Не только хардкор

Почему в Москве отменили хардкор-фестиваль Raw Fest

текст: Максим Динкевич
Detailed_picture© blowthescene.com

В минувшие выходные решением Таганской межрайонной прокуратуры был отменен хардкор-фестиваль Raw Fest, который должен был состояться на территории московского завода «Марс». Многие увидели в этой печальной новости продолжение истории со срывом электронного фестиваля Outline. Максим Динкевич (Sadwave.com) рассказывает, в чем разница между этими событиями и говорит ли срыв двух крупных музыкальных праздников подряд о существовании негласного заговора городских властей против независимой музыки.

Проведение хардкор-панк-концертов, как, в общем, и рейвов, — по крайней мере, на ранних этапах формирования обеих культур — всегда сопровождалось недовольством тех, кто не понимал, зачем нужно дергаться в судорожных танцах, c надрывом вопить в микрофон и заставлять гитару звучать как бензопила. В начале 1980-х в США, когда хардкор-панк только появился, редкий подобный концерт обходился без внезапного появления недружелюбно настроенных полицейских. В творчестве практически каждой хардкор-группы того периода можно найти не одну злобную песню о произволе представителей власти; недаром обложку мемуаров «Get in the Van» Генри Роллинза, экс-вокалиста Black Flag, одной из ключевых групп жанра, украшает фотография вооруженных стражей порядка, выстроившихся перед входом в клуб, где группа Роллинза выступала вместе с Ramones.

В России наиболее активная фаза проведения хардкор-концертов пришлась на нулевые годы. Если на Западе к тому времени вокруг громкой и сердитой гитарной музыки давно образовалась собственная индустрия, а сам хардкор-панк уже более четверти века был легитимной частью мирового музыкального ландшафта, владельцы отечественных клубов, как правило, в ужасе округляли глаза, услышав просьбы провести в их заведении хардкор-концерт.

Организаторам подобных шоу приходилось выискивать малопосещаемые площадки и забалтывать их арт-директоров, не до конца понимавших, с какой именно музыкой им предлагают иметь дело, либо проводить закрытые шоу в пригородных лесах, парках, бомбоубежищах, пустовавших советских ДК и других местах, мягко говоря, не слишком подходивших для рок-концертов.

Таким образом, появление на таких событиях милиции, которая в лучшем случае штрафовала организаторов за несанкционированный шум и мусор, а в худшем могла конфисковать аппарат, было если не обычным, то вполне ожидаемым делом. Впрочем, в те годы угроза срыва концерта представителями власти едва ли была основной для отечественных хардкорщиков; куда более серьезной опасностью были ультраправые хулиганы, которые при любой возможности старались напасть на представителей культуры, исторически выступавшей против ксенофобии.

Аргументы промоутеров, что указанных групп на концерте не будет, а название одной из команд и вовсе написано с ошибками, людей в форме не убедили.

Было все — слежка, преследование, нападения в транспорте и в подворотнях, с холодным оружием и без. Для многих любителей агрессивной и, как правило, политизированной гитарной музыки нулевые прошли под знаком постоянных уличных столкновений.

К несчастью, во второй половине десятилетия в казавшейся со стороны игрушечной войне между представителями различных молодежных субкультур начали появляться реальные жертвы. Вскоре их число начало расти, причем с пугающей скоростью. В 2008 году при МВД России было создано Управление по противодействию экстремизму (Центр «Э»), в задачу которого, среди прочего, входили контроль и вербовка необузданных и отчаянных молодых людей различных политических взглядов.

С тех пор, несмотря на то что к концу нулевых хардкор-концерты успели выйти из подполья, власти продолжают пристально наблюдать за субкультурщиками; в этом году полиция без явных причин приезжала и останавливала как минимум два крупных панк-концерта в Москве и Петербурге. Также, скорее всего, по настоянию сотрудников того же Центра «Э» был отменен фестиваль футбольных фанатов «Дух старой школы», который несколько раз безуспешно пытались экстренно перенести из клуба в клуб.

Впрочем, организаторов и участников Raw Fest, вопреки неоднократно озвученным в сети и по радио подозрениям, едва ли можно обвинить в каком бы то ни было радикализме (разве что звуковом) и уж тем более экстремизме. Свои позиции и взгляды представители фестиваля емко изложили на обратной стороне входных билетов на Raw Fest.

«Мы призываем к объединению людей, формирующих независимую сцену. Мы выступаем за открытый диалог — единственный способ решить внутренние противоречия. Мы также против предрассудков и ненависти. Таковы позиции Raw Fest», — сообщили организаторы фестиваля своим гостям.

Увидеть в этом абзаце какой бы то ни было политический призыв, как и обнаружить его в текстах заявленных на фестивале групп, можно лишь, если смотреть на все происходящее с намеренно искривленной оптикой. Или же задаться целью выявить хоть какой-нибудь изъян в организации. Как ни странно, такая ахиллесова пята все же была найдена, правда, ни к творчеству команд c Raw Fest, ни к позиции организаторов она не имела никакого отношения.

За пару недель до концерта представители фестиваля опубликовали в паблике события пост (сейчас он удален), в котором заявили, что их старый знакомый, зарегистрированный «ВКонтакте» под ником «Гимназист Валерка», под угрозой попытки «легальной отмены фестиваля» потребовал убрать из лайнапа Raw Fest две украинские группы — Bluesbreaker и Kingpin.

По мнению «Гимназиста», эти группы поддерживают «фашистов и убийц мирного населения Донбасса», так как в 2014 году выступили на фестивале United Ukraine Fest, который проводился в поддержку раненных в зоне АТО солдат украинской армии. Позже выяснилось, правда, что часть собранных на концерте средств пошла на приобретение обмундирования для украинских солдат, однако, по словам организаторов, музыканты Bluesbreaker и Kingpin придерживаются пацифистских взглядов и узнали о нецелевом расходовании собранных денег постфактум.

Организаторы Raw Fest предложили шантажисту устранить противоречия мирным путем и самому пообщаться с украинскими музыкантами для прояснения их позиции, а также выступить с речью на фестивале. «Гимназист», однако, ответил на это отказом, позже написав в комментариях к удаленному посту, что уже достаточно наобщался с представителями украинской хардкор-сцены и никому из них не доверяет.

Говорит ли эта история о том, что представители власти пристально следят за всеми крупными музыкальными фестивалями? Да!

В итоге музыканты Bluesbreaker и Kingpin решили не ехать в Москву, а пост в группе Raw Fest, в котором излагалась история переговоров с «Гимназистом», активно обсуждался пользователями «ВКонтакте» несколько дней; запись набрала более трех тысяч комментариев и несколько сотен репостов. Очевидно, размещенный в открытом доступе столь резонансный пост не мог остаться без внимания со стороны представителей власти.

За день до события руководство завода «Марс», где должен был состояться концерт, внезапно вызвало организаторов Raw Fest для беседы. По словам промоутеров, несколько человек в форме и в штатском вручили им бланк решения Таганской межрайонной прокуратуры, где выражалось предостережение касательно проведения мероприятия, на котором будут играть группы «Kingpin и Bluessbreaksr, участвовавшие в сборе средств на нужды АТО».

«Складывающаяся ситуация может привести к массовым противоправным действиям экстремистского характера», — отмечалось в документе.

Аргументы промоутеров, что указанных групп на концерте не будет, а название одной из команд и вовсе написано с ошибками, людей в форме не убедили. Во избежание дальнейших проблем собеседники организаторов посоветовали им отменить фестиваль на «Марсе», а также не пытаться перенести его в другое место. Справедливости ради стоит отметить, что требовавший отменить выступление украинских групп на Raw Fest «Гимназист» вскоре заявил на своей странице «ВКонтакте», что не имеет никакого отношения к срыву фестиваля. Противник приезда в Россию «укрофашистов» утверждает, что организаторы концерта переврали его слова с целью дискредитировать, однако проверить это утверждение невозможно — беседа «Гимназиста» с промоутерами не записывалась. Как и фестиваль Outline, Raw Fest был отменен менее чем за сутки до начала.

Говорит ли эта история о том, что представители власти пристально следят за всеми крупными музыкальными фестивалями (на Outline собиралось прийти около 12 000 человек, на Raw Fest — почти 3000)?

Без сомнения, да — по словам представителей Raw Fest, на следующее утро после того, как они опубликовали пост о причинах отмены концерта, публикация по неизвестной причине пропала, пришлось менять формулировку на более нейтральную. Значит ли это, что в Москве больше не удастся провести ни один заметный концерт с участием иностранных музыкантов? Едва ли: несколько артистов, которые должны были выступать на отмененном Outline, сыграли в позапрошлый уикенд на других городских площадках; то же произошло с иностранными группами из лайнапа Raw Fest — их в экстренном порядке согласились принять представители двух московских клубов (правда, без указания названия «Raw Fest» и какой бы то ни было рекламы).

Что конкретно делать и как именно вести себя в столь недружелюбное для независимой культуры время, не вполне понятно. Чего делать точно не надо, так это бояться и опускать руки. Скорее, при организации фестивалей необходимо быть всего лишь очень осторожными и внимательными.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244889
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246447
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413039
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419527
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423607
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428909
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429562