что рядом с Архитектурным институтом. Там они писали свои тексты дикие. Мой папа, когда их прочитал…

— Какие именно тексты?

— Что-то вроде «Я Енисей в гробу видал…» Такой антисоветский стишок про Салехард и политзаключенных. У меня листок с ними на столе лежал, и когда папа его увидел, у него волосы дыбом встали. «Это что?» — спросил он. А я: «Да стихи, пап, наброски для песен». А там таких «набросков» листов двадцать. Им, видно, лень было переписывать, специально для меня что-то делать, и они мне просто сваливали в сумку ворох бумаг со стихотворениями. И все примерно одного и того же содержания. И однажды «Мухоморы» сказали, что есть у них девушка, которая вроде как хорошо поет: «Дадим ей твой телефон?» Девушкой оказалась Жанна.

Нам было по двадцать лет, когда мы стали звездами, — о нас вся страна знала.

— Мне почему было приятно узнать, что вы были с арт-тусовкой связаны? Потому что мне все время казалось, что в отличие от Питера в Москве рокеры и художники всегда были порознь.

— Да, разделение было жестким. И нас как группу, не принадлежащую ни к той тусовке, ни к этой, почему-то занесло именно к художникам.

— В книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» рассказывается история про концерт в ДК «Мосэнерготехпром», после которого вас скрутила милиция.

— Задолго до этого концерта было понятно, что нами интересуются органы. И не только ОБХСС (частная предпринимательская деятельность, статья от трех до семи лет) — потому что мы, как и все, естественно, играли за деньги, — но и Лубянка. Я не помню точно, когда был этот концерт…

— 18 марта 1984 года.

— Так вот до 18 марта мы сыграли еще несколько концертов, после которых я и люди, руководившие ДК, где мы выступали, писали какие-то объяснительные записки. То есть уже тогда было понятно, что рано или поздно что-то должно произойти. Да что там. Меня прямым текстом об этом предупреждали — я не хочу называть имена этих людей, но поверьте, это все известные фамилии. Откуда они были так хорошо осведомлены, я не знаю и знать не хочу. Короче, нас предупредили, что концерт давать не надо, но мы, балбесы, все равно его дали. И получили по полной схеме.

— Ну не от трех же до семи.

— Нет. Но с работы всех поувольняли, и меня из института вытурили. И самое смешное, что я восстановился, но меня опять отчислили, и тоже из-за концерта. Мы сыграли на дне рождения Саши Липницкого на Николиной Горе, где были все — и Витя Цой, и Гребенщиков — и где всех повязали.

© «Браво»

— Вы так рассказываете об этом, что зависть берет. И прямо жаль сегодняшних рокеров, у которых ничего этого нет и не будет.

— Будет, если они так и будут отмалчиваться, — все сполна получат.

— Что вы имеете в виду?

— Если у людей не будет четкой позиции, если они будут вариться, как мармелад, то все, о чем я только что так красиво рассказал, вернется. Я об этом, если честно, не хочу говорить — особенно в рамках беседы, посвященной нашему юбилею. Мне больше интересно про музыку.

— Да, хорошо, конечно. Просто это такая важная тема…

— Понимаю, тема горячая. Мы тоже ходили на площадь. И даже играли на концерте в поддержку политзаключенных («РокУзник». — Ред.), что тоже важно. А после на форуме я от поклонников получил за это по полной: 70% аудитории «ВКонтакте» нас не поддержало, можете себе это представить? А ведь там молодежь сидит. Вот это было неожиданно. Да что тут говорить? Страна не готова к изменениям.

— Так надо ее готовить.

— А это не моя участь, не моя задача. Если люди не хотят ничего вообще, если это абсолютно аморфная масса, которой все по барабану, — не надо. И мы будем уважать их выбор.

— И будете петь, как вы сами много раз повторяли, «веселые, солнечные песни», потому что вокруг и без того все взрывается и полыхает?

— Но кто-то же должен. Я считаю, это моя задача: внутренний голос подсказывает, что мне нужно делать вот так. Для обывателя «Браво» мало чем отличается от какой-нибудь мальчиковой поп-группы, но разница есть. И те, у кого есть голова и мозги, ее чувствуют. Я вообще не разделяю музыку на жанры, потому что знаю рок-н-ролльщиков, которые попсовее самых попсовых артистов…

Если они так и будут отмалчиваться — все сполна получат.

— Ладно, раз вы отказываетесь про политику беседовать, поговорим про то, как вы в середине 1980-х неожиданно для всех порвали с андеграундом и продались Москонцерту.

— Я миллион раз задавал себе этот вопрос — правильно ли мы сделали, согласившись на предложение работать в Московской областной филармонии?

— Как вообще это произошло? Тогда всем такие предложения делали? И Цою тоже?

— Цой тоже в филармонии работал — не в Московской областной, а в другой какой-то. Вы немножко идеализируете ситуацию. Тогда многие сотрудничали с разными концертными организациями. Так вот, я часто думаю, верно ли мы тогда поступили. И знаете, я считаю, что верно. Большинство рок-групп тогда были просто безработными. Мы сыграли концерт в ДК «Мосэнерготехпром» в 84-м, а в филармонию попали в 86-м. А что было в 85-м? На что мы жили, кем были, это ведь никого не интересует, да?

— Ну а что там может быть интересного: вы были совсем еще молодыми людьми, жили с родителями наверняка.

— Нам было по двадцать лет, когда мы стали звездами, — о нас вся страна знала. И именно поэтому вопрос выбора — оставаться в андеграунде или идти работать в филармонию — был для нас очень болезненным. Но, короче говоря, если бы мы не перешли тогда в филармонию, группа развалилась бы точно. Мы были в каких-то списках, нам запрещали выступать — то есть фактически пытались стереть.

За поддержку политзаключенных я получил от поклонников по полной.

— А при вступлении в филармонические ряды все это моментально отбеливалось, да?

— Там мы очень долго сдавали программу худсоветам, и это тоже была целая песня, но главное, Жанна тогда психанула и ушла. Сказала, что рано нам еще профессионалами становиться, рано в филармонию уходить. Но мы все равно начали работать — дали около сотни концертов в Московской области. Потом начали ездить по стране, по стадионам. И это была очень хорошая школа. Мы были как битлы в Гамбурге, которые в 1960-м играли по тамошним клубам, как таперы, по семь-восемь часов. Во всех биографиях The Beatles глава про Гамбург самая важная.

— Готовясь к интервью, я переслушала, по-моему, все, что только можно было найти в интернете. И нашла забытую мной песню на стихи Арсения Тарковского «Звездный каталог».

— Мы ее по понятной причине сейчас не играем — ее ведь Жанна пела. Прикасаться к святому надо очень осторожно. У Жанны был великий дар — она всегда хорошо чувствовала поэзию. Но это чувство врожденное, его невозможно воспитать.

«Браво» — «Звездный каталог»


— Я про «Звездный каталог» вспомнила в той связи, что слышала, будто вы к этому юбилею выпустите виниловую пластинку с редкими записями.

— Хотели. Но это оказалась очень сложная история. В свое время, когда музыкальная индустрия только начиналась в нашей стране, появилась куча компаний, которые ничего в этом не смыслили. Они просто брали западные контракты — вот такие толстые! — и подсовывали музыкантам. А я, поскольку был полным идиотом, их подписывал. Мы только сейчас принялись разгребать эту историю с авторскими правами, и ей конца и края пока не видно. И вообще вся эта история с винилом, конечно, не про деньги. Сами понимаете, виниловая пластинка — это же так, друзьям подарить и себе на память оставить.

Антон Чернин, пресс-атташе группы «Браво»: «Прошу прощения, что вмешиваюсь, но был такой загадочный винил 91-го года, весь тираж которого уничтожили».

Его Паша Кузин выпустил, наш барабанщик. Решил, умник, сделать подарок группе: пошел на фирму «Мелодия» и принес им наши самые первые записи, еще не обработанные. А «Мелодия» взяла и выпустила их. Я, признаться честно, с ними судился. Не с Пашей, естественно, а с фирмой «Мелодия». Самое главное, суд я выиграл, и были арестованы все их счета. Это был вообще уникальный случай для 1990-х, когда по авторским правам было принято хоть какое-то решение.

— Хоть один экземпляр из всего тиража сохранился?

— Пластинка как пластинка, да только сделанная особенно бездарно и плохо. Все же делалось наспех — пока не поймали. Думаю, тысяч пятьдесят экземпляров «Мелодия» продать все-таки успела под шумок.

«Браво» на «Музыкальном ринге» (1986): группу представляет Алла Пугачева


Я где-то читала, что вам нравятся Motorama, On-The-Go и еще какие-то молодые группы.

— Они на старте пока. И если в потенциале они сделают какой-нибудь важный для себя самих шаг, то из них получатся очень мощные группы. Но если только они его сделают. Потому что в противном случае плохо их дело. Вообще таких вот песенных ударов, которые случались десять-двадцать лет назад, в последние годы что-то не наблюдается. Таких, чтобы — раз! — и песня убивает всех. Потому что нет личностей. Все-таки должны быть не просто группы мальчиков и девочек, желающих петь песни. Должна еще быть мотивация. Мальчики и девочки должны хотеть что-то сказать и сказать это так, чтобы все их поняли. Но я лично не понимаю, что Motorama хочет сказать, — хотя неплохо знаю английский язык. Тут еще такой нюанс: если уж ты на этом рынке работаешь, если здесь деньги зарабатываешь, пой на русском.

— Так, может, они хотят клубы Амстердама поднимать? Может, они и не на нас вовсе метят?

— Метят, еще как метят. Или вы думаете, что они на сцену выходят для сотни своих друзей? Вранье чистой воды — ни за что не поверю.

Я лично не понимаю, что Motorama хочет сказать, — хотя неплохо знаю английский язык.

— Вы в одном интервью подробно описывали, как правильно музыканты должны стареть.

— Да, примеры есть, но они все западные, извините. Что касается наших, если я сейчас кого-то одного назову, то обижу сразу всех. Ну кого же назвать? Дима Ревякин, Леша Романов. Но на самом деле я сужу по творчеству, а так, чтобы близко, то я ни с кем из наших музыкантов не знаком.

— А с западными?

— Что с западными? На вопрос: «С кем из зарубежных музыкантов вам хотелось бы выступить?» — я обычно отвечаю: «Мне бы хотелось с этими музыкантами выпить». Да какой там творческий обмен? Мы же с разных планет — мы не понимаем друг друга. Единственный, с кем я реально выпивал, — это Дэймон Албарн во время первого приезда группы The Blur, когда они в «Горбушке» выступали. Мы сидели, мило разговаривали, он стрелял у меня сигареты, и ему было совершенно до балды, кто я такой.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245278
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246884
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413361
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419818
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423887
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429184
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429850