18 августа 2016Современная музыка
480

Федор Чистяков: «Надо не серьезное записывать, а шалости»

Главный рокер-баянист страны о новом альбоме «Без дураков», Ленинградском рок-клубе и о том, как прошел его 1991-й

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Светлана Васина

К 30-летию самой безудержной русской рок-группы «Ноль» Федор Чистяков заготовил несколько сюрпризов: только что выпустил абсурдно-реалистический альбом «Без дураков», заканчивает фильм-концерт «Выше ноля» и собирается удивить поклонников ремейками редких песен «Ноля» на готовящейся к юбилею пластинке. Денис Бояринов поговорил с главным рокером-баянистом страны о его новых и старых песнях — понятых и не совсем.

— Как публика принимает песни из «Без дураков» на концертах?

— Этот альбом появился внезапно. Его песни написаны в разной стилистике. Он больше напоминает спектакль. Концертного воплощения новые песни пока еще не получили. Так обычно бывает: должно пройти время, песни должны усесться, а публика к ним привыкнуть, чтобы они заняли свое место в репертуаре.

— А что вы имеете в виду под «появился внезапно»? Как это произошло?

— Я познакомился с одним автором, который выступает под псевдонимом Диана Грей. Он предложил мне несколько своих песен, и они мне понравились.

— Текстов?

— Это были именно песни. Были и тексты, и музыка. Впоследствии мной было многое переработано, но не все.

— Диана Грей — это женщина?

(смеется) Это великая тайна.

— Мне показалось, что ключевой персонаж этого альбома, который появляется в нескольких песнях и на обложке, — это капитан Кинг-Конг. Откуда он взялся?

— Этот альбом совершенно справедливо сравнивают с «Уездным городом N» Майка Науменко, потому что в нем тоже невероятное количество разных персонажей, которые пересекаются в разных песнях. И Кинг-Конг туда же. Однако Кинг-Конг вышел на первый план не то чтобы случайно, но постепенно. Сначала я хотел, чтобы обложка альбома была белая и на ней было написано «Без дураков». Эта идея была признана непродуктивной. Потом, работая над песней, я понял, что на обложке альбома должен быть Кинг-Конг, который плывет на зрителя на подлодке среди суровых северных волн. Мы попросили питерского художника Максима Ляпунова нарисовать эту картину, и он сделал. Так Кинг-Конг и выплыл.

Вроде абсурд полнейший.

— Многие рецензенты пытаются прочитать в песнях этого альбома зашифрованное послание о нашей нынешней реальности. Его там следует искать?

— Поскольку это не совсем мои песни, у меня есть стороннее ощущение от них, как у слушателя. Знаете, бывают такие специальные картинки, где на первый взгляд изображения не видно, так, какой-то узорчик нанесен, но если смотреть на них долго, то оно появляется. Эти песни похожи на такие картинки. Вроде абсурд полнейший, но между строк возникают образы, и они цепляют. Значит, послание есть.

— Вы анонсировали на своем сайте выход альбома «Ноль +30», посвященного 30-летию альбома «Музыка драчевых напильников». Почему вы решили вернуться к этой записи?

— Жизнь подтолкнула. В начале года мне попалась на глаза новость, что Федор Чистяков и группа «Ноль» записали новый альбом. Я очень заинтересовался этим сообщением. Выяснилось, что в сети опубликовали очередной сборник, который был назван «30 лет “Ноля”». Стало понятно, что люди решили, что группе «Ноль» 30 лет и уже никуда не денешься. Сборник удалось убрать из интернета, но стало ясно, что юбилейная пластинка нужна. Тогда я решил сделать пластинку крепких ремейков на песни «Ноля». Благо эти песни есть в нашем репертуаре — они будут звучать отлично.

— Вы их будете записывать так, как исполняете сейчас на концертах?

— Какие-то песни будут звучать так же, как на концертах. Но сюрпризы тоже будут — например, одна песня «Ноля», которая так и не была записана. Альбом будет необычным.

— Раз уж мы стали говорить о «Музыке драчевых напильников»: как вы познакомились с Андреем Тропилло, который помог вам записать этот альбом?

— Все было прозаично. Я учился в одном классе с Алексеем «Николасом» Николаевым, впоследствии ставшим барабанщиком группы «Ноль». С нами учился Анатолий Платонов. Мы втроем организовали школьную группу, пытались что-то играть и однажды решили записать панковский альбом. Попросту оттянуться дома, записав дурацких песен на дурацкие стихи. Группа наша называлась Scrap — то есть «отбросы», «объедки», хотя мы думали, что это значит «металлолом». Самое смешное, что этот домашний альбом Scrap тоже вошел в дискографию «Ноля» и его можно послушать в Apple Music, хотя он записан в абсолютно дремучих условиях.

Записав дома альбом группы Scrap, мы случайно узнали, что рядом с нами находится Дом пионеров, где есть кружок звукозаписи. Мы пришли туда записаться, воспользовавшись тем, что мы пионеры и имеем право. Там мы познакомились с Андреем Тропилло, о котором мы до этого ничего не знали. Благодаря Тропилло мы узнали, что есть русский рок, познакомились с «Аквариумом» и «Алисой» и даже краем глаза видели великих и ужасных, которые в ночное время приходили на эту студию что-то делать. Мы тоже там писали свои песни. В основном это были серьезные песни о смысле жизни и баллады о любви. Тропилло к ним отнесся без особого энтузиазма. Но когда мы показали ему шалости группы Scrap, то Тропилло чуть не упал со стула — очень смеялся. Тут стало понятно, что надо не серьезное записывать, а шалости.

© Светлана Васина

— «Музыка драчевых напильников» сейчас слушается как образцовая русская панк-запись, которых в 1986 году было немного. Вы тогда знали что-нибудь про панк?

— Я был меломаном. У меня был катушечный магнитофон; чтобы достать новую запись, надо было найти человека с хорошей записью и прийти к нему со своим магнитофоном, который весил килограммов 10. Я ездил через весь город, чтобы что-то записать. Музыкальных журналов тогда не было, да и вообще в Советском Союзе практически никакой информации об этой музыке не было — для большинства людей ее не существовало. Была передача по радио, которая называлась «Ваш магнитофон», — там можно было услышать фрагменты песен Beatles или Pink Floyd. А уж видеокассеты, журналы, плакаты с музыкантами — это все было слишком круто. Поэтому я не очень понимал, как мои любимые музыканты выглядят, и о том, что такое панк-рок, я знал очень приблизительно. То, что мы делали, и не было панк-роком, как мне кажется. Мы были простыми ребятами из рабочих районов. В каких-то свитерах. Мы не походили на крутых панков в кожаных куртках и цепях.

— В этом году Ленинградский рок-клуб праздновал 35-летие. Каким был первый концерт, устроенный рок-клубом, на который вы попали?

— Первый не помню. Зато очень ярко помню четвертый фестиваль Ленинградского рок-клуба. Он проходил в ДК «Невский» на проспекте Обуховской Обороны. Я попал на выступление группы «Патриархальная выставка». Очень своеобразная была группа. Тогда они выступали с программой «Идиотека Эпидемия». Это было такое концептуальное полотно: человек, попавший в больницу, рассказывал о том, как ему делали операцию по удалению сердца. Программа меня очень зацепила — я до сих пор помню некоторые фрагменты из нее наизусть и при случае люблю их цитировать. С этого шоу я вышел другим человеком.

— Это было в 1986 году — в тот год, когда появилась «Музыка драчевых напильников», спустя несколько месяцев вы сами уже выступали в рок-клубе. Серьезный прорыв для школьной группы.

— Альбом мы записали к маю, потому что кружок звукозаписи закрывался на школьные каникулы. Во время записи альбома я начал петь и играть на баяне, хотя до этого играл на гитаре, а вокалистом себя вообще не представлял. Но когда я сочинил песню «Инвалид нулевой группы», а Тропилло ее услышал, то он сказал, что мне надо петь и играть на баяне. Алексею Николаеву, который у нас до этого был вокалистом, пришлось сесть за барабаны, а я выдвинулся на первый план, начал петь и сочинять песни под себя. Тропилло же посоветовал вступать в рок-клуб. Договорился с комиссией, чтобы нас послушали. Мы играли в каком-то ДК для пустого зала. На первом ряду сидели три или четыре человека, одним из них был, кажется, Константин Кинчев. Комиссия отреагировала, видимо, положительно, так как в клуб нас приняли. Но я не очень понимал тогда толком, что такое рок-клуб. Тропилло сказал, что надо вступить, — мы пошли и вступили.

© Светлана Васина

— В какой момент вы осознали, что «Ноль» стал одной из звезд рок-клуба?

— На пятом фестивале Ленинградского рок-клуба выступление «Ноля» было очень хорошо принято. Мы стали известны практически на всю страну. Это было в 1987 году. Надо признать, что я совершенно не был готов к росту популярности. Мы были простыми ребятами с окраины, которые ничего не понимали, и эта известность не прошла безболезненно.

— В этом году мы отмечаем еще один юбилей: 25-летие августовских событий 1991-го. В тот год у группы «Ноль» вышел альбом «Песня о безответной любви к Родине» — один из самых известных и любимых поклонниками. Как для вас прошел 1991 год? Где вы встретили августовские события и как к ним отнеслись?

— Многие вещи, происходившие в то время, я осознал значительно позже. На тот момент я был балбесом, вообще не понимавшим, что вокруг происходит. Режиссер Бахыт Килибаев, который снял наш клип «Иду, курю», сказал в одном интервью, что герой этого клипа не понимает, что происходит, и не замечает. Он просто идет и курит, и все ему по барабану. Сейчас я понимаю, насколько он был прав.

В то время, когда случились ГКЧП и путч, я находился у одного приятеля, и мы с ним очень много курили. Курили круглосуточно. А друг мой очень любил одну радиостанцию, где крутили качественную западную поп-музыку. Он ее слушал через усилитель и колонки — она жарила на всю катушку. Помню, что мы проснулись рано утром 19 августа — и вдруг молчит его радиостанция. А вместо музыки странный голос говорит, что всем жителям надо срочно сдать радиоприемники и звукозаписывающие устройства на какой-то пульт. Мы даже не поняли, что мы такое курили вчера! Вот так примерно и прошел весь 1991 год (смеется).

— На одном из последних концертов, исполняя песню «Я живу на улице Ленина», вы сделали ремарку: «Хорошо, что не на улице Сталина». Что вы имели в виду?

— В 2009 году, когда я вернулся в музыку и начал работать с группой «Кафе», я записал песню «Улица Ленина 20 лет спустя». Мелодия была та же, а текст был полностью переписан. Эти строчки взяты оттуда. Главный герой песни вспоминает, как он жил на улице Ленина, как его зарубало, но у него было желание начать свободную жизнь. «Съехал оттуда давно, с переменою адреса. / Чтоб все забыть, словно сон, и начать жизнь по-новому, / Рабство духовное сбросить и жить с новой радостью / И обрести свободу свою и достоинство». Но последний куплет был о том, что он вроде бы уехал, но кажется ему, что он никуда не уезжал: «Вроде бы все то же самое, только по-новому. Снова как будто стою на улице Ленина, и у меня дежавю время от времени».

— Сейчас вы тоже живете с ощущением дежавю?

— Понимаете, чтобы зафиксировать состояние политической жизни, нужны аналитики, люди, которые профессионально этим занимаются. А искусство — это ощущения и чувства одного человека. Они субъективны, но они могут совпадать с чувствами других людей. В 2009 году эта песня не была понята. А сейчас люди начинают понимать, что действительно все очень похоже.

Федор Чистяков выступит 27 августа в московском клубе «Меццо-форте». 


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249414
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416057
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420368
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425605
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426949