«Все, о чем я думаю, — это концерт, который будет через сорок минут»

Знаменитый саксофонист Мэйсио Паркер о смысле фанка и работе с Джеймсом Брауном и Джорджем Клинтоном

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Philip Ducap

30 июля на фестивале «Усадьба Jazz» в Петербурге выступит Мэйсио Паркер — многолетний соратник Джеймса Брауна, Принса, Джорджа Клинтона и саксофонист, без которого фанк-музыка звучала бы совсем не так, как мы ее знаем. Несмотря на свою скромность и то, что большую часть карьеры Паркер проработал сайдменом, он заслуженно считается одним из столпов жанра. В свои 73 он продолжает активно гастролировать и доказывает на сцене, что грув — это что-то в сердце и в крови, что не подвержено возрастным изменениям.

— Один ваш брат играл на барабанах, другой — на тромбоне, так что музыки вам, видимо, было не избежать. Почему вы выбрали саксофон?

— Сначала я играл на фортепиано. Где-то в три года я впервые его услышал и был совершенно очарован звуком. Я начал брать аккорды, учить какие-то мелодии — и, в общем, решил, что буду пианистом. Но однажды мы с мамой смотрели на оркестр, который шагал по нашей улице, — и он меня тоже необычайно впечатлил. Я спросил у мамы: «Где же пианино?» Но оказалось, что ему нет места в таком оркестре — пришлось выбирать что-то другое. Так я стал заниматься на саксофоне.

James Brown — «Mother Popcorn»

— Правда ли, что Джеймс Браун хотел нанять в свою группу только вашего брата Мелвина, который играл на ударных? Как вы вообще познакомились с Брауном?

— Когда Джеймс Браун приехал к нам в Северную Каролину, мы с Мелвином уже играли в разных группах. Вообще мы учились в одном колледже, но Мелвин был на год младше. Я уже вовсю играл с разными группами и в тот день был на концерте в каком-то другом штате. А Мелвин джемовал ночью в одном клубе, куда и пришел после своего выступления Браун. Мелвин ему так понравился, что он сказал, что возьмет его на работу в любое время. Через год мы закончили колледж и стали думать о работе. И вспомнили о Брауне, когда он вернулся к нам в Гринсборо. Когда мы встретились с ним и Мелвин представил меня, он спросил: «Ты умеешь играть на баритон-саксофоне?» Я посмотрел на него и понял, что если отвечу отрицательно, то карьера может прерваться, не начавшись. И сказал: «Ну-у-у… да!» Тогда он спросил: «А у тебя есть баритон?» И я опять сказал: «Ну-у-у… да!» В общем, он пожал мне руку и сказал: «Если у тебя действительно есть баритон, можешь учиться сколько надо — две недели или даже три: работа у тебя будет».

По Клинтону, жизнь — это вечеринка, так зачем одевать всех в униформу?

— И что же, пришлось днем и ночью осваивать баритон?

— Ну, нельзя сказать, что для меня это был чистый лист — я играл на этом инструменте в колледже. Просто пришлось купить инструмент и немного перестроиться. Но я таскал с собой и тенор тоже. И однажды нужно было подменить тенор-саксофониста на два-три концерта. Брауну понравилось, как я солирую, и мы с тем саксофонистом поменялись местами: я начал больше играть на теноре, а он на баритоне. В те времена, когда у него появлялась идея для нового хита, мы тут же оккупировали какую-нибудь радиостанцию в том городе, где выступали, чтобы его записать. И вот мы записываем «Papa's Got a Brand New Bag», и вдруг Браун понимает, что забыл сказать, кто должен играть соло. Но мы продолжаем играть, запись не останавливается, и он поет: «I want you to blow, Maceo!» Так появилась эта фраза, благодаря которой все стали узнавать мое имя. Он часто повторял ее перед тем, как я вступал.

James Brown — «Papa's Got a Brand New Bag»

— Браун был авторитарным лидером? Судя по воспоминаниям, он спуску своим музыкантам не давал: чуть залажал — плати штраф, пришел в непотребном состоянии — увольнение.

— Да, пожалуй. Но это была хорошая школа — я вообще называю это «Университетом Джеймса Брауна». У него масса всяких титулов: крестный отец соула, мистер Динамит, еще что-то — но он же и правда был непревзойденный. Как он танцевал и двигался на сцене! Я был с ним с 16—17 лет и очень многому у него научился. Бывало, что музыканты в группе менялись, но и возвращались назад тоже. В этом смысле Браун был демократичным: хочешь играть — играй, хочешь идти — иди, двери всегда открыты.

— Про Брауна еще говорили, что он каждый инструмент заставляет звучать как барабан — в том смысле, что все должны играть хлестко и агрессивно. Как вы выработали ваш стиль игры?

— Думаю, это просто то, что я слышал внутри. Это как с почерком — у каждого есть индивидуальный почерк, все мы воспринимаем разные почерки по-разному. Проще всего объяснить так: в то время, когда все играли на саксофоне jazzy-jazzy, я решил, что смогу выделиться, если буду играть funky-funky. То есть не буду стараться всех переиграть технически, а найду свой грув.

— Для вас фанк ближе к джазу или к эстраде, ритм-н-блюзу?

— Фанк — это синкопированная танцевальная музыка. Мне кажется, этот стиль вышел из новоорлеанского джаза. А привел в результате к хип-хопу. Свою музыку я бы охарактеризовал так: на 2% джаз, на 98% фанк. Мне до сих пор не надоело играть фанк, потому что он заставляет публику чувствовать себя частью вечеринки. Забудь о проблемах, просто двигайся — эта музыка именно об этом.

Maceo Parker & P-Funk Allstars — «Atomic Dog»

— Что скажете о другом вашем постоянном партнере Джордже Клинтоне?

— Мне очень нравилось с ним играть — и нравится по сей день. У Клинтона свой концепт — он появился из космоса, чтобы научить всех фанку. Он и выглядит так. Меня поражало, как он легко относился к дресс-коду. Ты мог прийти к Клинтону и сказать: знаешь, мне нравится, как одеваются индейцы, можно я выйду на концерт в перьях? Кто-то другой мог явиться на концерт в ковбойской шляпе. Или выйти на сцену босиком. У Клинтона все сходило с рук, в отличие от Брауна, который требовал от всех идеальных стрелок на брюках и отполированных ботинок. По Клинтону, жизнь — это вечеринка, так зачем одевать всех в униформу?

— Вы следите за тем, что происходит в музыке сейчас? В том же хип-хопе, которого без вас с Брауном просто не было бы?

— Если честно, то нет. Иногда я попадаю на какие-то концерты во время собственного турне, но специально не слежу за пластинками или новыми артистами.

— Чем вы заняты сейчас кроме концертов? Ждать ли новых сольных записей?

— У меня нет конкретных планов: все, чего мне хочется, — оставаться здоровым и подольше выступать. Когда я не работаю, чаще всего смотрю фильмы. Обожаю вестерны, часто смотрю их перед сном. Фильмы с Джоном Уэйном, Джимми Стюартом, солдаты Баффало, ковбои, индейцы — у меня полный ноутбук вестернов, я очень их люблю.

— То есть о пенсии вы пока не думаете?

— Конечно, рано или поздно это случится. Но мне все еще нравится играть: не обязательно фанк, в моей дискографии есть и джазовые пластинки. К сожалению, когда тебе за семьдесят, какие-то вещи, которые ты мог делать в 30 или 40, тебе уже недоступны. Но я все еще Мэйсио и кое-что умею в музыке. Если спросить у меня, о чем я думаю, я отвечу: это концерт, который будет через сорок минут. Вот и все.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 2024117
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249429
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416074
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420383
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425625
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426964