«Все самое интересное надо искать ниже радаров»

Шотландский диджей с 30-летним стажем JD Twitch (Optimo DJs) о том, как запустить культовую вечеринку, и об итогах «Брексита»

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture 

2 и 3 июля в Москве пройдет фестиваль электронной музыки и искусств Outline, на который везут впечатляющую компанию музыкантов не для всех. Один из них — Кит МакИвор, известный как JD Twitch, участник знаменитого шотландского дуэта Optimo DJs, основатель культовых воскресных вечеринок Optimo Espacio в Глазго, на которых выступали Грейс Джонс, Джарвис Кокер, The Kills и LCD Soundsystem. JD Twitch, находящийся в профессии уже 30 лет, — один из самых авторитетных британских андеграундных диджеев, специалист по редкой музыке 1980-х и 1990-х, владелец интереснейших лейблов Optimo Music, Optimo Tracks и Autonomous Africa.

— У вас есть ролевая модель среди диджеев? Может быть, кто-нибудь из старшего поколения?

— Только радиодиджей Джон Пил — в 1980-х и 1990-х, когда я взрослел, он был главным человеком на радио BBC. Вел ночное шоу и познакомил меня с огромным количеством интересной музыки, которую я бы иначе никогда не услышал, а также с идеей, что не надо зацикливаться на одном жанре, надо слушать и любить разную музыку. Среди клубных диджеев я не могу кого-то выделить. Многими я восхищаюсь, но героев среди них у меня нет. Я же давно диджею — начал еще в 1987-м.

Последнее радиошоу от JD Twitch

— Как получилось, что вы стали диджеем?

— Я всегда был человеком, у которого было больше всех пластинок. Сколько себя помню, меня просили принести музыку на вечеринку. Я не собирался становиться диджеем. Это получилось само собой, поскольку я очень интересуюсь музыкой. Один мой друг запустил клубную вечеринку в 1990-м — в этот год танцевальная музыка вдруг рванула и стала всем интересной. А поскольку на его вечеринках диджеил я, то вдруг и я ощутил себя популярным. Там я понял, что диджейство — это моя работа.

— Вы имеете в виду вечеринки Pure в Эдинбурге. Что вы тогда играли?

— Раннее техно и хаус, а также бельгийские рейв-пластинки и британские. Да любую танцевальную электронику, которая тогда появлялась, — это было время ее бурного расцвета. Романтическая была пора — электроника тогда прогрессировала со световой скоростью.

— Говорят, что у вас экстраординарные диджейские навыки — можете свести что угодно с чем угодно.

(Смеется.) Я стараюсь, и иногда получается. Мне кажется, я силен в том, чтобы находить такие треки, про которые никто бы и не подумал, что они могут играть друг за другом, а у меня получается найти способ их соединить. Энергия остается прежней, а музыкальная ткань очень меняется — грубо говоря, от техно к диско, от диско к року.

Недавний сборник JD Twitch «So Low» посвящен классике и редкостям синти-попа и индастриала 1980-х

— А вы играете с винила и не используете компьютерных программ?

— Я использую Ableton Live, причем уже больше 15 лет, и обязательно играю с пластинок. Мой сетап: две виниловые вертушки и ноутбук с Ableton Live, чтобы запускать собственные версии треков или, скажем, дополнительный бит. Ableton Live мне нужен, чтобы делать то, что я не могу сделать на вертушках. Так интереснее — прежде всего, мне самому.

— В Москву винил привезете?

— Разумеется. Лишь бы вертушки были хорошего качества, а то в последнее время в клубах ставят какие попало проигрыватели. Иглы скачут, и приходится полностью переключаться на ноутбук.

— Вернемся к вашей истории: почему вы, модный диджей из Эдинбурга, оставили город, популярную вечеринку Pure и переехали в Глазго, чтобы основать там вечеринку Optimo Espacio?

— В Глазго я жил и раньше, когда учился в университете. Мне здесь нравилось. Вечеринке Pure к тому времени исполнилось почти 10 лет — это подходящий срок, чтобы закончить одно дело и начать новое. Поэтому я подался в Глазго и сконцентрировался на Optimo.

Продавать пластинки трудно — люди их не покупают.

— Какой вы изначально представляли себе вечеринку Optimo?

— Нам отдали под нее воскресенье. Мы не представляли себе, что она может стать популярной, — день совершенно неподходящий. И просто стали делать вечеринку для друзей, которых у нас много. В то время в шотландских клубах играли преимущественно жесткое техно, а мы хотели другой музыки — более веселой и сексуальной. Я стал играть другие пластинки, мешая жанры и направления. По воскресеньям я мог экспериментировать. Внезапно это стало популярным — Optimo Espacio собирала больше людей, чем многие субботние вечеринки в Глазго.

— А почему, как вам кажется?

— Мы появились в нужное время в нужном месте, и нам удалось завоевать публику. Мы вкладывали в вечеринку столько энергии, воображения и страсти, что это не могло остаться неоцененным. Мы постоянно изобретали какие-то фишки, приглашали не только диджеев, но и интересных музыкантов с концертами. Это понравилось публике, которая устала от однообразной музыки и однообразных клубных вечеринок.

— На Optimo Espacio выступила масса известных музыкантов — от Грейс Джонс до LCD Soundsystem. Чье выступление вам особенно важно?

— Мы же позаимствовали название «Optimo» из песни американской группы Liquid Liquid. В начале 2000-х они снова собрались, чтобы сыграть единственный концерт в Нью-Йорке. Мы, естественно, туда поехали, встретились с ними после концерта и буквально заставили их сыграть еще один концерт — у нас в Глазго. Он был совершенно магический. 600 человек в клубе были счастливы видеть Liquid Liquid, которые не ожидали такого приема. Была невероятная эйфория. Когда группа заиграла песню «Optimo», все плакали от счастья.

— Московские промоутеры любят поговорку «клуб живет один год». Мол, публика на следующий год всегда хочет чего-то новенького. Но Optimo Espacio просуществовала 14 лет.

— Да, и за 14 лет мы пропустили, пожалуй, только три уикенда. Каждую неделю в воскресенье у нас была вечеринка. Однажды мы выступали с гастролями в Японии — закончили в субботу в 7 утра, а в воскресенье уже были в Глазго, чтобы провести вечеринку. А вот когда ездили в Австралию, не успели вернуться вовремя, и пришлось пропустить воскресенье. Мы были фанатиками.

— Почему же вы решили остановиться?

— Вдруг стало понятно, что мы не можем делать вечеринку с прежней энергией. Я хотел работать в студии, заняться выпуском пластинок, путешествовать и встречаться с друзьями. Пять лет назад мы прекратили вечеринки Optimo, пока еще они были на пике. Не стали дожидаться медленного угасания.

— Сейчас вы управляете лейблом…

— Тремя! Autonomous Africa посвящен музыке, связанной с африканской музыкой или вдохновленной ею. Часть доходов с продажи идет благотворительным фондам, работающим в Африке. За время существования Autonomous Africa мы собрали около 30 тысяч фунтов. Мой главный лейбл — Optimo Music и второй — Optimo Tracks. Если Autonomous Africa выпускает по два релиза в год, то эти два — порядка 20 в год.

— Кто у вас самый популярный артист на лейблах?

— Группа из Глазго Golden Teacher — я уже выпустил четыре их пластинки. Первая вышла, когда их никто не знал, а сейчас они достаточно популярны благодаря своим концертам. Их семь человек в группе, и они создали себе замечательную репутацию живыми выступлениями. Также среди бестселлеров — альбом Factory Floor. Еще я переиздаю старую музыку — сборник старых семидюймовок из 1990-х тоже неплохо пошел. Продавать пластинки трудно — люди их не покупают. Рекорд-лейбл — это работа по любви, как я говорю. Но большую часть своего рабочего времени я трачу на него.

— Как вы зарабатываете деньги?

— Как диджей. 90% моих заработков — это гонорары за диджейские выступления. Иногда я делаю ремиксы, саунд-дизайн для театральных постановок. Иногда музыку, изданную на моих лейблах, лицензируют в кино. Но кормит меня диджейство.

— По сути, вы стояли у колыбели танцевальной электроники в 1990-м; что вы чувствуете по поводу того, что сейчас для большинства эта музыка ассоциируется не с вами, а с Дэвидом Гетта и Мартином Гарриксом и с огромными фестивалями, где играют однообразный EDM?

— Мне немного грустно, конечно. Но я с этим миром никогда не пересекался. Я его просто игнорирую. В моей жизни его не существует. Если взять любое десятилетие — 50-е, 60-е, 70-е и т.д., поп-музыка, самая массовая музыка никогда не была особенно хорошего качества. Все самое интересное надо искать ниже радаров. Мир так устроен.

— Не могу не спросить вас про Brexit. Предполагаю, что вы голосовали за то, чтобы Британия осталась в составе ЕС.

— Разумеется. Я очень расстроен итогами референдума. Это ужасное решение, но такова демократия. Предполагаю, что Шотландия и Ирландия сейчас проведут свои референдумы о независимости, чтобы остаться в Европе. Большинство шотландцев голосовало за интеграцию с Европой и не захочет прислушиваться к мнению англичан. А что люди в России думают об этом?

— Я лично расстроен, как и большинство людей либеральных взглядов.

— Ну да. А Путину этот результат только на руку. Вообще, мне кажется, для всех, кто не испытывает симпатии к правым политическим силам, день Brexit стал черным днем.

— Скоро в Шотландии должны вручить награду за лучший шотландский альбом прошлого года. Вы бы за кого проголосовали, если бы были в жюри?

— Я был в жюри этой премии несколько лет назад. А в этом году проголосовал бы за альбом Auntie Flo. Кстати, я издавал его треки на Autonomous Africa.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244886
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246446
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413037
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419525
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423606
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428907
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429561