9 августа 2016Современная музыка
742

«Панк — это не стиль, это прежде всего идея»

Историк рока и создатель группы The Membranes Джон Робб о том, кто и когда изобрел панк и в чем его главная идея

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Danny Allison

У британского музыкального журналиста Джона Робба, автора книг «Punk Rock — an Oral History», «Manchester — the North Will Rise Again» и др., впечатляющая прическа, потому что он — яркий представитель панк-поколения и создатель заметной группы The Membranes, которая, прекратив существование в 1990-м, возродилась спустя двадцать с лишним лет. В Москву Джон Робб приезжал по приглашению музыкального форума Selector Pro 2016 с лекцией, посвященной 40-летию панка. Денис Бояринов расспросил его поподробнее об обстоятельствах появления на свет необузданного музыкального направления, взбудоражившего поп-культуру XX века.

— В этом году празднуют 40-летие панка. По-вашему, когда панк появился на свет?

— Трудно назвать точную дату, поскольку у всех свои представления о том, что такое панк. Некоторые считают, что панк начался с сингла The Kinks «You Really Got Me», а другие — что историю панка надо вести от Элвиса. Я придерживаюсь мнения, что панк в том виде, в каком мы его представляем сейчас, — а точнее, его британская разновидность — начинается с ноября 1975 года, когда Sex Pistols сыграли свой первый концерт в Колледже искусств Святого Мартина. А 2016-й — самый подходящий год для юбилея панка, потому что в 1976 году в Лондоне заявили о себе группы Sex Pistols, The Clash и The Damned. Эта троица все изменила.

— Вы заговорили о британской разновидности панка, а что вы думаете о версии, озвученной в книге «Прошу, убей меня», — что панк появился в Нью-Йорке, а Малькольм Макларен, подсмотревший приметы этой стилистики на концертах The Ramones, просто вывез его в Британию?

— Британские группы пришли к панку самостоятельно. Sex Pistols, например, существовали до знаменитого лондонского концерта Ramones в Roundhouse, который состоялся 4 июля 1976 года, хоть у них еще на тот момент и не было записей. Появление американцев в Лондоне повлияло на британские группы — многие музыканты ускорили свой звук, потому что они не видели до этого группы, которая играла бы так же быстро, как Ramones. Но в Австралии, к примеру, в то же время существовала фантастическая группа The Saints, они играли даже быстрее Ramones. Я бы сказал, что американские и британские панк-группы развивались параллельно. Так бывает, что схожие идеи приходят в голову людям в разных уголках мира и развиваются независимо друг от друга.

К тому же британские панк-группы сильно отличались от американских. Например, Ramones — скорее поп-группа, чем панк. Это были просто ускоренные Beach Boys. Да, они играли быструю и шумную гитарную музыку, но в них было мало панк-эстетики и панк-идей. Они произошли от культуры комиксов и черного нью-йоркского юмора. Sex Pistols были на них совсем не похожи — они по-другому выглядели и по-другому одевались, очень по-британски. А The Clash не походили на «Пистолетов», у них был совершенно другой стиль. Можно долго спорить о том, кто изобрел панк (кстати, Ramones — это неплохая версия ответа на этот вопрос), но то, что мы понимаем под панком сейчас, первыми сформулировали Sex Pistols в 1975—1976 году.

Первое знакомство с панком произошло через фото панк-групп в газетах.

— Вы сказали, что у Ramones было мало панк-идей; что вы бы назвали главной идеей панк-музыки?

— Панк — единственная музыкальная культура, которую невозможно определить. Работает одно правило — нет никаких правил. И в этом крутизна и философия панка.

Другая важная часть панка — это культура do it yourself. Все можно сделать самому. Любой может создать группу. Любой может начать выступать. Любой может запустить фэнзин. Это невероятно вдохновляюще, и в этом была сила панка. Типичный сюжет: молодой человек первый раз попал на панк-концерт, купил футболку группы, а на следующий день уже завел собственную. Таким образом панк мгновенно распространился по всему свету.

— А как вы попали в панк? Какой был ваш первый панк-концерт?

— Впервые я услышал о панке в 1976 году. Мне было 15. Я принадлежу к панк-поколению — я и мои ровесники ждали, что в музыке произойдет что-то подобное. У поколений, которые были нас старше, были The Beatles, потом появился глэм-рок — T.Rex и Дэвид Боуи. Но это была не наша музыка. Мы жили с ощущением, что пропустили классные времена, пока не появился панк-рок. Тогда мы сразу почувствовали — это наша музыка.

Но мы ее не сразу услышали. Первое знакомство с панком произошло через фото панк-групп в газетах. Чуваки из панк-групп потрясающе выглядели, но мы не имели представления, что они играли и как они звучали, ведь записей еще не было. Из пластинок можно было достать только первый альбом Ramones — и все. В конце 1976-го появились «New Rose» The Damned и «Anarchy in the U.K.» Sex Pistols — эти синглы звучали потрясающе. Мы ничего подобного прежде не слышали.

После этих синглов пришло понимание, что надо становиться частью панк-движения. Уже в 1977 году мы собрали свою группу под названием Membranes. При этом мы не знали, ни как играть на инструментах, ни как настраивать гитары.

Моя история типична для панк-поколения, к которому я принадлежу. Мы хотели быть причастными к новой музыке, но никто не знал, что нужно делать. Не то что сейчас — всегда можно найти в YouTube ролики с инструкциями, как играть на чем угодно. А мы шли на ощупь в полной темноте. И приходили иногда к настоящим открытиям — никто ведь не знал, как надо было делать правильно.

Первый настоящий панк-концерт, который я посетил, — это выступление Buzzcocks в Блэкпуле, где я тогда жил. Город был не самый большой. Панк — это ведь городская культура, даже столичная, панк пришел к нам из Лондона и Нью-Йорка. Но Лондон для нас был как Марс — нечто недостижимое. Тем не менее и в Блэкпул раз в два месяца заезжали панк-группы — Slits у нас играли в 1978-м, а потом Joy Division.

Главным проповедником панк-музыки для нас был радиодиджей Джон Пил, который играл на BBC Radio One все самые последние и важные панк-пластинки. Потом в Блэкпуле появилась собственная панк-сцена — у нас играло порядка 20 команд. Потом появилось несколько фэнзинов; так — в абсолютной пустыне — в Блэкпуле возникла оригинальная музыкальная культура. В этом и есть смысл панка.

— Для своей книги «Панк: устная история» вы взяли интервью у огромного количества героев панк-рока. С кем было сложнее всего поговорить?

— Джон Лайдон был очень занят — с ним было сложнее всего договориться о встрече. Ну и он — противоречивый персонаж: может и умеет быть неприятным. С ним поначалу было сложно делать интервью, пока мы не заговорили о краут-роке и экспериментальном роке, о том, как они повлияли на панк и его группу Public Image Limited. Тут он показал себя с другой стороны — образованным, умным и необычным человеком с хорошим чувством юмора. Каким он и является. Ведь он — заложник своего образа, Джонни Роттена. Медиа давно его представляют этаким «плюющимся и сквернословящим демоном», и он часто подыгрывает.

Панк — единственная музыкальная культура, которую невозможно определить.

Кстати, это тоже довольно типичная история для панка. В конце 1970-х каждый панк-музыкант старался показаться самым крутым парнем на районе. Только и разговоров было, что надо быть настоящим панком. Когда я начал делать книгу, прошло время, и в браваде отпала надобность. Музыканты мне не стесняясь рассказывали, что, например, до панка они играли прог-рок — им уже не надо было поддерживать мнимую репутацию. Поэтому мне кажется, что книга у меня получилась интересной — она не поддерживает миф о панк-музыке, напротив, во многих местах ее герои себе противоречат, и это замечательно. Это честно.

— В один прекрасный момент шоу-бизнес начал хорошо зарабатывать на самодеятельной панк-культуре. Пуристы от панка полагают, что поздние альбомы, например, The Clash — это совсем не панк.

— В чем-то они правы, но не до конца. Если бы вы сейчас разговаривали с Миком Джонсом (гитарист The Clash. — Ред.), он бы вам сказал, что все, что он делал в своей жизни, инициировано панк-музыкой. Он всегда играл панк-рок. Только в один момент времени это был панк в стиле «очень громко играют гитары, ухают барабаны, и поверх вокалист надрывается». А в другой момент — в стиле «Rock the Casbah»: провокационный текст, абсолютно панковская вокальная подача и при этом танцевальный хит.

Когда панк только начинался, ни у кого не было представления, что такое панковский звук. Первые группы звучали абсолютно по-разному, и только потом сложился некий канон панк-звука. Тут необходимо вспомнить американскую группу Suicide, вокалист которой — Алан Вега — недавно ушел из жизни. Дуэт Suicide не играл на гитарах, но звук у них был панковский, а еще больше панка шло от подачи Алана Веги и ощущений от музыки. Панк — это не определенный стиль музыки, это прежде всего идея, что музыку можно делать по-своему. Панк — это та музыка, которую тебе хочется слышать. Если тебе хочется, чтобы были громкие гитары, — пожалуйста. А если чтобы были громкие гитары, африканские барабаны и немного хип-хопа — то получатся последние альбомы The Clash.

— Если говорить о судьбе вашей панк-группы The Membranes — в 1990 году вы распались. Что послужило причиной? Появление гранжа и новой альтернативной музыки, которой увлеклась молодежь?

— Мы подошли к точке, когда уже было трудно держать группу вместе, что бы вы ни делали. Такой момент всегда наступает. Андеграундной группой быть непросто. Трудно выживать. Я зарабатывал тем, что много писал о музыке, — я работал в газете The Sounds. Раз уж вы вспомнили гранж: я сделал первое в Британии интервью с Куртом Кобейном. Ну и вообще — мы не распадались, мы просто взяли отпуск на пару недель, который затянулся на двадцать с лишним лет (смеется).

— Что происходит с панком в 2016-м — у вас есть любимые молодые панк-группы?

— Сейчас панк существует во множестве разных версий. Например, есть американский панк, в котором особенно выделяется его калифорнийская разновидность. Для меня это слишком хорошо спродюсированный панк, лощеный и блестящий, записанный в очень дорогих студиях. Я не вижу ничего плохого в том, что панк крутят по радио, но предпочитаю более андеграундный подход. В Манчестере сейчас есть пара хороших молодых групп. Они не выглядят как панк-группы, но играют шумную и грубую музыку, панковскую по духу, — это Cabbage и The Blinders. В Соединенном Королевстве сейчас не так уж много панк-групп — мне кажется, в Южной Америке или даже в России их больше. Но это типично для Британии: мы изобретаем какой-нибудь стиль и отдаем его другим.

— С каких альбомов надо начинать знакомство с панком людям, которые о нем ничего не знают?

— Нельзя пройти мимо Sex Pistols, потому что без них панка бы вообще не было. Молодые люди иногда говорят: вот, мол, они даже не были панками, их менеджер говорил им, что делать. Это чушь собачья. Если Sex Pistols начали панк-рок, то первый альбом The Clash продвинул его на новый уровень — он был фантастически записан, это было и грязно, и одновременно очень поп. А еще я бы посоветовал первые синглы Cock Sparrer — интересные тексты и мощный сырой звук. Первые записи этих трех групп — это образцовый панк из 1977 года. Подлинная классика.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242083
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249864
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416496
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420707
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425981
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427325